Порой случаются такие моменты, когда после эмоционально насыщенных событий требуется сделать паузу, остыть и понять куда двигаться дальше. Именно в таком положении оказалась Милен Фармер, окончив свой первый концертный тур. Сегодня поговорим о периоде с начала 1990-го по конец 1992-го года. Время насыщенное раздумьями, работой, скандалами. В конечном итоге это была еще одна ступень на пути превращения певицы в ту личность, которую многие представляют сейчас.
Сперва вспомним бэкграунд. 1989-й стал поистине триумфальным годом в карьере певицы:
1. Альбом "Ainsi soit je..." пересек отметку в миллион проданных копий (к концу года 1.5 млн.), обеспечив Милен место в книге рекордов Гиннеса. (Первая французская исполнительница, чей альбом разошелся тиражом в 1 млн. экземпляров).
2. Впервые в карьере песня, выпущенная синглом, заняла вершину рейтинга продаж с результатом в 800 000 копий ("Pourvu qu'elles soient douces").
3. И, конечно, оглушительный успех первого в жизни Фармер концертного тура. 46 концертов, 300 000 зрителей, забитый до отказа зал Берси на финальных выступлениях 7-8 декабря.
Все это на фоне регулярных съемок объемных клипов, выступлений на TV, раздачи интервью и вынужденных кадровых перестановок. Несколько лет непрерывного упорного (а к 89 году изматывающего) труда себя полностью оправдали. Пришло время отдохнуть и собраться с мыслями. Уйти в отпуск.
М.Ф. - "Я думаю, нам нужно спрятаться после выступлений на сцене. Это очень много эмоций". (Pour un clip avec toi - M6, 7 апреля 1991 г.)
М.Ф. - "Я думала о новом альбоме, но не бралась за перо (после окончания Tour-89, ред.). Я немного подождала, потому что поняла, что когда мы выходим из состояния сильных эмоций, это не совсем подходящее время для написания. Я позволила пройти четырем-пяти месяцам. Я выжидала." (Salut, 10 апреля 1991 г.)
Хотя отпуск это какая-то полумера. Милен решила исчезнуть из поля зрения общественности совсем. Путешествия, посещения выставок и мероприятий, работа над альбомом - все проходило в режиме полного молчания и как можно большей скрытности. Благо эпоха смартфонов и интернета еще не настала и быстро отслеживать перемещения звезды не могли даже вездесущие фанаты. А между тем, певица времени даром не теряла:
М.Ф. - "Я много читала, очень много стихов. Много размышлений. Не обязательно очевидные вещи. Я открыла для себя живопись, заинтересовалась ею и на это требовалось время. А потом, я думаю, сделала все, что не могла сделать в течение полутора лет, то есть ходила в кино или целыми днями ничего не делала. Что, кстати, не очень хорошо!" (Salut, 10 апреля 1991 г.)
Точно сказать, где бывала в это время Милен сложно. К настоящему моменту в сети можно обнаружить несколько фотографий, связываемых с тремя мероприятиями:
1. Модный показ от кутюрье Тьерри Мюглера (именно он разрабатывал концертные костюмы для Tour-89). На него звезда пришла в качестве зрителя вместе со своим новым менеджером Тьерри Сюком.
2. Концерт Prince в Париже, там ее заметили в компании с Лораном Бутонна и Тьерри Сюком.
3. Открытие выставки Алена Делона в марте 1990-го.
В то время как конкретных новостей от Милен и ее коллектива не было, некоторые проявления ее воли все же прорывались во внешний мир.
Весьма забавной оказалась история первой печатной биографии Фармер. Стремительный взлет популярности Милен естественно породил массу желающих написать о ней. И не только отдельные статьи. 30 мая 1989 г. вышла первая биография певицы. "Mylène Farmer" Патрика Мило содержала примерный набор информации о жизни певицы от детства до 89-го года. Вскоре о существовании книги узнала Милен и испытала неприятное удивление, ведь ее разрешения никто не спросил. Не меньшее раздражение у нее вызвало визуальное оформление книги - оно было отвратительным. Первая биографическая книга о ней и в таком виде - ужасно. По требованию Милен распространение книги было прекращено. Но примерно в это же время появился новый автор - Филипп Сэги, который через нескольких знакомых вышел на Бертрана Ле Пажа, а затем и на певицу. К тому времени Сэги успел написать несколько статей о Фармер для журнала Rocknews и, по его словам, они ей понравились. Милен от сотрудничества не отказалась. При содействии звезды в 90-м году вышла новая книга - "Ainsi soit Elle" ("Такая она"). С приятным оформлением, несколькими включенными рисунками певицы и ... вырезанной частью о Ле Паже. После ссоры со своим менеджером звезда попросила убрать его из биографии.
М.Ф. - "Этот человек имел желание написать такую книгу, и я не имела права запрещать ему это. Я не люблю говорить о своей личной жизни: моя творческая жизнь известна, и этого достаточно. Я знала, что речь идет о ком-то великодушном. Несмотря ни на что, я чувствовала себя отсутствующей в ней. (...) По крайней мере, эта (книга) красивая. Остальное ко мне не относится." (OK !, 15 апреля 1991 г.)
Существует версия, что итоговый результат оказался очень далек от ожиданий Милен. Прямых доказательств нет, но цитата выше отдаленно намекает на это.
(Личное мнение - данная книга биографией не является, т. к. избыточно заполнена чрезмерным пафосом и личными измышлениями в ущерб конкретике.)
Пока в студии кипела работа, поклонникам изредка подкидывали заготовленные материалы. Выпущенный в конце 89-го концертный альбом неплохо распродавался, достаточно быстро став платиновым. В феврале 1990-го вышел live-сингл Allan с новой записью на стороне B - "Psychiatric". В апреле в аналогичном формате вышла концертная версия "Plus grandir". 5 ноября 1990 г. общественности наконец представили концертный фильм Tour-89.
Выход нового альбома был запланирован на весну 1991 г. Еще раньше готовился выпуск первого сингла с него - "Désenchantée". Вторая половина февраля 1991-го оказалась занята съемками клипов "Désenchantée" и "Regrets". Милен и Лоран заготовили для публики настоящую бомбу: 18 марта первый сингл официально вышел в продажу и попал на радио. Следом идет ряд выступлений на TV, где поклонники после долгого ожидания вновь увидели Милен в новом образе.
3 апреля начинается трансляция клипа "Разочарованная", тем самым поднимая ажиотаж еще больше. Ничуть не преуменьшая художественных достоинств песни и клипа, следует все же заметить: идеальное попадание в политическую, социальную и культурную повестку обеспечили произведению огромную популярность. Случайно или намеренно Милен выразила именно то настроение, которое царило в обществе. Позже в интервью она будет старательно отгораживаться от аллюзий на действительность. Но глядя на музыкальное видео, сложно отделаться от мысли о его прямой связи с протестами в стране.
8 апреля в свет выходит третий студийный альбом "L'autre" и немедленно обретает популярность. (Его содержанию посвящена отдельная статья на канале).
В июле на радио началась трансляция "Regrets", в ноябре - "Je t'aime mélancolie". Успех альбома уже становится виден, кол-во проданных копий исчислялось сотнями тысяч и это был еще далеко не предел.
- "Если темы останутся прежними, а артист останется нетронутым в своей застывшей красоте, мы не будем жаловаться на это. Милен плетет, альбом за альбомом, паутину своей собственной легенды" (Salut, 24 апреля 1991 г.)
Конечно, не обходилось и без критики, но разнообразием она не отличалась. Все, за что упрекали ее в прошлые разы вспоминали и тут. Нередко просто по инерции.
Тем не менее поклонники были счастливы и число их все увеличивалось. Увы, побочные эффекты такой популярности не заставили себя ждать. За прошедшие пару лет у Милен появились преследователи в лице безумных фанатов, искавших встречи любой ценой. Ничем хорошим это закончиться не могло. (Излагаемая далее история сохранилась в виде газетных заметок и полной картины не дает - прим. авт.)
12 ноября в приемную офиса компании Polydor на улице Cavallotti вошел мужчина, вооруженный ружьем. Не сказав ни слова он выстрелил в администратора ресепшена Жана-Франсуа Пигальо и направился на верхние этажи с целью продолжить расстрел персонала. Однако попытка убийства другого сотрудника не удалась - оружие заклинило. После этого преступник, бросив ружье, бросился бежать. Вскоре сотрудники полиции обнаружили его в соседнем офисе и арестовали. Стрелком оказался 27-летний Лоран Бергер. На допросе он рассказал, что является поклонником Милен Фармер и уже давно отправляет ей письма, ни на одно из которых не получил ответа. Решив разобраться в ситуации он приехал в Париж несколько месяцев назад и направился в офис Polydor, где попросил домашний адрес певицы. В этом ему было отказано. Возмущенный Бергер решил, что сотрудники компании из злого умысла препятствуют его встрече с кумиром, а значит преграду надо ликвидировать. Сам Бергер, как выяснилось, давно состоит на учете у психиатра. Он был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение. Жан-Франсуа Пигальо от полученного ранения скончался в больнице.
Инцидент потряс Милен, что видно даже из ее скупых комментариев.
М.Ф. - "Мне предложили защитить себя, я отказалась. В таких случаях вы думаете не о себе, о том, что могло случиться с вами, а о скорбящей семье, об этом человеке, который умер и не имел к этому никакого отношения. Перед лицом такой трагедии мы чувствуем себя полностью лишенными слов и средств. Мы обязательно чувствуем себя виноватыми. Эта смерть так несправедлива..." (Podium, №241, февраль 1992 г.)
Многие склонны считать, что это событие окончательно превратило Милен в затворницу. Данное мнение, однако, сложно доказать. Скрытность была характерна для ее поведения и до этого, что особенно стало заметно по первой половине 1990-го. Говорить о личной жизни Фармер никогда не любила без особой надобности. То же самое относится и к характеру с увлечениями. Даже о работе, то есть о своем творчестве, певица рассказывала неохотно и очень размыто, воспринимая это как неприятную обязанность. Окончательный "побег" от публики случится только в начале нулевых, когда молчание по 10-12 месяцев станет для нее обычным.
Так или иначе, через неделю после инцидента вышел сингл "Je t'aime mélancolie". Рабочий процесс вернулся в привычное русло. 6 декабря вышел соответсвующий клип, включавший очередное новшество в карьере. Впервые в музыкальное видео ею была добавлена хореография, при этом масштаб действа существенно уменьшился. Из интересных мелочей можно выделить и первый случай сотрудничества Милен с Жаном-Полем Готье. Костюмы для клипа были придуманы им.
1992 год оказался скандальным. В продажу вышел сингл "Beyond my control", в мае на экранах появился клип и цензура обрушилась на Милен и Лорана. Из-за обилия откровенных кадров и жесткости видео порезали, но трансляцию не отменили. А вот за следующий свой сингл Милен получила шквал критики и без всякого клипа.
Во второй половине года Фармер приняла участие в проекте Этьена Дахо. Он собирался выпустить сборник песен "Urgences" (Чрезвычайные ситуации) от разных артистов. Все средства от продаж сборника направлялись в фонд борьбы со СПИДом. Милен записала для компиляции ремикс "Dernier Sourire". Но останавливаться на этом не стала, посвятив следующую песню той же теме. "Que mon cœur lâche" ("Пусть мое сердце трусливо") стала уже личным высказыванием певицы, которое многие совершенно не поняли. В тексте она сокрушается над самим фактом существования в мире такого заболевания и необходимости использования, в связи с этим, контрацептивов. Но образный язык Милен на этот раз подвел ее. Часть аудитории и критиков восприняли текст как выступление против презервативов на фоне эпидемии. Пришлось оправдываться:
М.Ф. - "Моя роль как артиста заключается в том, чтобы выражать свои эмоции. В этой песне я просто констатирую факт о любви в наши дни, любви, извращенной угрозой болезни... (...) Каждый должен взять на себя ответственность. (...) Это обыденность, я не могла скрыть её. Во имя чего отказываться говорить о той или иной проблеме? Каждый из моих дисков, из моих клипов ясен, растолкован. В них каждый видит свои собственные фантазии, своё собственное мнение. Может мне все-таки стоит замолчать?" (Télé 7 Jours, 19 декабря 1992 г.)
Интервью вообще примечательное. Так упорно с одним и тем же вопросом на Милен редко наседали.
Но нет худа без добра. Изданный в конце ноября альбом ремиксов, ради которого и выпускали еще один сингл, показал неплохие результаты. К тому же публику удалось порадовать доп.релизами в преддверии новой музыкальной паузы для съемок "Giorgino". Специально для остальной Европы Милен написала английскую версию песни - "My soul is slashed". Успеха он не достиг, но опыт сочинительства на английском языке был полезным. Закончился год на удачной ноте. Вышедший 12 декабря клип "Que mon cœur lâche" был воспринят теплее, чем сингл. Впервые съемками музыкального видео для Милен занимался не Лоран Бутонна. Кресло режисера занял Люк Бессон и его появление благотворно сказалось на разнообразии. Лоран Бутонна конечно хороший режисер клипов и эстет, но его эстетика это мир грусти и декаданса. Бессон привнес в творчество Фармер толику светлого юмора и более близких публике метафор.
Тут же можно узреть забавное пересечение из мира поп-культуры. В клипе мы видим копию Майкла Джексона, на которого потом падает крест. Вскоре на премии "World music awards" Майкл будет вживую из первого ряда наблюдать за выступлением Милен. Кстати на этой же церемонии ее наградили как самого успешного франкоязычного артиста с наибольшим количеством продаж.
На этом в музыке был сделан перерыв. Первая половина 1993-го оказалась заполнена съемками полнометражного фильма Лорана Бутонна "Giorgino", где у Милен была одна из главных ролей. Никаких туч на горизонте не предвиделось. Альбом "L'autre" продался тиражом более 2 млн экземпляров. Прибавим к этому еще около миллиона проданных копий синглов. Как говорили многие и тогда и теперь, наступило ослепление от собственных успехов. Пара творцов втянулась в кино-авантюру, вложив огромные деньги, с простой целью - исполнить свои детские мечты. О том, как они покоряли большие экраны и поговорим в следующей части.
Делитесь своим мнением в комментариях и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.
До скорых встреч!