Найти в Дзене

- Пойдем в сельсовет и распишемся! - Кто нас распишет-то? Мне ещё и семнадцати нету... (рассказ-быль)

Конец 1960-х, когда деревни ещё были довольно многолюдными, наполненными молодёжью.

Если в досоветский период село отличалось от деревни наличием церкви, построенной на деньги его жителей (и жителей окрестных деревень, не имеющих своего храма), то в устоявшееся советское время село, как правило, отличалось наличием школы и почты. А ученики из небольших деревень ходили учиться в соседнее село пешком. Иногда это было несколько километров лесом, и никаких автобусов по доставке детей (хотя бы первоклассников!) не существовало.

Вот про такую зауральскую деревню я и пишу. Находилась она в трёх километрах от крупного села, имеющего восьмилетнюю школу, и в 15 км от райцентра.

https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/10/07/3107602/95.jpg
https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/10/07/3107602/95.jpg

Зойка жила не в самой многодетной семье. У родителей была только она с братом-погодкой, да ещё поскрёбыш Танюша родилась, когда Зоя уже заканчивала седьмой класс.

Мать через неделю после родов вышла на работу в телятник (управляться с телятами было некому!), а "записывать" новорожденную в соседнее село отправили Зою, которая ещё подружку Ольку прихватила. Благо, что летние каникулы наступили. Пришли они в сельсовет и вспомнили, что желательное имя девочки у матери спросить забыли: "девка да девка"! Ну и ладно! Записали Татьяной, как самим понравилось.

Никаких родных бабушек у них в деревне не было, так как одна жила у сестры Зойкиной матери в дальнем посёлке, а родителей у Афанасия (отец Зои) и не было давно.

Афанасий был довольно нелюдимой личностью, воспитываясь после потери родителей в строгой семье родственников, где на него мало обращали внимания. После окончания восьмилетки он сразу пошёл работать в колхоз конюхом. Возвращаясь домой с работы, после вечери (ужина) он залезал на полати (деревянный настил между печью и стеной избы) и там лежал, иногда сверху давая указания жене. Рано утром часто до восхода солнца он слезал с печи, и до работы в колхозе шёл управляться со скотом или что-то мастерил во дворе, делая ту часть мужской работы, которую считал своей. Всё остальное его мало волновало: а девки на что? Ну и ещё средний сын был припахан по полной программе.

Дом, в котором жила семья Афанасия, принадлежал родной сестре его жены, которая жила у дочери, и был совсем небольшим. В сенках был вход в клеть с ларём (мука, крупы, сахар и др. еда) и в саму избу из двух комнат. Дальняя меньшая комната была разделена верёвкой с занавеской, в двух частях которой и ютились сестра с братом, имея общий стол для уроков. А мать с младенцем спали на кровати в большой проходной комнате поближе к печи, на полатях которой лежал Афанасий. Что-то типа кухни с рабочей зоной печи и с навесными полками над лавкой находилось сразу при входе в избу, и было отгорожено от следующей комнаты опять же верёвкой с занавесками. Окна были довольно маленькими и без форточек, которые в деревнях не делали, плотно запечатывая их для тепла на всю зиму. Летом тоже окна открывали редко из-за мух и комаров.

Зойке с рождением Танечки работы существенно добавилось. Мать рано утром, накормив ребёнка, убегала в телятник, и до обеда сестрёнка была на попечении Зойки. Освобождалась Зоя только после обеда, когда мать на 2-3 часа прибегала обратно, чтобы всех накормить. А к вечеру Зоя снова должна была следить за младенцем, пока мать окончательно не придёт с телятника. Да ещё огород был на Зойке с братом.

И так продолжалось всё лето до самого сентября.

В сентябре в свой последний восьмой класс Зойка убежала вприпрыжку (не то, что раньше): она так устала за летние каникулы, что очень радовалась наступившей осени.

С маленькой Танечкой стала сидеть дряхлая бабушка Катя - соседка семьи, которая по старости уже не могла держать скотину, и ей было обещано на зиму полное молочное довольствие за работу нянькой. На корову сил у неё не хватало, а за шустрой Танькой как-то приглядывала, пока после обеда домой не возвращались школьники.

Так жизнь и потекла!

Вообще-то Зоя планировала после восьми классов поступить в агротехникум в райцентре, НО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

----------------------

Бежали Зойка с подругой на урок ранним утром через лес. Стояла осень с лёгкими туманами, с летящими паутинками и с запахами горевшей травы на огородах. Лес был не дремучим, а так - светлый сосновый бор, неширокой лентой тянувшийся вдоль реки. Дождливая слякоть ещё не наступила, и в бору дорожка была звонкая и натоптанная.

- Девки, я здесь! Подойдите! Здеся я, в ложке! Не пужайтесь! - вдруг раздался звонкий молодой голос.

Девчонки тормознули свой шаг и заозирались. В небольшом ложке полулежал их деревенский парень, недавно начавший работать лесничим.

- Да как тебя угораздило так навернуться-то? - воскликнула Зойка, увидев неловко подвёрнутую ногу этого Василия.

- Да вот пошёл с дороги-то больную сосну на выруб пометить, да яму эту не увидал: оступился! - охал молодой лесничий.

- Давай-ко, вставай, да пойдём! Обопрись на нас обоих! Дотащимся до села, а там и фельдшерица есть, посмотрит ногу-то! - частила Зойка, успокаивая и себя, и подругу.

На первый урок девушки, конечно, опоздали, но учительница, узнав подробности происшествия, только похвалила их.

Разговоров у Зойки с Олькой было великое множество. Парень этот в деревне был не из их выводка: они для него - молодняк. Гулять бы ему с девками постарше, но Вася имел детскую травму и сильно хромал на одну ногу. Поэтому не особенно кто на него и заглядывался из старших девок, уже планирующих замужество. Он тоже всё больше дома сидел и книжки листал, много журналов по технике и о природе мать ему выписывала, а почтальонша ругалась, что ей за эти тома ежемесячные доплачивать должны: тяжело из-за них сумку по деревням таскать.

После восьмилетки Василий уехал в район в сельхозтехникум, и вот вернулся в родное лесничество, начав с сентября работать. И надо же, буквально через пару недель повредил ногу, оступившись второй хромой.

Вася обычно не особенно размышлял о своей внешности, а сегодня, прыгая и кое-как хромая по горнице, остановился перед небольшим зеркалом, вроде приглаживая вихры. Решил, что внешность имеет самую заурядную, и такая молоденькая девушка, как Зоя, точно на него не посмотрит, хотя он и специалист с образованием.

А подружки вечером пришли к нему под окно, чтобы справиться о здоровье ноги, но Вася уже спал, намаявшись с этими приключениями, и не открыл окошко.

https://stihi.ru/pics/2017/11/24/7930.jpg
https://stihi.ru/pics/2017/11/24/7930.jpg

Так получилось, что у Зои с Олькой в деревне ровни было мало: одни девчонки народились. В селе, куда они ходили в школу, парней было достаточно, но и девчонок не меньше. А в их деревне парни постарше после восьмилетки практически все разъехались: кто в техникум, кто в интернат средней школы в райцентр, а кого-то уже и в армию забрали.

Один только Вася, непригодный для службы в армии, вернулся в родную деревню, да и тот то по лесам шастал, то дома за книжками сидел.

Близилась к концу первая школьная четверть, а Зойка так толком и не видела Василия, один раз только издалека помахав ему рукой в ответ на его приветственный жест. Обоим им было некогда искать встречи. Зойка была занята учёбой и уходом за сестрой, а Вася, вылежав две недели с ногой, снова целыми днями бродил по лесу, готовя свой участок к зиме.

Мать Василия всё же прибежала к родителям обеих девушек с трёхлитровыми банками мёда (свою пасеку держали), чтобы поблагодарить за помощь сыну. Зойка каждое утро намазывала мёд на ломоть хлеба, и, запивая эту вкусноту молоком, вспоминала сентябрьское приключение.

ТАК ПРОШЛА ЗИМА И НАСТУПИЛА ВЕСНА!

Весна принесла для подружек хлопоты подготовки к экзаменам по окончании восьмилетки. В школе ожидали проверку из районного отдела образования, и забот как учителям, так и школьникам прибавилось.

Эти три километра по лесной не всегда хорошо расчищенной дороге, ведущей в школу соседнего села, Зойка пробегала, не замечая красоты или непогоды. Любоваться природой было некогда!

Между тем 15-16 лет - это возраст любви, а не наморщенных лбов и сжатых губ, не скрипа зубов, а любовного шёпота.

Весна бурлила, бурлила и кровь всех молодых и счастливых своей молодостью.

Василий хромал по своим лесным делянам и строил планы, где бы увидеться с Зоей наедине. Она, конечно, ещё очень молода: в 16 лет ещё ветер в голове. Но, с другой стороны, как много дома на неё сгрузили - всё умеет, готовая невеста!

Господи, о чём это я? - укорял себя Вася, - Она ещё и не взглянет на меня на такого хромого и невзрачного!

https://i4.imageban.ru/out/2018/05/04/492be2b93694ff261046a7cb74ec813a.png
https://i4.imageban.ru/out/2018/05/04/492be2b93694ff261046a7cb74ec813a.png

Парень не видел себя со стороны и не мог предугадать реакцию Зои на приглашение встретиться. А был он вполне приятен внешне, имея чистое лицо, хороший рост и умные глаза, а главное был добрым и честным.

По весне Зоя тоже начала строить планы как бы увидеться с Васей. Собственно они и сталкивались в небольшой деревне довольно часто, но отводили взгляды или краснели, быстро пробегая мимо. А кровь бурлила!

- Зойка, он же хромой! - воскликнула Оля в ответ на откровения подруги.

- Хромой - не безрукий! А всё остальное при нём! - ответила Зоя.

Ольга только качала головой, решив подстроить их встречу, раз они оба блаженные, как она думала про себя. Она, конечно, давно заметила, как Василий смотрит на её подругу.

Зоя не была красавицей в понимании деревенских кумушек: низенькая, плотная, светлые волосы как пух, ножки - тумбочки, а грудь еле видна...

Но молодость делала своё дело, и доброе улыбчивое личико Зойки притягивало Васю. Он видел в ней идеал спокойной жены.

Ольга всё же довела задуманное до финала, и свела на лесной поляне, с уже пробивающейся травой, Зою и Василия.

А УСТРОИЛА ОНА ЭТО ТАК: каждого по отдельности пригласила в приметную для деревенских берёзовую рощу "гнать сок". Василия упросила как лесничего показать ей самые лучшие деревца, а Зою - чтобы помогла добыть соку побольше.

ТАМ ВСЕ ТРОЕ И ВСТРЕТИЛИСЬ!

В берёзовой роще ярко светило солнце, птицы пели гимны любви, а Вася с Зоей молчали, не зная, как начать разговор. Олька сбежала от них, незаметно скрывшись в направлении деревни. Наконец, притворно досадуя на Ольгу, они разговорились. Тему нашёл Василий, начав историю про правильное обращение с деревом при заборе сока, а его глаза говорили совсем о другом, и Зойка это поняла.

Помолчав, она так прямо и сказала Васе, что он ей очень нравится, но замуж её родители не отпустят, так как молода ещё, и дома без её рук не обойдутся.

Именно на той берёзовой поляне, признавшись Васе в своих чувствах, Зойка поняла, что ни в какой райцентр ей не уехать. Может когда-то она и сможет продолжить учиться, но пока ни мать без неё не справится с малой, да с огородом, ни Васю она покинуть не может.

Ну если честно, то главным якорем в выборе деревенской жизни для девушки стал именно этот парень, который так ласково заглядывал ей в глаза, говоря про свой лес, что душа обмирала.

А что Зойка найдёт в городе - ещё вопрос!

- Такого парня точно не найду, - размышляла девушка. Все её думы вертелись вокруг той поляны, заставляя сердце бешено колотиться.

Олька, дав обещание молчать, в ответ на упрёки подруги за такое "берёзовое" поведение, секрет хранила. Никто в деревне и не подозревал, что Василий и Зоя частенько встречаются на той полянке, когда девушка возвращается из школы.

https://img3.badfon.ru/original/2560x1600/5/39/nastroenie-lyubov-pocelui.jpg
https://img3.badfon.ru/original/2560x1600/5/39/nastroenie-lyubov-pocelui.jpg

Весна в любовном дурмане пролетела быстро. Вот уже и школьные экзамены сданы, а лес всё также гостеприимно распахивает свои зелёные лапы перед влюблёнными, которые урывали часы и минутки для встреч.

Вася был околдован этой тёплой улыбкой, нежным взглядом и свежестью девичьей молодости.

А Зойка совсем не замечая хромоты друга, видела в нём идеал заботливого и надёжного мужчины, умного и доброго к тому же.

Мать, в ответ на признание Зои, что ехать в райцентр для продолжения учёбы она не хочет, обрадовалась, уповая на помощь дочери.

- Выучишься ещё, Зоенька! Жизнь она длинная! А пока с Танюшкой мне поможешь! - заключила она.

ЖИЗНЬ РАССУДИЛА ИНАЧЕ!

Наступило звонкое лето, которое принесло перемены в судьбе влюблённых. А ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ? Молодость и горячая кровь сделали своё дело: Зоя поняла, что беременна.

- Пойдем в сельсовет и распишемся! - сразу заявил на её признание Вася.

- Кто нас распишет-то? Мне ещё и семнадцати нету!

- Ну просто переезжай в дом моих родителей. Я им сегодня скажу про тебя! Всё хорошо будет! - предложил парень.

На том и расстались. Зоя с тяжёлым сердцем побрела домой, не придумав как сказать о беременности матери. И как воспримет это известие отец?

Всё получилось сумбурно и быстро. В тот момент, когда родители вечЕряли, Зоя опустив глаза, сказала, что понесла от Васи и хочет переехать к нему жить.

Мать ахнула и замахнулась на дочь полотенцем, прокричав, что она потаскуха и паскудница. А отец встал и пошёл запрягать лошадь, проговорив, чтобы дочь собирала вещи и выматывалась из его дома, "раз ее там пригреть обещали".

Зойка молча начала собираться под причитания матери, которая жалела себя, а дочь ругала.

Афанасий взвалил на телегу Зойкин узел и на глазах у всей деревни повёз его на другой край к дому Васиных родителей. Девушка как наказанная шла за телегой, опустив глаза в землю. На лавочках сидели все деревенские кумушки, провожая процессию громким шепотком и удивлёнными взглядами.

Перед домом новых родственников уже стояли мать и отец Василия, настороженно глядя на приближающегося Афанасия. Вася вышел из-за спин родителей и первым взял Зойку за руку, проведя её в дом.

Афанасий же свалил дочерин узел с вещами перед новыми сватами и, ничего не говоря, развернул лошадь в обратный путь.

ТАК ЗОЙКА СТАЛА ЖЕНОЙ ВАСИЛИЯ!

Расписались они, уже имея годовалую дочь, на которую не могли нарадоваться как сами, так и Васины родители.

Дом для своей семьи Василий выстроил на самом краю деревни возле гостеприимного леса...

----------------------------------------------

Живут они в этом доме и по сей день, вырастив трёх детей! Ни разу Зоя не пожалела о своём давнишнем решении!