Странная тенденция нынче наблюдается вокруг. При общем снижение уровня образования, растет количество детей, который желают писать олимпиады. Точнее даже не так, они хотят результативно принимать участие в олимпиадах. И вероятнее всего – это желание родителей, но и сам не отстающий ребенок, в школе имеющий 5(часто даже это что-то вроде мат школ или как минимум мат классов) тоже хочет этого. Тем более, что ему видится все так, а вот сейчас я напишу легко олимпиаду и вуз любой ждет меня с распростёртыми объятьями и плевать на это гадкое ЕГЭ! И приходят детки такие, а давай уважаемый репетитор мы будем к олимпиаде готовиться!
И ох…Тут несколько пунктов.
1. Умение здраво оценить свои способности и возможности.
Не материальные, а ментальные, скажем так и физические. Ладно дети, это нормально, что они себя не могут оценить. Но родители, взрослые люди, которые ДОЛЖНЫ помогать детям. Гордость за своего ребенка и амбиции затмевают все. Даже ладно способности, может они и есть/были, я не знаю, какой он там был этот ребенок, в 3 года, в 7 лет, в 11, но вот сейчас в 15-16, надо уже как-то суметь понять, что без тяжелого труда, не получится с олимпиадой ничего. Ну или без магии. Увы и ах, я не маг(. А трудиться дети не особо готовы.
У меня есть дети, для которых некоторые базовые понятие, необходимые для углубленного изучения математики, да даже для хороший сдачи ЕГЭ – уровень абстракции в принципе вот прямо сейчас не доступный их мозгу, может через 2-3 года мозг дозреет, но вот сейчас, ну никак. Но они считают, что вот олимпиада - это для них. В подобных заданиях практически нет шаблонов и даже, если я его сумею научить использовать те несколько, что есть то а) в конкретном задание, где метод надо будет выбирать самому, он его просто не увидит б) ему может попасть еще 150 разных видов задач на эту тему, о которых мы не успели поговорить. Ребенок абсолютно отключается на таких заданиях и не делает даже очевидного, его просто замыкает и все.
2. Навык интеллектуальной работы.
Оставим в покое способности, ну может они есть у человека или вот сейчас разовьются. Если он начнет много-много-много заниматься. Но. Мы занимаемся с детьми, самое большее, 3 раза в неделю по полтора часа, а потом ребенок уходит от меня. И ладно бы, он между уроками, каждый день решал по 20-30 заданий, хотя бы. Нет, большинство не делают даже нормальный минимум. Дети, в массе своей не приучены к долгосрочной и не просто работе головой. Мы все также учим их мыть посуду и вытирать пыль, но вот то, что надо приучать мозг работать, думать, об этом мало, кто думает. Попробуйте встать утром и пойти пробежать 5 км, вот так сразу, без подготовки. Большинство из нас понимает, что из этого выйдет.
Особо трудиться для достижения результата не хочется, хочется яблоком по голове и в дамках!
3. Многопрофильность, доступная или не очень....
80% этих детей одновременно сдают математику и английский, а некоторые еще и обществознание. Не говоря уж о том, что все должны сдать русский. Очевидно, что английский им не родной, приходится прикладывать много усилий, обществознание тоже не так, чтобы учился в школе на 5, пошел и сдал. Да и русский, прямо скажем, не все впитывают с молоком матери. Значит ребенок, ну обычный ребенок, которому еще надо когда-то есть, спать, отдыхать, должен готовиться одновременно к 4 очень разным предметам и вот как-то еще бы и олимпиаду написать с хорошими результатами. Многие забывают, что мало написать олимпиаду, надо бы еще ЕГЭ на 75+ сдать, а иногда и повыше балл нужен. И как бы возвращаясь, к пункту 2 - мы не учили их этому, много работать головой....
И в результате, дети затрачивают море сил и энергии, а результат минимальный.
(А да! Еще же у него школа, школа, в которой он проводит по 5-6 дней в неделю n, увы, ненужных часов….)
И в результате.
Да, совершенно нормально, даже полезно, если ребенок идет пробовать, именно пробовать, писать олимпиаду. Вот это даже нужно. Если не в ущерб хорошей подготовке к ЕГЭ. Сходить, попробовать свои силы, правда силы свои только лучше начинать пробовать класса так с 1, ну со 2, если есть хоть какой-то интерес к математике.
Хорошо и в 10 классе, и в 11 сходить. Полезная тренировка перед ЕГЭ. В такой ситуации, я даже дистанционный тур помогу пройти, чтобы точно прошел на основной.
Однако, когда ребенок с трудом тянет вторую часть ЕГЭ и это прямо вот видно, ну трудно ему, но при это готовится к олимпиаде, это как минимум странно и вызывает много вопросов. К родителям. Задания домашние нормально не делает, но, а давайте мы один урок будем к олимпиаде готовиться, будем делать вид, что сделали все, что могли.
Но, к сожалению, не работает это так. Я за один урок, расскажу тебе идею, мысль, очертание мысли. А дальше ты должен нарешать 150 номеров, от простого к сложному, а от сложного снова к простому. Выявить кучу фактов, пропустить все через мозг, руки, глаза. Развить интуицию, насмотренность, должна появиться нарешенность. Упереться в 10 раз в тупик, все бросить, отчаяться, на утро начать заново, совершить открытие, получить прекрасное озарение, наслаждение мозга, вконец одуреть от арифметических ошибок и наконец-то решить задачу. И вдруг понять, что все 10 задач, что ты решил до этого, с помощью вот этой, решаются за 5 минут. И придя с таким багажом к следующему уроку, получить новую порцию вопросов к размышлению. Новую порцию тупиков и озарений. Ну и вот после нескольких лет таких занятий, люди побеждают в олимпиадах. Вот как-то так.
А надо ли это вам и вашему ребенку, стоит ли пускаться в этот путь? В 99% случаев, с уверенностью скажу, не надо!