Найти в Дзене
Питерский Назгул

Толкиенисты и кАнонисты.

Всем, кто это читает - здравствуйте 👋, а всем остальным - до свидания 👋 или прощайте 👉👉👉 Итак, спустя месяц после очередного дня рождения Великого Сказочника (и в свой) помыслю о других могильщиках литературного наследия Толкиена, помимо Amazonа - о кАнонистах. С Amazonом всё просто и понятно: экранизация любой книги удаётся редко (по сюжету/содержанию) и крайне редко (по духу/атмосфере), а тут ещё обильно удобрили ЛГБТ-хернёй и разноцветными (во всех смыслах) галюнами (назвать это фантазиями не получается). С кАнонистами сложнее: для них КАНОН это священные тексты (похлеще Библии и Корана вместе взятых), краеугольный камень мироощущения, в общем - альфа и омега Толкиеновской Вселенной; в принципе оно так и есть (про альфу и омегу), но они со своим "неКанон!" являются именно могильщиками Толкиеновской Эа, точнее - Арды, однако в этом отчасти виноват сам Толкиен и короткий век людской (но об этом здесь). О Толкиенистах. Теперь (для разнообразия) о толкиенистах: наверное, три с
Оглавление

Всем, кто это читает - здравствуйте 👋, а всем остальным - до свидания 👋 или прощайте 👉👉👉

Итак, спустя месяц после очередного дня рождения Великого Сказочника (и в свой) помыслю о других могильщиках литературного наследия Толкиена, помимо Amazonа - о кАнонистах. С Amazonом всё просто и понятно: экранизация любой книги удаётся редко (по сюжету/содержанию) и крайне редко (по духу/атмосфере), а тут ещё обильно удобрили ЛГБТ-хернёй и разноцветными (во всех смыслах) галюнами (назвать это фантазиями не получается).

С кАнонистами сложнее: для них КАНОН это священные тексты (похлеще Библии и Корана вместе взятых), краеугольный камень мироощущения, в общем - альфа и омега Толкиеновской Вселенной; в принципе оно так и есть (про альфу и омегу), но они со своим "неКанон!" являются именно могильщиками Толкиеновской Эа, точнее - Арды, однако в этом отчасти виноват сам Толкиен и короткий век людской (но об этом здесь).

О Толкиенистах.

Теперь (для разнообразия) о толкиенистах: наверное, три самые известные (в нашей стране) продолжения и интерпретации "Властелина Колец" и "Сильмариллиона" это "Кольцо Тьмы" Перумова, "Последний Кольценосец" Еськова и "Чёрная Книга Арды" Некрасовой и Васильевой.

-2

Трилогию (или тетралогию? хотя "Неба Валинора" до сих пор не видать) Перумова я воспринимал и воспринимаю согласно надписи на обложке "свободное продолжение Властелина Колец": мне и тогда (тридцать лет назад), и сейчас - многое не нравится, но для своего времени "Кольцо Тьмы" было прецедентом, чем-то новым, интересным и завораживающе-вдохновляющим, и несомненно заслужило место в Истории Российской Сказки; для Перумова же "Кольцо Тьмы" была Дорогой из жёлтого кирпича в Его Изумрудный город - Упорядоченное.

-3

После первого прочтения "Последнего Кольценосца" Еськова я сам бесился и орал: "НеКанон!", но со временем стал воспринимать как довольно интересную и осмысленную интерпретацию ВК.

-4

Первые две книги "Чёрной Книги Арды" Васильевой и Некрасовой - это, конечно, красиво и печально, но для меня - это сказка по мотивам, параллельное отражение Толкиеновского Мира (они не пересекаются), а вот третья из ЧКА - "Великая Игра" Некрасовой - это нечто особенное (по мне - посильнее некоторых Толкиеновских Великих Преданий), это живое зерно, из которого могло вырасти Чёрное Древо, но ... не взошло.

Также стоит упомянуть дилогию "По ту сторону рассвета" Брилёвой/Чигиринской; "Край без Короля, или Могу копать, могу не копать" Барановского; дилогию "Оруженосец" Верещагина; рассказы с АвторСегодня (который почему-то до сих пор АвторТудей) или с Книги фанфиков, так называемого Фикбука (хотя и попадается на этих двух ресурсах такой бред по мотивам). Да, не Толкиен и даже не Перумов, но вполне занимательно и читаемо, и есть над чем поразмышлять.

О кАнонистах.

Одной из главных проблем восприятия кАнонистами творческого наследия Толкиена является даже не то, что они стоят кордонами на границах и ходят дозорами вдоль границ очерченной Толкиеном Ойкумены, и твердят всем и каждому везде и всюду, что там - за границами (на Севере, на Востоке и на Юге) никого и ничего нет, то есть, но что-то безымянное, непонятное и жутко нецивилизованное, а потому не удостоевшееся внимания самого Творца и, следовательно, не стоящее их внимания; проблемой является зашоренность этого самого восприятия - неспособность или нежелание увидеть даже то, что у них под носом - в книгах Толкиена, может не четко прописано (как догма) - так в тех же "Неоконченных сказаниях Нуменора и Среднеземья" хватает вариативности и несколько трактовок одного и того же сюжета, кАнонисты не хотят хоть немного подумать и додумать, логически докрутить то, что есть в опубликованных текстах, и это касается не только сюжетов, но и тех же Языков и наречий Арды. В конце-концов, Толкиен Сам кое с чем не определился, и можно договориться до того, что книги и тексты, опубликованные Кристофером Толкиеном после смерти отца тоже "неКанон!".