Правление Владимира Владимировича Путина делится на два периода: 2000 – 2012 г.г. и 2012 – 2024 г.г. В прошлой статье, на основании фактов, были изложены основные итоги правления за два первых срока. Именно к концу первых двух сроков правления В.В.Путин осознал, что так называемые «партнеры» - шулера, а выход из игры без « мордобоя» невозможен. Для человека, выросшего в «питерской подворотне» правилом было «бить первым». И он начал готовиться к тому, чтобы отстаивать интересы России. В.В. Путин осознал задачи стоящие перед Россией и заложил основы своей политики после «второго пришествия» во власть. И если в начале правления Путина чувствовалась определенная неуверенность, управление в ручном режиме, по ситуации, ко «второму пришествию» В.В.Путин уже приобрел определенный политический опыт и обрел уверенность. В своей Мюнхенской речи 10 февраля 2007 года Путин дал понять своим «партнерам», что категорически не согласен с нынешним мировым порядком и Россия следовать ему не будет. ( О первом периоде правления В.Путина см. предыдущую публикацию.)
Накануне выборов 2012 года Владимир Владимирович опубликовал серию программных статей, которые затем были опубликованы «ОЛМА Медиа Групп» под заголовком «Россия сосредотачивается. Ориентиры». Статей было всего семь, и они охватывали весь спектр внутренней и внешней политики России, все стоящие перед страной задачи. Об этом говорят названия статей: 1. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», 2. «Россия и национальный вопрос», 3. «О наших экономических задачах», 4. «Демократия и качество государства», 5. « Строительство справедливости. Социальная политика для России». 6. «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». 7. « Россия и меняющийся мир».
С учетом сегодняшней ситуации, сложившейся в области международных отношений, рассмотрим, какие задачи ставились В.В. Путиным в области национальной безопасности России в меняющемся мире.
Большая политика должна основываться на большой стратегии, и этот постулат должен определять как долговременную, так и текущую политику страны. Стратегические задачи были сформулированы В.В.Путиным так:
«…Укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, эффективное противодействие… распространению ядерного оружия, региональным конфликтам, кризисам, терроризму и наркоугрозам…. Будем стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений. К числу важнейших постулатов относится неделимый характер безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права».
Что мешает этому? Кто подрывает доверие?
Расширение НАТО, размещение объектов военной инфраструктуры у российских границ, экспорт Западом «цветных революций» и «ракетно – бомбовой демократии», стремление США обеспечить себе абсолютную неуязвимость. ООН и Совет безопасности на основе международного права не смогли противостоять диктату и произволу со стороны ряда стран на международной арене, которые навязывают миру свои «правила».
Что удалось и что не удалось В.В.Путину выполнить из сформулированных им задач в области внешней политики?
Синхронная «Арабская весна» в странах Африки и Ближнего Востока, бомбежка Ливии странами НАТО. В этих событиях Россия заняла не очень принципиальную позиции при голосовании в ООН по «бесполетному небу», и, как итог, - расправа с М. Каддафи. Россия потеряла свои позиции в Ливии, наработанные десятилетиями. Но совместно с Китаем не допустила принятие похожей резолюции по Сирии. Когда Запад не смог остановиться в своем стремлении «демократизировать» Сирию, оказал военную помощь по просьбе законного правительства Сирии, в разгроме «Игил». Россия занимала и занимает принципиальную позицию в арабо-израильском конфликте в рамках ближневосточного «квартета», координируя свои шаги с Лигой Арабских государств. Выступает за урегулирование Палестино - Израильского конфликта на основе резолюции генеральной Ассамблеи ООН. Россия смогла, в обмен на постановку иранской ядерной программы под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ, обеспечить право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Удалось добиться частичной отмены санкций, размораживания части иранских активов.
Россия последовательно выступала за денуклеаризацию Корейского полуострова, его безъядерный статус на основе шестисторонних переговоров. США в 2014 году объявили и вывели в 2020 году свои войска из Афганистана. Россия пытается наладить отношения с режимом талибов, чтобы Афганистан перестал быть главным источником наркоугрозы. Через два года после вывода американских войск наркотрафик из Афганистана сократился в 500 раз. В Азиатско – Тихоокеанском регионе Россия сделала упор на взаимодействие с КНР в Совете Безопасности ООН, в ШОС. В 2006 году была создана БРИКС, в которой было всего пять членов: Бразилия, Россия, Индия, Китай, и Южная Африка. С 1 января 2024 года БРИКС пополнился пятью новыми членами: Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эфиопия, Египет, Иран. Изъявила желание вступить в БРИКС на следующем саммите Венесуэла. БРИКС приобретает в полном смысле глобальный характер, уже сейчас на его долю приходится свыше 30% мирового ВВП и ее влияние на международную экономику и политику будет постоянно возрастать.
В последние годы Россия стала больше уделять внимания развитию сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки, растет с ними торгово-экономическое сотрудничество, реализация совместных проектов в области энергетики, инфраструктуры, инвестиций, науки и техники.
К сожалению, не удалось повысить роль в управлении глобальной экономике и финансах «группы двадцати», которая могла стать стратегически важным инструментом кризисного реагирования и долгосрочного реформирования мировой финансово- экономической системы.
Как подчеркивал неоднократно В.В. Путин – Россия неотъемлемая, органичная часть большой Европы. Россия готова была двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства, вступила в ВТО, рассчитывая на «игру по правилам», на честную конкуренцию, на равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, интеграции в мировую экономику с учетом задач инновационного развития страны.
Европа пошла по пути отказа от суверенной внешней политики, следуя в форваторе США по пути военных авантюр, вмешательства во внутренние дела, по пути разжигания конфликтов, санкционной политики против России. И началось это еще до событий на Украине, с вмешательства России в грузино – осетинский конфликт 08. 08. 2008 года. И Европа стала превращаться из оазиса стабильности и порядка в зону финансово-экономических и политических потрясений. ЕЭС, Еврокомиссия пролоббировали «третий знергопакет», направленный на выдавливание российских интегрированных компаний, всячески тормозили строительство «Северного потока-2», а после завершения его строительства, он был выведен из строя с помощью диверсии.
США стали на путь «политической инженерии» в регионах, традиционно важных для России, организуя «цветные революции» и майданы, инспирируя силовые действия по замене законно избранные власти. Это ярко проявилось в событиях на Украине, майдане 2013 года и свержению президента Украины Януковича21 февраля 2014 года президент Украины Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса. Но 22 февраля Верховная Рада отстранила президента Януковича от власти. Россия высказала сомнение в легитимности этого решения.
Власть перешла в руки оппозиции. Президент России В. В. Путин назвал протесты «погромом, подготовленным извне» — и обвинил Евросоюз во вмешательстве в дела Украины. В ночь с 22 на 23 февраля 2014 года по распоряжению Путина была проведена спецоперация по эвакуации Януковича, и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. Утром 23 февраля, закрывая совещание с руководителями задействованных спецслужб, Владимир Путин поручил начать работу по возвращению Крыма в состав России. Возвращение Крыма в состав России было тактическим успехом, но стратегическим проигрышем, по словам историка А. Фурсова. Так как подорвать навсегда дружбу и сотрудничество России и Украины было заветной мечтой и целью англосаксов. Об этом откровенно писал Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» в 1997 году. Он мечтал сделать Украину «тараном против России», столкнуть братские народы между собой и затормозить развитие России или расчленить ее, как произошло с СССР.
Как сказал сам В.В.Путин в 2023 г., Виктор Янукович в марте 2014 года обращался за военной помощью для восстановления конституционного порядка на Украине, но Путин не пошел на это. Россия была вынуждена признать итоги президентских выборов на Украине после переворота. После событий на Донбассе, началась гражданская война на Украине. Путин попытался ее остановить с помощью Минских соглашений при посредничестве ФРГ и Франции, но Украина, с поощрения Запада не собиралась выполнять Минские соглашение, суть которых – федерализация Украины. В.В.Путин намерен и дальше защищать права своих граждан и соотечественников, проживающих за границами Родины. Украина, по договоренности с Западом, и не собиралось исполнять минские соглашения, а использовало восемь лет для перевооружения армии, что, как стало ясно сегодня, было ошибкой со стороны России, привело к большому кровопролитию на Украине в 2014 - 2022-2023 годах. Сам в. В. В. Путин признал, что Минские соглашения были обманом со стороны Запада.
После событий 2004–2014 г.г. на Украине отношения между Россией и США описывают как «новую холодную войну». Страны прекратили антитеррористическое сотрудничество, снова наращивается вооружение, США неоднократно обвиняли Россию в хакерских атаках на сайт Демократической партии. Стороны обмениваются санкциями и вводят новые ограничения друг против друга каждый год. Новый этап напряжённости между странами был вызван присоединением Крыма к России в 2014 году
Европа объединилась против России на фоне проведения СВО на Украине, поставляет оружие «укроманьякам», что затягивает вооруженный конфликт. При этом, с непонятным упорством, скатывается в турбулентную зону финансово-экономического кризиса и политических потрясений.
«Партнерства» с США не получилось после известной Мюнхенской речи Путина. Двусторонние отношения с США не опираются на прочный экономический фундамент, хотя США получают до сих пор стратегическое сырье из России - уран для своих АЭС, мы им продаем свои ракетные двигатели, в банках США были размещены резервы нашего Центробанка. Но, США не хотят делиться с нами своими достижениями в области высоких технологий.
США выдвинули идею создания ПРО в Европе, что вызвало в России законные опасения, так как нарушало сложившийся в Европе военно-политический баланс сил. Россия пошла на подписание в 2010 году нового договора с США по СНВ. Договор вступил в силу, но США настойчиво воплощали свою идею в жизнь и разместили системы ПРО в Румынии и Чехословакии. Не получилась и «перезагрузка» Российско - Американских отношений после возвращения В.В.Путина в кресло президента России в 1912 году.
Администрация президента Обамы взяла курс на «системное сдерживание» России, сворачивание связей и ввела визовые, финансовые и имущественные санкции против ряда российских официальных лиц, депутатов Федерального собрания и предпринимателей, а также компаний и банков, которые с тех пор неоднократно продлевались и усиливались. С российской стороны принимались ответные меры — как зеркальные, так и асимметричные — по защите национальных интересов России в связи с недружественными действиями.
Выступая на Международном дискуссионном форуме «Валдай» Владимир Путин, как отмечает Financial Times, в примирительном тоне призвал к взаимному уважению между Россией и Западом; как он заявил, между мировыми державами, в том числе Россией и Западом, должен начаться «диалог на равных». По его словам, Российская Федерация никогда не была врагом Запада, а «англофобия» столь же негативна, как и «русофобия», однако Россия всегда будет выступать против Запада в его «агрессивной, космополитической, неоколониальной» форме. «Симфония человеческих цивилизаций» должна определять новый многополярный мир, а Совет безопасности ООН должен быть реструктурирован».
В.В. Путин осознавал, что в условиях начавшейся глобальной трансформации мира, которая таит в себе риски непредсказуемого характера, необходимо обеспечить для России военно-технологическую независимость. Были приняты и реализованы беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса, в которые было вложено 23 триллиона рублей. Это были необходимые меры после долгих лет хронического недофинансирования, «плата по прошлым счетам». Быть сильным – гарантия национальной безопасности для России. Отсюда новые требования к российскому оборонно-промышленному комплексу. Его обновление должно стать локомотивом, который потянет развитие самых разных отраслей хозяйства страны. На эти цели и была направлено реформирование армии, модернизация ВКС, системы ПРО, модернизация стратегических наступательных вооружений, возрождение океанского флота. Была поставлена задача перевода на современную военную технику более 250 частей и соединений, в том числе и 30 авиационных эскадрилий. К 2020 году доля новейших образцов вооружения в войсках должно составлять не менее 70%, старая техника, остающаяся на вооружении, будет подвергнута глубокой модернизации.
Беспрецедентный масштаб программы перевооружения армии и модернизации ОПК подтверждает всю серьезность намерений России. Задача, состоящая в том, чтобы не истощив, а умножив экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение ее национальных интересов, была В.В. Путиным выполнена. Это подтверждается всем ходом СВО.
Решение стратегических задач должно опираться на просчитанные, выверенные, тактические шаги, особенно во внутренней экономической политике. В программных статьях В.В. Путина 2012 года, в майских Указах, в последующих Посланиях Федеральному собранию и выступлениях, были намечены и долгосрочные и ближайшие задачи в области экономики и социальной политики. Вся риторика В.Путина была направлена на развитие России. Однако не все выдвинутые задачи были выполнены. Об этом я уже писал в своих более ранних, критических статьях. Сегодня, погрузившись глубже в данную тему, считаю, что во многом я был не совсем прав.
В условиях тех ограничений, которые имелись в действующей Конституции РФ, В.В.Путин не мог сделать больше. Необходимо было снять все ограничения власти президента по линии международного права, которые были заложены в действующую Конституцию, которые во многом ограничивают и сегодня суверенитет России. В. В. Путин пытался провести национализацию Центрального банка еще в 2001 году, но Дума отклонила его законопроект. Так же и Послания президента Федеральному собранию не обязательны для исполнения законодательной и исполнительной властью. Только внеся необходимые изменения в Конституцию РФ обеспечивающие полноту власти президента и восстанавливающие верховенство законов РФ над международными, можно добиться выполнения стратегических задач развития страны, сформулированных В.В.Путиным.
Высшая мудрость руководителей государства не только осознать стратегические национальные интересы, но и своими тактическими действиями претворять их в жизнь. И все тактические действия должны быть максимально выверенными.
Николай Бердяев писал: «За ошибки государственных деятелей расплачивается вся нация». Это верно.