Найти тему

Режиссер Маринетт Мортем о Сергее Параджанове. К столетию со дня рождения

Сергей Параджанов - известный советский кинорежиссёр, сценарист и художник, народный артист Украинской ССР и Армянской ССР, основатель украинского международного кинофестиваля «Молодость». Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван годом Параджанова, его именем названы не только музей (г. Ереван), памятник и название улицы (г. Тбилиси), но его имя присвоено астероиду № 3963.

Он запомнился тем, что развивал мировой кинематограф, по-своему, не боясь использовать применение своего уникального стиля и новаторского подхода. Он не боялся быть сложным, не интересным, не понятым, или странным. Весь свой талант он использовал, для того чтобы выражать красоту и яркую эстетику своими кино-картинами.

Он был против ограничений во всем, в том числе конформизма в искусстве, и именно поэтому его работы так сильно отличаются от работ его современников и соотечественников. Развернув крылья своей творческой свободы, Сергей Параджанов доказал всему миру, что не зависимо от того, где он родился, и в каких условиях вырос и был воспитан, человек может быть полностью свободен в своем творчестве. Он был белой вороной, а теперь его называют классикой кино, превзошедшей и эпоху, и менталитет советского времени.

Именно творческая свобода нашла выражение в памятнике Параджанову в Тбилиси, в которой грузинский и итальянский скульптор Важа Микаберидзе, известный под пседонимом Прасто изобразил подпрыгнувшего, и как бы парящего в небе Параджанова. Этот памятник скопирован с фотографии, сделанной Юрием Мечитовым, на которой Параджанов действительно подпрыгнул таким образом.

Сергей Параджанов: гений кино. К столетию со дня рождения - Эрлик Темир-канова

Сергей Параджанов
Сергей Параджанов

На том фото присутствует старая улочка, парящий в прыжке Параджанов, а на заднем фоне две женщины, поднявшие руки, тоже рады этому веселому событию. Именно таким и был Параджанов, веселым, озорным и свободным. Именно благодаря этому памятнику можно понять, что Параджанов не мог и не хотел быть пафосным и монументальным, а был в жизни близким, добрым и веселым человеком, хорошим другом и наставником.

Жизнь Параджанова, как и его гениальные произведения, была пронизана множеством интересных историй, среди которых было не мало и трагичных, и интересных, и забавных. Так как он сам был очень веселым и эксцентричным человеком, он сам часто придумывал и рассказывал о самом себе множество анекдотов, которые шокировали обывателей. Эти истории были вне привычного формата, и сейчас в современном инфополе к юбилею режиссера и художника публикуются городские легенды о нем самом. При этом очень сложно определить, что из этого было прототипом событий, о которых слагаются байки и рассказы. Например, о его гостеприимстве ходит такая легенда: говорят, что однажды на свой день рождения он гулял по улицам Киева и всех прохожих звал к себе в гости. А когда набралось множество народа, желавших отпраздновать с ним это знаменательное событие, люди заполнили весь его подъезд, где Параджанов устроил для них угощение.

Родился Сергей Параджанов 9 января 1924 года в городе Тифлисе, который сейчас называется Тбилиси. Он конечно же не сразу стал великим режиссером, в школе он учился плохо, однако увлекался музыкой, пением, литературой. Затем он учился в Тбилисском институте железнодорожного транспорта на строительном факультете, работал на фабрике «Современная игрушка» (может быть поэтому он использовал в своих картинах кукол), играл на скрипке, занимался хореографией и вокалом. В 1943 году Параджанов оставил строительный факультет, и поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории. В то время он так же занимался танцами в Тбилисском оперном театре имени Палиашивилли, и в составе концертной группы он выступал во время войны в военных госпиталях. В 1945 году Параджанов перевёлся в Московскую государственную консерваторию. А через год, в 1946 году он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Первый свой короткометражный фильм он снял в 1952 году, когда ему было 28 лет, экранизировав молдавскую сказку «Андриеш».

Фильм Сергея Параджанова – поэтическая драма «Тени забытых предков», снята в 1964 году и посвящена 100 летнему юбилею писателя и общественного деятеля Михаила Коцюбинского. При создании этого эпохального фильма, удостоенного множества наград и Гран-При на различных международных фестивалях, Параджанов снова неожиданно вошел в историю. Часть съемок проходила в Югославии, где режиссер потребовал покрасить скалы в Косово в ярко синий цвет. Конечно, сейчас бы этот вопрос решался бы технологиями цветокоррекции, а тогда Карпатские горы были реально выкрашены, чтобы улучшить для зрителя восприятие картины. Так он буквально раскрашивал серый мир в нужные ему краски, чтобы мир действительно стал таким, таково было творческое видение художника, превращая мир в цветную иллюзию и яркую сказочную визуальную картину.

В этом фильме Параджанов рассказал о жизни гуцулов, и весь мир с восторгом принял его творчество. С этим фильмом к нему пришла мировая известность, его приняли и признали такие известные режиссеры, как Феллини, Антониони, Куросава. Рассказывают, что на одном из кинофестивалей польский режиссёр театра и кино Анджей Вайда был так потрясен его фильмом, что встал перед Параджановым на колени и поцеловал ему руку. Признание Параджанова не было пафосным и торжественным, оно было дружеским, и со многими режиссерами того времени Параджанов держал связь доброго товарищества.

Попав в тюрьму, Сергей Параджанов из крышек молочных бутылок из фольги изготовил чеканные монеты: он прессовал их в форму медальонов и декорировал их гвоздями. Один такой медальон он подарил своему другу, итальянскому кинорежиссёру Тонино Гуэрре. Тот оценил подарок, отлил этот медальон из серебра и подарил тоже своему другу, всемирно известному итальянскому кинорежиссёру и сценаристу Федерико Феллини. Феллини же по этому образцу создал серебряную медаль и решил назвать ее в честь своего фильма «Амаркорд». Так они придумали свою медаль, которую решили давать тем, кого считают достойным. Именно эту медаль позднее получил на кинофестивале в г. Римини (Италия) в 1991 г. за картину «Настя» легендарный режиссер Георгий Данелия. Это была тоже забавная история, которую сам Георгий Данелитя рассказывал так:

«— Давай из этой медали сделаем приз и назовем его «Амаркорд». И будем вручать его на фестивале в Римини — в городе, где мы выросли и снимали фильм «Амаркорд». Это будет наш приз.
Тонино рассказал Феллини, какие фильмы участвуют в конкурсе фестиваля и кто из режиссеров приехал. И Феллини предложил дать приз мне.
— Но ты же не видел фильм, который Данелия привез,— сказал Гуэрра.
— И не надо. Я видел фильм «Не горюй!», и мне достаточно.
Таким образом я получил приз «Амаркорд» от Феллини за картину «Настя», которую он не видел, но любил фильм «Не горюй!», и от Параджанова за фильм «Не горюй!», который ему не понравился».

На Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» тоже есть специальный приз «Талер Параджанова», который выполнен по копии одной из его «монет».

Находясь в тюрьме, Параджанов получал письма от друзей. Однако тюремное начальство сильно заинтересовали телеграммы от некоего Ф. Феллини, в которых он писал: «Волнуюсь за твою судьбу, ты ведь великий человек, держись». Поэтому Параджанова стали расспрашивать от кого он получает эти телеграммы, поскольку в телеграммах был текст «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу».

Тогда Параджанов изобразил актерский этюд, в котором назвал Феллини своим родным братом, который живет в Италии. Дескать, их бабушка была итальянской революционеркой, и даже стреляла в жандармов. Что его брат «Федор» еще ребенком попал к ней на воспитание, и так и остался. А «Феллини» означает «несломленая» по-итальянски. Так он известил начальство тюрьмы, что его брат готов приехать в тюрьму, и прочитать лекцию о праздновании Нового года трудящимися Италии. Начальство тюрьмы поверило в шутку Параджанова и даже направило донесение вышестоящему начальству о изысканной возможности прибытия итальянского просветработника, товарища Федора Феллини, родного брата заключённого Параджанова. И только в Москве стала понятна подоплека этой забавной истории.

Сергей Параджанов, был известен во всем мире, и дружил с мировыми знаменитостями - Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Жан-Люком Годаром и многими другими. Многие известные люди ценили Параджанова за его талант, мастерство, уникальную визуальную грамотность, стиль и авангардное видение искусства. Его друзьями были армянский поэт, академик Сурен Мурадов, режиссер Григорий Чухрай, он был знаком с поэтом и бардом Владимиром Высоцким. Необычное знакомство с Андреем Тарковским произошло в 1966 г., когда он приехал в Киев на премьеру «Андрея Рублева», а на восьмом этаже киевской квартиры Параджанова его встретил живой ослик, привязанный к батарее. Ив Сен Лоран передал Параджанову в г. Тбилисси подарок - кашемировые свитера и длинные шарфы, хотя и понимал, что Сергей продаст эти вещи, ради денег на свое кино. И так и случилось. При виде подарков Параджанов воскликнул: «Ах, этого хватит на три коробки пленки!»

Из материалов дела, которое вел следователь Евгений Макашов по особо важным делам при прокуроре УССР известно, что в то время, когда престижный автомобиль «Жигули» стоил 5 500 рублей, за фильм «Тени забытых предков» Параджанов получил 6 000 рублей, а за «Саят-Нова» - 9 000 руб. Параджанов регулярную зарплату не получал, и жил на эти и другие гонорары. Так что режиссер с мировым именем вполне мог себя обеспечить, однако он постоянно изыскивал средства на новые фильмы.

Известный своими веселыми, глубокими и трагичными фильмами сербский режиссер Эмир Кустурица в своих интервью неоднократно называл «Тени забытых предков» – «лучшей картиной мира, снятой до сих пор». Французский режиссер Жан-Люк Годар, считал Параджанова «магом достигнутого в кино». Итальянский режиссер Федерико Феллини называл работы Параджанова «пьесы и литературные произведения на экране». Много известных личностей ценили его творчество: это и французский художник Жорж Брак, американский поэт Роберт Дункан, арабский поэт и писатель Адонаис, академик Мстислав Ростропович, балетмейстер Рудольф Нуреев и другие.

Фильм Параджанова «Цвет граната» затрагивают разные темы и может быть интересен для зрителей всех возрастов, он рассказывает о жизни армянского поэта XVIII века Саят-Новы. Этот фильм вызывает много споров из-за своей необычности и не традиционности. Некоторые считают, что фильм слишком сложен для понимания и не подходит для массового зрителя. Фильм рассказывает об эпохе, в которую жил Саят-Нова и стал известным музыкантом и поэтом, а также о его творчестве. Гранат из названия фильма присутствует в его середине, где стоящие ярусами монахи едят гранаты, жадно вгрызаясь в кожуру.

Как студентка режиссуры, я интересуюсь творчеством Сергея Параджанова, так как его работы уникальны, и каждый фильм наполнен яркими образами и глубокими идеями. Изучая его творчество, я ищу вдохновение для создания своих собственных проектов, учусь новым для себя техникам по композиции кадров, и методам работы с камерой и светом. Я уже начала создавать свои собственные проекты и думаю, что хорошо, что мы имеем возможность учиться у великих мастеров, чтобы сделать наши работы лучше.

Новая школа кинематографа находится в постоянном развитии и поиске новых форм выражения. Однако, работы Сергея Параджанова остаются основой, которая продолжает вдохновлять молодых режиссеров. Благодаря творчеству Параджанова, искусство кинематографа развивается и становится все более разнообразным и интересным для зрителей.