Павел Петрович был дважды женат и тоже не обошёл стороной моду галантного века.
Если вы не понимаете о чем я, то вот вам небольшая история из того времени: однажды супруга французского герцога решила сбежать со своим любовником от законного мужа. Наняв карету, они в ночи рванули куда глаза глядят. Когда об этом рассказали самому герцогу, он пришел в шок от такого позора, мол как так? Тут, на минуточку, герцогиня, а едет на какой-то нанятой карете! Тут же был отдан приказ послать вслед за ними карету с гербами, чтобы не позорили.
Видите ли, по нормам того времени, смешон не обманутый муж, а ревнивый, поэтому такая история имела место быть
Конечно, любовница у Павла появилась под конец галантного века, но должна же я была куда-то пристроить эту историю!
Так вот, женщины Павла.
В первый раз мать императрица женила сына, едва тому успело исполнилось 18 лет (правда в то время понятие совершеннолетия было условно). Невестой стала Дармштадская (читай Немецкая) принцесса Вильгельмина Луиза, которая у нас стала Натальей Алексеевной. Девушкой она была с характером, навела свои порядки при малом дворе, имела своё влияние на мужа, что, вкупе с её вольными речами, не очень радовало императрицу. Спустя четыре года такой жизни, Наталья забеременела, но не осилила роды и пришлось искать новую невесту для Павла.
На родине её звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, у нас она взяла имя Мария Федоровна. И эта невеста стала наилучшим выбором. Во-первых, потому что это не мои слова, а современников. Во-вторых, потому что она вела себя благоразумно (читай, не раздражала императрицу), дала стране стабильное потомство после долгих лет кризиса в этом отношении (все ныне живущие Романовы - её потомки).
После коронования, когда уже не нужно было быть “тише воды, ниже травы”, Мария Федоровна занялась благотворительностью, занималась воспитательным обществом благородных девиц и воспитательными домами (предшественники детских домов). Одним словом, не сидела на месте.
Тем временем она также попустительствовала (ну, тип, не мешала) как бы платоническим отношениям мужа с Нелидовой Екатериной Ивановной. И она будет третьей в нашем сегодняшнем списке.
Сама она из Смольного института (и была одной из первых выпускниц). Была замечена Екатериной II и приставлена фрейлиной сначала к Наталье Алексеевне, затем к Марии Федоровне. По утверждениям самого Павла, связь их была чистой и невинной, что со временем и привело к одобрению самой Марии Федоровны, и, когда силами недругов Павел стал Нелидовой не рад, именно его супруга заключила с Екатериной Ивановной “дружественный союз во благо любимого обеими человека”.