Найти тему

Рассказ С. С. Уварова по поводу слухов о браке А. К. Разумовского с Елизаветой Петровной

Известный администратор просвещения С. С. Уваров занимал престижную должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа в 1811-1821 гг., что дало немаловажный старт для его последующей яркой карьеры. Однако, широко известно было среди его современников, что эту должность он получил во многом и благодаря удачной женитьбе на дочери тогдашнего министра народного просвещения А. К. Разумовского. Семейство Разумовских было богатым и близким к императорскому двору, причём настолько, насколько никто не мог это представить. Одному из предков А. К. Разумовского - А. Г. Разумовскому, приписывали даже женитьбу на императрице Елизавете Петровне, и эта история стала поистине легендарной и трепетавшей умы многих на протяжении нескольких десятилетий. Заинтересовался этой легендой и сам Уваров, который, породнившись с Разумовскими, попытался разгадать эту историческую загадку, будучи большим любителем истории. То, что Уваров смог разыскать, он изложил в своей мемуарной работе "Рассказ по поводу слухов о браке А. К. Разумовского с Елизаветой Петровной", которую я спешу для вас опубликовать. История получилась довольно занимательная, отчасти как исторический роман-расследование с непредсказуемой развязкой. Так что, всех прошу с ним знакомиться и интересоваться прошлым.

Елизавета Петровна и Алексей Григорьевич Разумовский
Елизавета Петровна и Алексей Григорьевич Разумовский

Как вы уже поняли, речь в рассказе Уварова пойдёт о предании, которое нашло своё отражение даже в зарубежной литературе, о том, что будто бы императрица Елизавета вступила в тайный брак с бывшим малороссийским казаком, возведенным в графское достоинство, Алексеем Разумовским. В пользу этой легенды существовали даже некоторые доказательства, и многие историки пытались найти ключ к истине, но никто так и не смог прийти к точному выводу, датировке и месту, где тайная женитьба могла произойти. Все называют разные места и годы. Как известно, Елизавета Петровна де-юре никогда не выходила замуж и наследников не имела, но так ли это? Историю пыталась разгадать даже императрица Екатерина II, стараясь добыть информацию из первых уст. Об этом и пойдёт речь в рассказе Уварова. Итак:

"Многие, и в числе их может быть и те самые, любезный друг, удивляются, что не подверженный никакой сомнению тайный брат Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским не оставил по себе никаких актальных следов ни в придворных арихвах, ни во владении наследников графа. Это обстоятельством объясняется следующим фамильным преданием: Екатерина II перед восшествием на престол обещала, как уверяют современники, Г. Г. Орлову сочетаться с ним браком. Когда же императрица взошла на трон, то все неудобства в опасности подобного брака явились резко её прозорливому уму: между прочими причинами, приводимыми её для побуждения Орлова возвратить данное слово, она объясняла, что такое действие с её стороны могло бы поколебать не только шаткий ещё трон, но и тишину империи, потому что примера подобного союза царствующих государыни с подданным никогда не бывало в России. Орлов по совещанию со своими братьями и приверженцами объявил императрице, что ничего нет легче, как найти подобный всем известный пример в недавнем времени, наименовав ей союз графа Разумовского с её тёткой императрицей Елизаветой Петровной, прибавил, что это средство тем удобнее, что Разумовский, будучи в преклонных лета и бездетен, все преимущества, ему даруемые, относясь единственно к его лицу, имели бы существование только на короткий срок.
С. С. Уваров (1786-1855)
С. С. Уваров (1786-1855)
Между тем граф Алексей Григорьевич, удалившись от двора после кончины Елизаветы Петровны, удручённый летами и недугом, жил уединённо в своём тогда загородном Аничковом доме. Однажды, утром доложили графу, что от императрицы прислан к нему граф Вороноцов. Сей последний, войдя в кабинет Разумовского, нашёл старика сидящего одиноко в больших креслах и одержимого подагрой. После первых приветствий Воронцов объявил Алексею Григорьевичу, что имеет к нему особое, весьма важное поручение от самой императрицы, существо коего состояло в том, «что, видя с прискорбием бесславие, коим помрачается священная память тётки и благодетельницы, сверх того, зная совершенно, как легко опровергнуть клевету, относящуюся до её отношения к графу Разумовскому, государыня решилась обнародовать в общее сведение все акты касательно брака её с графом и что по высочайшему повелению сообщается предварительно на его усмотрение проект манифеста в заключении коего сказано:
- “Граф Алексей Разумовский имеет после обнародования брака принять титул императорского высочества и пользоваться всеми правами члена императорской фамилии”.
Разумовский, выслушав безмолвно слова Воронцова, встал с трудом с кресел, просил его обождать несколько минут и, войдя во внутренний кабинет, возвратился оттуда со шкатулкой в руках. Потом, снявши с груди золотую цепочку, на которой вместе с крестом висел небольшой ключ, отпер шкатулку при Воронцове и, продолжая молчать, предъявил ему по очереди все законные свидетельства, как в духовном, так и в гражданском порядке о бракосочетании с Елизаветой Петровной. Когда Воронцов, видя пред собой полный успех порученного ему дела, не скрывал своей радости, Разумовский, схватил все лежащие на столе акты, торопливо подошёл к пылающему камину, бросил все бумаги в огонь и, дав им время исчезнуть в пепле, бодро обратился к Воронцову, твёрдым голосом и со спокойным выражением лица, сказал ему следующее:
- «Граф, доложите императрице, что покойная её тётка, а моя благодетельница, никогда не решилась бы пожертвовать удовлетворению прихоти не только достоинством её рода, но и спокойствием всей России, которая не привыкла и никогда не привыкнет видеть унижение царствующего дома. Прибавьте ещё, что я был созданием, слугой, смею сказать, другом государыни Елизаветы Петровны, но никогда не был её супругом. Прощайте!».
Императрица Екатерина II
Императрица Екатерина II
Воронцов, поражённый этим явлением, удалился поспешно. Таким образом, пала неожиданно перед правотой верноподданного, случайно возведённого счастьем из регистровых казаков на высокую степень знаменитости, вся хитросплетённая интрига царедворцев, а вместе с тем уничтожились все акты, относящиеся до брака императрицы Елизаветы Петровны с твоим прадедом графом Алексеем Григорьевичем Разумовским.

К сему надобно прибавить, что это событие, в коем благородное действие графа согласовалось, может быть с тайной мыслью самой императрицы, не имело никакого видимого влияния на её обхождение с графом Алексеем Григорьевичем до его кончины. Хотя он весьма редко посещал Зимний дворец, но всегда был принят с особенным уважением императрицей, которая, по замечанию современников, не допускала графа целовать её руку, а, напротив, радушно обнимала старика; часто в сокровенных беседах ласково называла его дядей и, рассказывая о важных услугах, оказанных ей графом во время царствования Елизаветы Петровны".

Вот такой вот интересный рассказ, который, правда, существует в разных редакциях (это одна из укороченных версий). Понятно, что он мало что объясняет, но всё же даёт и лишний повод задуматься, поискать больше информации об этой истории на просторах интернета, а это хорошо. Только от интереса к своей истории, искусству и литературе мы станем сильнее и приметнее на мировой арене, и все к нам потянутся (а совсем даже не от политики и совкового насильственного пропихивания чего-либо). Верно замечал Н. М. Карамзину немецкий мыслитель Карл Филипп Мориц: "Может быть, придёт такое время, в которое мы будем учиться и русскому языку; но для этого надобно вам написать что-нибудь превосходное". Поэтому будьте, как Уваров, который, по собственным словам, зря время не тратил, а напротив: "Женившись на дочери графа Алексея Кирилловича Разумовского и проживая у него, исключительно занимался историческими предметами". Пишите, думайте, сочиняйте и творите!