За последние три дня история Ольги Созиновой из Нижнего Новгорода облетела всю страну. Конечно, и мимо нас она не могла пройти незамеченной.
Общественный резонанс возник благодаря журналистам Ютуб-канала «Кстати. Новости Нижнего Новгорода». Темы, которые ребята поднимают в своих репортажах, всегда актуальны и остры. У меня за плечами тоже имеется 8-ми летний опыт работы на радио и телевидении, поэтому уровень профессионализма и социальную значимость нижегородских корреспондентов я оцениваю очень высоко.
Итак, что же случилось:
Мать семерых детей, нижегородка Ольга Созинова неожиданно узнала, что её 3-х комнатная квартира арестована судебными приставами и выставлена на торги по заниженной стоимости. Также у женщины заблокировали все банковские карты.
По словам Ольги, документы, подтверждающие наложение ареста на доходы и имущество, а также акт об оценке жилого помещения ей никто не предоставлял.
На Госуслуги пришло лишь «приглашение на беседу» в отдел судебных приставов (внимание: на 01 февраля 2024 года в 00:00).
Многодетная мать сделала неутешительные выводы: сотрудники ФССП втихаря решили реализовать её квартиру, надеясь, что гражданка «проворонит» приём у пристава и не успеет обжаловать постановления.
Отмечу, что задолженность по исполнительному производству у Ольги действительно была: 16 519 рублей. Первоначально долг составлял 29 600 рублей, однако он постепенно гасился (с банковского счёта должницы, на который поступали алименты на детей и прочие соцвыплаты, приставы потихоньку производили взыскания).
Как этот долг образовался? Нет, отнюдь не кредитная кабала.
В 2006 году Ольга приобрела землю, а производивший межевание участка кадастровый инженер допустил оплошность при составлении координат. Пришлось обратиться в суд, чтобы признать экспертизу негодной и сделать новую, с корректировкой. Вот те самые 29 600 рублей и должна была Ольга возместить по судебному решению. По какой-то причине всю сумму сразу не внесла. Её вполне устраивало, что приставы списывают по чуть-чуть, и долг медленно «тает».
Разумеется, она и подумать не могла, что взыскателю надоест списывать средства должницы каждый месяц «по копейке» и он вздумает получить всю сумму разом, продав по-быстрому имущество гражданки.
Вот тут ещё есть примечательный момент: рыночная стоимость «трёшки» Ольги Созиновой составляет примерно 7 - 8 млн рублей (по кадастру 5 млн рублей). А «блюстители закона» оценили её почему-то вдвое дешевле – в 3,8 млн рублей. Причём, выяснилось, что приличную квартиру в Нижнем Новгороде превратила в «уценёнку» некая коммерческая «экспертная контора», находящаяся аж в Тюмени! И пристав, который всё это «наворотил» (наложил арест на жильё и приобщил к делу сомнительную оценку), уже уволился. Новый сотрудник, принявший исполнительное производство в работу, порекомендовал попытаться оспорить действия службы ФССП в суде.
Понимая, в какой переплёт попала, женщина обратилась за помощью к журналистам.
Ольга недоумевает: по Закону, арест имущества должника должен быть соразмерен объёму требований взыскателя. А какая может быть соразмерность у долга в 16 000 рублей и квартирой за 8 000 000 рублей?!
После того, как в отдел ФССП нагрянули корреспонденты популярного СМИ, должница получила на руки и оценочный акт по жилью, и даже отсрочку исполнения решения приставов на две недели (чтобы было время обратиться в суд).
Однако уже на следующий день эту «отсрочку» отменили и предоставили разъяснения: приставы имеют полное право арестовать и реализовать вашу квартиру, ибо она не является единственным жильём! А Вы, мол, гражданка, сами виноваты, потому что не сообщили службе ФССП о другом имуществе, находящемся в собственности (второй квартире и земельном участке).
*Такой ответ, по моему мнению, просто «дичь»! С каких пор судебные приставы не делают самостоятельные запросы в Росреестр, ГИБДД, Гостехнадзор и прочие ведомства с целью выявления имущества гражданина?!
Кроме того, мне не понятно, чем руководствовались приставы, когда надумали продать самый дорогой актив должника – 3-х комнатную квартиру, где она проживает с 5-ю несовершеннолетними детьми? Почему не второе жилое помещение меньшей площади (там живут двое старших детей Ольги) или земельный участок?
Даже если мы возьмёмся оценивать вторую квартиру должницы и земельный надел, они тоже не будут стоить 16 000 рублей. Верно? Снова встаёт вопрос о соизмеримости суммы задолженности и стоимости имущества.
Лично мне кажется, что кое-кто неоднократно проворачивал подобные схемы по отъёму недвижки у должников. И нечаянно "потерял берега" и "запалился". Находили «своего» покупателя, делали "левую" оценку в «шарашкиной конторе» (таких сейчас - тьма), за спиной у зазевавшегося и вялого гражданина продавали на торгах имущество. А бедолага спохватывался, когда уже было поздно.
Тут ненароком вспоминается ещё один недавний случай «отъёма жилья» у стариков-инвалидов судебными приставами г. Красноярска из-за долга в 38 000 рублей. Недвижимость 53 кв.м. продали также по - дешёвке: всего за 3,7 миллионов рублей. И аналогично - за спиной у собственника. Похоже на мошенническую эпидемию какую-то, коварный рейдерский захват помещений, в котором участвуют не «чёрные риелторы», а представители органов власти.
Все мы знаем, что простые обыватели юридически не подкованы, доказывание своей правоты занимает много времени и требует немалых финансовых затрат. Человек просто оказывается в ловушке в таких обстоятельствах. Особенно страшно людям связываться с госчиновниками, которые очень часто оказываются хуже «махровых бандитов» из 90-х: они умело пользуются правовыми нормами; на их стороне начальство, надзорные органы и суды.
Проще – своевременно заплатить
Безусловно, друзья, сам факт того, что жильё многодетной матери за абсолютно смешную сумму в 16 000 рублей попала на торги, вызывает много вопросов. И больно бьёт по самоуверенности некоторых товарищей, бравирующих «экспертным мнением» в тематических ветках в Интернете, мол, «не платил и платить не собираюсь, квартиру не заберут». А в нынешних реалиях забирают: и единственное жильё, и прочее имущество. А ты ходи потом по инстанциям и качай права годами.
В вышеописанной ситуации я лично считаю, что гораздо проще заплатить этот небольшой долг и жить спокойно. Ну, излишне здесь говорить о том, что женщина совершенно нищая, у неё дети и так далее. Если бы всё было действительно плачевно с деньгами, опека давно забрала бы детей. А там целых 3 объекта недвижимости в собственности, пособия, алименты, наверняка и старшие дети работают (раз живут отдельно от матери). Давно бы уже оплатила долг и не пришлось бы участвовать в неприятном спектакле, в котором она – в роли жертвы, а приставы – злодеи.
Я ни в коем случае не оправдываю сотрудников ФССП. Всё-таки работаю юристом по банкротству и знаю немало случаев, когда данное ведомство в погоне за увеличением денежных сборов действует цинично, жестоко и без снисхождения к гражданам. И чтобы оспорить их решения, порой нужно сильно постараться (а результат мало предсказуем).
История, произошедшая с Ольгой Созиновой, весьма поучительная. Хочется верить в то, что прокуратура во всём разберётся. Надеюсь, что квартиру не успеют продать, и вообще это всё задумывалось взыскателем с единственной целью – побудить должницу оплатить задолженность, «шантажируя» продажей недвижимости.
Всем прочим – урок: юридическая безграмотность и невнимательность в данной ситуации очевидны.
А как вы думаете: кто прав и виноват в этой истории?
Напишите в комментариях!
Чем закончилась история - узнаете отсюда:
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки!
* Если хотите узнать, подходит лично Вам процедура банкротства или есть какой-то альтернативный выход из положения - мы рады ответить на Ваши вопросы. Консультация - бесплатно!
Ведём дела «под ключ»: начиная от сбора документов и до полного завершения процедуры банкротства.
Супер-штаб ЮК «Реальное Банкротство» находится по адресу:
г. Москва, пр-т Вернадского, д.39, офис 627А
Тел. / WhatsApp: +7(977)817-64-59, +7(915)376-18-94
E-mail: rbankrotstvo@bk.ru
www.real-bankrot.ru