Как и в прошлой части, мы пройдёмся по истории российских хорроров, на этот раз как и сказано в заголовке, будут нулевые года, как режиссёры эволюционировали в техническом плане после “грязных” на плёнку 90-х, так эти же режиссёры забыли кое-что взять из минувших на артхаусное кино лет, как поднимались бюджеты, но не смыслы которые закладывали собой минувшие поколение кинематографистов, об этом всё и было российское кино нулевых годов, давайте разбираться.
2004-2008
Ночной Дозор (2004г. Реж - Тимур Бекмамбетов)
Делая прыжок сразу же в 2004 год, хочется начать с хорошего, фильм по роману Сергея Лукьяненко — кино лента рассказывает про Антона Городецкого (сыграл персонажа Константин Хабенский) борца с разного калибра нечистью, от вампиров до суккубов, но прежде чем обзавестись статусом истребителя нежити, Антон жил спокойной и семейной жизнью, да только вот когда жена ушла к другому, герой решает пойти к ведьме где просит неверную жёнушку вернуть к себе, ведьма соглашается, но предупреждает что его супруга ждёт ребёнка от любовника, и при навевание заклятья ребёнок погибнет, герой соглашается, и вот когда колдовство почти подошло к концу, в двери вламываются неизвестные люди представившись как «Ночной дозор» мешая ведьме убить ещё не родившееся дитя, но тут ошарашенные Ночные дозоровцы приходят в легкий шок - от того что Антон может видеть их, хотя они находятся в «сумраке» параллельном мире который одновременно сосуществует с нашим, что наводит на мысль вербовки Антона в ряды ночного дозора.
Сюжет у фильма смахивает на книжного ведьмака, только в городском сеттинге, при бюджете чуть больше 4млн$ фильм собрал 33млн$ и весьма заслуженно, по тогда выходившим трейлерам в 2004 году, люди думали что это какое-то Американское кино, и Россия не может выдать таких красивых эффектов, что-ж Тимур Бекмамбетов развеял этот миф, фильм продержался в прокате почти 120 дней, это является рекордом для кина Российской Федерации, который побили через очень долгое время — к слову хочу сказать, когда я посмотрел его впервые в 2006 году, в кинотеатре, со своим дядей, для моего тогдашнего 7-летнего мозга это был шквал эмоций, вспоминаю как после окончания фильма люди аплодировали в зале, и ощущение сложилось будто бы я посмотрел Российскую версию Гарри Поттера только с куда большим налётом хоррора, мало того что большая часть фильма происходит ночью, картинка является затуманенной эффектом «потёмок» от чего создается ощущение будто бы зритель смотрит на картину квадрата Малевича где-то на задворках старого района в сумраке под освещением одного тусклого фонаря, пытаясь разглядеть что же такого на этой картине изображено.
И прежде чем перейти к другому фильму, хочется отметить каков был вклад Тимура в Российское кино тогда, что дало ему шёлковую дорожку к любому кино и любым бюджетам в будущем. Такого успеха который принёс этот фильм, уже не было давно и «Ночной Дозор» занял полку культового фильма нулевых и запомнился тем, что Россию списывать с кинематографических счетов вовсе не нужно, как и режиссёров вроде Тимура Бекмамбетова, который ещё успеет раскрыть и закопать свой режиссёрский талант.
Жесть (2006г. Реж - Денис Нейманд)
Данный фильм не собрал кассу, не был долго в инфо поле, при этом имел весьма неплохой актёрский состав, Гоша Куценко, ныне скандально известный Михаил Ефремов, Иван Ургант, Алёна Бабенко, Алексей Серебряков и многие другие — а что пошло не так? Возможно все дело в плохой рекламной компании или том, что фильм старался косить под Американское кино, при этом имея русский колорит, что-то весьма непонятное для тогдашнего зрителя, даже сам режиссёр говорил что относит свой фильм к жанру который сам и придумал, а название ему «психовик» смесь из психологической драмы, хоррора и триллера с боевиком, такой коктейль не всем будет по вкусу, ведь кончились экспериментальные 90-е, пора бы уже стабильно раздавать один и тот же вкус своим потребителям, но данная картина совмещает в себе такие фильмы как у холмов есть глаза, форсаж и классические ментовские драмы, то есть это какой-то сельский хоррор с большим бюджетом (тогдашним российским режиссёрам вполне хватало 5млн$ что бы раскрутиться) который скатывается то в боевик, то в триллер, то в драму, то в психодел, думаю понятно почему при такой мешанине при бюджете в 5млн$ фильм собрал смешные 1,7млн$.
А что по сюжету? Ради чего стоит смотреть в нынешние двадцатые года этот фильм?
Именно по всем тем причинам что описаны выше, при всем том что я поведал, данная лента не решилась идти по протоптанной дороге, а осмелилась показать что-то необычное, избегая всевозможные шаблоны хорроров и психологических триллеров, конечно уже тогда видны заискивания в сторону запада, клиповый монтаж, попсовый рок в острых моментах и даже проблемы феминизма в мужском мире, но это не выноситься на первый ряд и не старается бросаться в глаза, так как у режиссёра была своя идея которую он прогонял через различные формы киноискусства, а ведь изначально фильм должен был называться «Шесть Соток» и рассказывать про семейную драму с элементами комедии, но после мозгового штурма и шутки «Жесть соток» от одного из актёров, фильм получил то название, что вы видите в заголовке.
Немного забываясь я совсем забыл рассказать, так в чем соль сюжета? А дело обстоит так — главная героиня по профессии журналистка которая работает в комсомольской правде, должна была взять своё последнее интервью у маньяка учителя находящимся на принудительном лечение в психиатрической больнице, но интервью не суждено состояться, потому что экс учитель совершил побег из своего места заключения, тогда журналистка и следователь по этому делу отправляются на поимку маньяка, находя его приблизительное место положение, а именно дачный посёлок который имеет площадь в шесть соток, и нашим героям предстоит выяснить, где прячется маньяк и что из их затеи дельного выйдет.
Возможно синопсис описанный мной покажется банальным, но поверьте фильм успеет удивить и повернуть свой темп на 360 градусов в самые неожиданные моменты.
Мертвые Дочери (2007г. Реж - Павел Руминов)
Сей экземпляр кино производства возвращает наш родной 2007, даже некое ощущение ностальгии по тем временам, один фильм целый портал в прошлое, но пожалуй на этом его плюсы и заканчиваются, потому что при сильных ностальгических чувствах этот фильм страдает заурядным количеством проблем, от самой банальной, его невозможно смотреть, меня мало какие фильмы укачивали, но сей шедевр Павла Руминова (который он кстати сам и монтировал) заставил меня словить такое сильное чувство головокружения, словно я смотрю вниз с балкона двух-ста этажного дома, а все дело в том, что оператор буквально 95% хронометража фильма (а это к слову 2 часа) не стоит на месте, постоянно качаясь из стороны в сторону словно шхуна рыбацкая в самый тяжелый шторм, и не понятно для чего это было сделано, по сюжету фильма на главных героев падает проклятие, если в течение 3 дней они совершают какой либо «плохой» поступок, причем не ясно какой именно, для детей призраков это может быть все что угодно, то призраки убьют их, если же нет то успешно спасаются, хотя логику в данном фильме трудно сыскать, тем не менее я очень постарался это сделать, и попытался понять задумку оператора, возможно он хотел что бы с каждым днём камера покачивалась всё сильнее и сильнее показывая как все с каждым минутой убывает ментальное равновесие главных героев, да вот только забыл, что делать надо это постепенно и не спеша, тем более как вы скорее всего догадались, тут затронута тематика проклятий, да сие кино картина черпает вдохновение ( крадёт идеи) уже не от западного формата, а от наших восточных соседей, аниме культура тут мелькает постоянно, то один из героев на аниме фестивале, то вся компашка героев смотрит аниме в жанре хоррор, даже сам аниме фестиваль называется «samara girls» режиссёр уже не намекает, а кричит откуда слизал всю идею, и казалось бы, да взял подчистую идею из фильмов звонок, проклятие, один пропущенный звонок и тд, но может как то развить эту тему? А не просто паразитировать на ней? Увы до такой роскоши не соизволили додуматься.
Все сказанное было к тому, что начиная именно с 2007 года, российские режиссёры хоррор фильмов начали внезапно копипастить идеи и сюжеты с каким то усиленным рвением, если в прошлые годы этого было едва заметно, то после седьмого года, количество подавляло качество, а как там сюжет? Окей операторская работа отвратительна, музыка и эмбиент взяты из бесплатного софта где кроме миди скрипочек и рнб-звуков ничего нет, а актёрская игра кажется упоко́илась ещё с первых пяти минут фильма, но что же все таки по сюжету?
Дело обстоит так — Вера рассказывает городскую легенду своим друзьям (будущие главные герои) про трех дочерей которых утопила их собственная мать, и через три года призраки дочерей добрались до своей родительницы, в психиатрической палате где и содержалась несостоявшаяся мать последние три года, её находят мертвой, но на этом ярость и печаль что окутали детей не могут успокоиться даже после совершенной вендетты над родителем.
Проклятие в фильме работает таким образом - дочери психически больной мамаши следят за тем, кто в течение трёх дней последним видел их предыдущую жертву, и в том случае если человек совершал какой либо плохой поступок они убивали его, что и случается с Верой, которая пересеклась с их последней жертвой и не помогла ей, конечно же её постигла та же участь что и предыдущую жертву девочек, а друзья Веры понимают, что они все видели в тот момент её последний раз живой.
И казалось бы при такой довольной хорошей идее, где автор закладывал весьма депрессивные мысли, а может лучше умереть одному? А стоит ли прощать родителей? Друзья все равно не помогут в трудную минуту? Проект страдает от реализации этих идей, в очередной раз доказывая что тотальное непонимание концепта и того что закладывали авторы в свои произведения, рождает и непонятную реализацию.
Путевой Обходчик (2007г. Реж - Игорь Шавлак)
Ещё самую малость задержимся в 2007, на очередном кино, который ворует даже смелее прошлого экземпляра, совсем не стесняясь своего жанра и штампов, хотя может в этот раз получилось? Увы и ах.
На западе к 2007 году жанр слэшер уже успел пережить золотое десятилетие, серебряное и бронзовое, в Россию же он пролез только после середины нулевых, и данная картина является первооткрывателем этого жанра для Российского рынка и зрителя, а взялся за данную операцию Игорь Шавлак, режиссёр который уже до этого мелькал в прошлой части моего эссе, ведь дебютировал Игорь фильмом «Семья Вурдалаков» в 1990 году, и казалось бы мог продолжить и дальше свою карьеру как хоррор режиссёра, но почему-то в дальнейшем решил снимать исключительно боевики с ментами, драмы с ментами, комедии с мен...ну и так далее, и вот по всей видимости изрядно устав от такой карьеры, он решил вернуться к жанру ужасов, и не просто вернуться, а представить публике первый Российский слэшер и свой последний фильм.
Не долго думая, давайте взглянем на сюжет и другие аспекты фильма положившему начало Российской истории слэшеров — а начать пожалуй стоит с титров, ведь это лучшая часть фильма, мелодичная и криповая заглавная тема придает как это модно сейчас говорить «вайб» дальнейшим событиям и оставляет надежду что фильм весь будет таким….
Сюжет начинается с того что происходит ограбление банка, план которого трое друзей грабителей обсуждают в людном месте используя наггесты и картошку фри как аллюзию на свои действия в ходе ограбления, и вот казалось бы удачно обсудили, и удачно сложится, да срывается замысел в ходе операции безобидной мелочью, которая приводит налётчиков и трое заложников (две сотрудницы банка и милиционер) в тоннели московского метро где они заранее договорились с диггером по имени Шплинт (да имена у всех бандитов взяты прямиком из фильмов про ментов, вы же не забыли кто режиссёр) который пообещал вывести их наружу подальше от места ограбления, и вот кино вспоминает что оно является ужастиком и наконец показывает свои потуги напугать, кодла персонажей обнаруживает того самого Шплинта еле живого с вырванными глазами, он умирает у них на руках, и тут один из персонажей вспоминает байку про пострадавших при чернобыльской АЭС, мол их исследовали здесь пока один из «Экспериментов» нес бежал и поубивал всех врачей с помощью кирки.
Что-ж стоит подумать, а привносит ли данное кино новизну в жанр слэшер, ведь как только ты понимаешь что это калька фильма «Мой кровавый Валентин» становится очевидно продюсеры ожидали денежного профита на волне тогда выходивших американских слэшеров, но абсолютное непонимание штампов и клише этого жанра, и сломали все зубы данной кино ленты, именно поэтому режиссёр после 2007 года перестал снимать хоть что-то.
С.C.Д. (2008г. Реж - Вадим Шмелев)
Завершает цикл «нулевых» фильмов ещё один слэшер, три буквы в название киноленты расшифровывается по словам самого режиссёра несколькими вариантами : Самый Страшный День, Смерть Советским Детям и Страх Советских Детей, и это оригинальное отличие данного проекта от своих западных собратьев присутствует в одном экземпляре, потому что слизывание с таких фильмов как пила и пятница 13-е тут просто брызжет из экрана, лишь изредка пытаясь и выдавливая из себя крупицы чего-то нового, а чего же именно?
Сюжет строится на основе трехвременных линий, первая показывает 1984г и пионерский лагерь «лесная поляна» где пионер наблюдает картину коитуса двух вожатых, что конечно же по всем канонам жанра прерывается маньяком с холодным оружием который лишает их жизни, а затем и себя на глазах у пацана.
Вторая временная линия разворачивается в 2008 году, проходит кастинг на роль в реалити-шоу «Пионер Лагерь» где отбирают пять парней и девушек которые будут соперничать за главный приз в один миллион рублей, персонажей привозят на территорию лагеря где их встречает ведущая (Анфиса Чехова) и отбирает у них телефоны, раздают им микрофоны, а голос ведущего который конечно же изменён компьютерным способом рассказывает дальнейшие действия и задания которые игрокам нужно будет выполнить.
И первое задание провести пробную репетицию голосования перед выходом в прямой эфир. А голосование проводиться за выбывание одного из игроков, парнишка Фёдор предлагает свою кандидатуру и приняв статус «выбывшего» уходя по алее к выходу получает стрелу в голову, конечно же это было запечатлено на видеокамеру которые расставлены по всему периметру лагеря и попадает в прямой эфир телеканала.
А вот и третья временная линия которая показывает как спецназ прибывает на территорию лагеря, но участников не обнаруживает, оперативники узнают что эфир записан ещё неделю назад, с этого момента две временных линии будут рассказывать сюжет с двух точек зрения, событий в лагере и ходе следственного разбирательства.
Из всего сказанного становится понятно как режиссёр пытался привнести что-то новое и интересное в фильм, городская легенда о маньяке, временные линии, сеттинг пионер лагеря и тематика реалити-шоу которые в те года были на пике популярности, казалось должны были принести успех создателям, но очередное не понимание правил жанра, игнорирование тех идей которые несли слэшеры запада и жажда наживы на популярном жанре по итогу оказались последнем гвоздём в жанр Российского кино хоррора, который лишь изредка после 2008 года будет на слуху и выйдет из комы только ближе к 2020 году, о чем мы поговорим в третьей части моего эссе.
А на этой финальной ноте хотелось бы отметить, что очень жаль кинематограф ужасов России нулевых, видя потенциал который не был реализован в ходе различных условий и причин которые мы проговорили, становиться страшно от того, что мы потеряли. В следующей же части разберём как на себя взяли эстафету десятые года в сфере фильмов ужасов нашей родины, и как данный жанр пытались реабилитировать, а получилось ли, узнаем далее.