Найти в Дзене

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Д"; знакомим с ударением; твёрдые и мягкие согласные (№ 21).

Занятие 21

Задачи: Дать представление об ударении. Формировать понятие «ударение», «ударный слог». Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В», «З» Познакомить с буквой «Д».

Развивать умение проводить звуковой анализ слова. Закрепить понятия: «гласный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Закрепить умение делить слова на слоги.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: карточки с изображениями, похожими на букву «Д».

раздаточный: карандаши (красного, синего и зелёного цвета), карточки.

Карточка для младшей подгруппы
Карточка для младшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы

Ход занятия.

1. - Давайте начнём сегодняшнее занятие с самого дорогого для каждого ребёнка слова. Как вы думаете, с какого? (мама)

- Этим словом называют самого любимого человека. Вспомните ласковые слова, которыми можно назвать маму (мамочка, мамулечка, родная, красавица, любимица и т.д.).

- Давайте напишем слово «мама». Но каждую букву надо будет написать таким цветом, какие звуки они обозначают. «Мммама». Назовите первый звук. Какую букву надо написать? Каким карандашом напишем: синим, зелёным или красным? (синим) Почему?

- Какую букву надо написать после «м»? («а») Каким цветом?

- Какая буква после «а»? («к»). Каким цветом?

Дети на карточке пишут слово «мама».

2. Произнесите слово «мама». Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? Назовите второй слог.

- Они одинаковые? (Да)

- Они одинаковые, и пишутся одинаково, но всё-таки произносятся они по-разному.

- Послушайте, сейчас я протяжнее и чуть громче произнесу первый слог: мааа-ма. Скажите, как я.

- А теперь я протяжнее и громче произнесу второй слог: ма-мааа. Скажите, как я.

- Правильно звучит слово? (нет).

- Это значит, что в слове «мааама» ударный слог первый, а не второй.

- Мы как - будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И чётко речь наша звучит!

- Ударение, ударный слог есть в каждом слове. Давайте поищем ударение в других словах.

- Послушайте, как я, прохлопывая слоги в словах, буду хлопать сильнее и громче на ударном слоге.

Воспитатель делит на слоги слова: ма-ма

- Первый или второй слог ударный? (первый)

- Прохлопайте и произнесите так, как я: ры-ба.

- Попробуйте сами прохлопать с ударение слово «лиса».

- Назовите ударный слог (-са).

- Попробуйте прохлопать слово «рука».

- Назовите ударный слог (-ка).

С младшей подгруппой задание выполняется совместно с воспитателем.

- Что получится, если в слове изменить ударение?

- Послушайте: руука, рыбааа, лииса. Правильное ли слово получается? (нет).

- Но, есть такие интересные слова, в которых если изменить ударение, то получится совсем другое слово.

На доске написано слова: МУКА.

- Прочитайте это слово.

- А если изменить ударение, и перенести его на другой слог, что получится? (муука).

Есть такое слово муука. Так говорят, когда кто-то страдает, мучается, например, говорят: Какая это муука – долго ждать.

Аналогично – со словом ЗАМОК.

3. Физкультминутка.

4. – Отгадайте звук, который я загадала: в слове «подушка» он стоит в середине слова, а в слове «дом» он стоит в начале слова.

– Правильно, это звук [д].

- Произнесите звук [д]. Чувствуете, как кончик языка стучит по «бугоркам» за верхними зубами.

- Гласный или согласный это звук?

- Звук [д] твёрдый или мягкий?

- Назовите его младшего братца – мягкий звук.

Воспитатель выставляет букву «Д».

- Кто знает, что это за буква.

- Правильно, это буква «Д».

- На что похожа буква «Д»?

Высказывания детей.

«Д», как маленький дворец –

Дом, где летом жил скворец.

(В. Степанов)

Вот стоит дымок, пуская,

Буква «Д – труба печная.

(В. Степанов)

-Дайте чемоданчик, детки!

-Где же он?

- На табуретке.

К каждому стихотворению-сравнению – соответствующая картинка.

5. Для младшей подгруппы:

Чтение слогов и слов (на доске) совместное (2 раза), затем индивидуальное.

да дом Даша одна

до дуб дыни один

ду дым дубы одно

ды сад Дима одни

ди сады

Работа на карточке:

1. Обвести букву «Д», затем дописать строчку по образцу.

Пояснить, сколько клеточек надо отступить от предыдущей буквы, на какое расстояние (до середины стороны клеточки) провести «ножки» буквы.

С детьми, которые раньше остальных справились с заданием, проводится индивидуальная работа: чтение слогов и слов на карточке.

2. Прочитать самостоятельно предложение возле картинки (Даша дома одна.)

- Кто прочитал, скажите мне «на ушко».

Воспитатель (тихо) проверяет понимание содержания предложения: Как зовут девочку? С кем она осталось дома?

(Можно предложить ребёнку раскрасить картинку/ обвести все буквы «д»)

Когда большая часть детей справится с заданием, предложение читается на доске.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите первое по порядку слово?

- Каким по порядку стоит слово «дома»?

- Каким по порядку стоит слово «одна»?

Для старшей подгруппы:

Чтение на доске:

Наша Даша купила дыни. (без «дорожки чтения»)

Предложить детям прочитать самостоятельно (на местах)

Затем кто-то из детей читает предложение на доске.

- Как зовут девочку?

- Что она сделала?

- Почему слово «Наша» написано с большой буквы «Н»? (первое слово в предложении пишется с большой буквы).

- Почему слово «Даша» написано с большой буквы «Д»? (имена людей всегда пишутся с большой буквы).

Работа на карточке:

1. Воспитатель указывает на текст на карточке:

- Вот здесь написан короткий рассказ. О чём он, вы узнаете, когда прочитаете его. Но, в некоторых словах потерялись буквы; на их месте- чёрточки. Вставьте-напишите нужную букву, «Д» или «Т» (вот здесь написано: Д или Т), и получится рассказ о девочке, которую звали Тома (Есть такое имя Тома-Тамара, может быть, вы его не слышали, поэтому я вам его подсказываю).

По ходу выполнения задания, воспитатель оказывает помощь.

Чтение рассказа по предложениям:

Ребёнок читает первое предложение на своей карточке, все остальные «следят».

- Какую букву вы вставили в слово «дома»? («д»)

- Какую букву вставили в слово «Тома»? («Т»)

- Написали большую или маленькую букву «Т»? Почему?

Аналогично читаются и разбираются следующие предложения; добавляются

вопросы типа:

- Какую букву вы вставили в слово «садик»? («д»)

- В слове «садик» буква обозначает звук «д» или «дь»? («Дь»; мягкость

звука «дь» показывает буква «и»).

2. Обвести букву «Д», затем дописать строчку по образцу.

Пояснить, сколько клеточек надо отступить от предыдущей буквы, на какое расстояние (до середины стороны клеточки) провести «ножки» буквы.

Детям, которые раньше остальных справились с заданием, предложить карточки для чтения.

6. Рефлексия.

(- Какое задание было лёгким/трудным/интересным? Что нового узнали?

Что хотели бы изменить на занятиях по грамоте?)