Проходя по залам Эрмитажа, посвященным искусству Франции, вы непременно обратите внимание на скульптуру сидящего в кресле суховатого старичка с хитрой полуулыбкой. Кто же это?
Это скульптура Вольтера, которая по праву может считаться настоящим шедевром крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. А создана она была специально по заказу Екатерины II в 1781 году. Зачем же императрице была нужна скульптура Вольтера?
Не углубляясь в эту тему прямо сейчас, можно заключить, что Вольтер был не только любимым автором императрицы, он был ее политическим союзником и защитником. Они вели долгую переписку еще стой поры, когда Екатерина Алексеевна была лишь супругой наследника престола.
Поэтому смерть французского философа-просветителя стала настоящим ударом для императрицы всероссийской. Кончину Вольтера в 1778 году она искренне и долго оплакивала.
Еще при жизни философа его соотечественник Жан-Антуан Гудон начал работу над его скульптурным изваянием. Вольтер тогда уже с трудом позировал. Он был стар и немощен, на лице практически не отражалось эмоций, но их нужно было пробудить.
И тут уже начинается такая легенда: во время сеанса Вольтер заснул (в очередной раз) и тогда Гудон поставил напротив него зеркало, а сам устроился рядом, готовый делать эскизы; в тот к философу подошел помощник скульптора и надел ему на голову лавровый венок, от чего Просветитель проснулся и, увидев себя в зеркале, улыбнулся. Именно эту полуулыбку, словно хитроватую и несколько загадочную, и успел запечатлеть Гудон.
Об этой улыбке много спорили и современники, и последующие поколения. Например, французский скульптор Огюст Роден говорил об этой работе: «Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!».
Изначально сидящий в кресле и загадочно улыбающийся Вольтер был отлит в бронзе по заказу племянницы философа, которая подарила эту работу французскому театру «La Comédie-Française».
А через три года после смерти французского просветителя, в 1781 году, Жан-Антуан Гудон, выполняя заказ императрицы Екатерины Великой, повторил скульптуру уже во мраморе. Изваяние совершенно не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, скульптор сумел передать и текстуру блестящей гладкой ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и даже пронзительный взгляд острых глаз.
Когда отношение правящих кругов Российской Империи к Вольтеру резко изменилось из-за связи идей мыслителя-вольнодумца с событиями Великой Французской революции, это отразилось и на судьбе статуи.
Сначала её просто спрятали в зале иностранной библиотеки Эрмитажа. Говорят, когда работу Гудона увидел Николай I, не переносивший Вольтера за его взгляды, он заявил: «Убрать эту обезьяну». Скульптуру вывезли за пределы императорской резиденции, а затем много раз перемещали в пределах Санкт-Петербурга. В 1887 году статую Вольтера удалось вернуть в Эрмитаж, где она находилась вплоть до революционных событий 1917 года.
Скульптура пережила две эвакуации: с 1917 до 1920 года она находилась в Москве, а в годы Великой Отечественной войны – в Свердловске (ныне город Екатеринбург). После возвращения из эвакуации статуя сидящего Вольтера обрела постоянное место в экспозиции французского искусства Государственного Эрмитажа, где Вы и можете ей полюбоваться.