Найти в Дзене

«Незнакомец на берегу». Чудесная мелодия скромного британского кларнетиста, которая играючи прошла сквозь десятилетия и жанры

В начале 1960-х годов перспектива «британского вторжения» в США казалась смехотворно маловероятной. Большая часть культурного движения была односторонней — из США в Великобританию. Тем не менее, была одна пластинка, записанная в Великобритании, которая возглавила чарты по ту сторону Атлантики.

Мелодичная пьеса «Stranger on the Shore» была написана и исполнена Акером Билком — кларнетистом из Сомерсета, который зарабатывал на жизнь, выступая в джазовых барах. Хит обеспечил ему безбедную жизнь.

Акер Билк утверждал, что придумал мелодию в такси. Сначала она носила название «Дженни» — в честь дочери автора.

Билк был достаточно известен, чтобы ему предложили создать музыкальную тему для детского сериала. «Дженни» пришлось переименовать в «Незнакомца на берегу». Задумчивая, воздушная мелодия в сопровождении струнных звучала по телевидению по воскресеньям после обеда. Под неё героиня сериала с тоской смотрела через Ла-Манш в сторону своего дома во Франции.

Сингл «Stranger on the Shore» был выпущен в октябре 1961 года. Он продержался в хит-параде 55 недель, уступив лишь «The Young Ones» Клиффа Ричарда. Зато — что удивительно — стал Номером один в США. Скромняга-кларнетист внезапно стал большой звездой.

Его пьеса оказалась удивительно гибкой и податливой. В качестве инструментала она привлекла внимание американской группы Booker T & The MG's, звезды соул-джаза Кинга Кёртиса и гавайских королей Santo & Johnny.

Будучи истинным джазменом, Акер Билк был, несомненно, польщён, когда Дюк Эллингтон записал его мелодию для своего альбома. Среди других заслуживающих доверия инструменталистов, которые взялись за «Незнакомца на берегу», были Чет Бейкер с его мягкой джазовой трубой и кантри-гитарист Чет Аткинс. И, конечно, неподражаемые The Ventures!

«Stranger on the Shore» оказалась слишком успешной, чтобы остаться без слов. Музыкальный издатель Роберт Меллин сочинил стихи о юноше, тоскующем по своей далёкой возлюбленной, дав песне вторую жизнь. Версия The Drifters стала хитом в США в 1962 году, когда инструментальная композиция Билка поднималась в том же чарте.

Чем дальше, тем более причудливыми становились интерпретации. «Незнакомца на берегу» в 1968 году записал регги-саксофонист Вэл Беннетт под руководством продюсера Ли «Скретча» Перри. Последний пять лет спустя курировал выпуск версии от певца Дэвида Айзекса. Ямайская вокальная группа The Chosen Few в 1973 году предложила своё видение.

Рейв-анархисты The KLF активно использовали ретро-сэмплы из сочинения Акера Билка в своём альбоме 1990 года «Chill Out». Например, в треке «A Melody From a Past Life Keeps Pulling Me Back».

Название «Мелодия из прошлой жизни продолжает тянуть меня назад», вероятно, отразило бы и чувства самого Акера Билка. В 2012 году он признал, что устал от собственного хита: «Всё отлично, но за 50 лет он слегка надоедает!»

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!