Статья написана в рамках цикла о вселенной фильмов "Звездные войны".
Настоящая статья по смыслу продолжает предыдущую. Речь пойдет про Дарта Вейдера, ключевого персонажа саги и важной части решения уравнения "Джедайской проблемы".
Падший ангел
Дарт Вейдер является самым узнаваемым злодеем за всю историю кинематографа. Не последнюю роль играет его внешняя атрибутика: внешний вид, манера разговора, конечно же, музыкальное сопровождение. В развитии сюжета он играет ключевую роль: первые три эпизода он добрый падаван-джедай (Энакин Скайуокер), а последние три темный джедай-ситх (Дарт Вейдер).
Его запоминающийся образ оставил след в массовой культуре. Вполне заслуженно. Этот персонаж не так прост. Превращение из героя в антигероя показывает его серьезный внутренний конфликт.
Стоит пару слов сказать о ситхах. Если джедаи развивают в себе дисциплину для гармонии со светлой стороной Силы, то ситхи идут по другому пути. Это путь страстей, чувств, эмоций, что приводит их к соблазнам темной стороны Силы. У ситхов нет организации, аналогичной Ордену. Они в меньшинстве. Однако, это не мешает им представлять серьезную угрозу для джедаев. Темная сторона Силы - это прежде всего про снятие любых ограничений, что позволяет джедаю-ситху использовать ее всю ее возможную мощь.
Темная сторона Силы, однако, словно захватывает своего носителя, не позволяя ему более мыслить самостоятельно. Все ситхи как правило, одержимы идеями власти. Сила начинает управлять ими самими.
Как же джедай мог стать джедаем-ситхом, перейти на темную сторону? Ведь его же обучали как джедая, он знал про все последствия и соблазны.
Энакин Скайуокер серьезным образом отличался от других падаванов (учеников) с самого начала. Причина проста, его принялись обучать джедайским предудростям слишком поздно. Почему это плохо для джедая?
Энакин жил в бедности на Татуине. Можно сказать, он хлебнул настоящей жизни с самого раннего детства, что оставило на нем неизгладимый отпечаток. Пришел в орден он с самыми открытыми гештальтами из всех возможных. Поэтому джедайские установки усваивались им плохо. Он должен был стать смиренным монахом, но он уже пришел в Орден с горячим сердцем.
Принятие его в Орден поставило перед ним такую задачу, решения которой не знал ни один из магистров. Как помочь человеку, знающего и горечь утраты, и обладающего желание изменить мир к лучшему, принять реальность такой какая она есть и полагаться на некую абстрактную и не очень "справедливую" Силу?
В отличии от джедаев, он с самых малых лет высказывается за необходимость установления твердой и решительной власти. Он искреннее поддерживает канцлера Палпатина, так как по его мнению он единственный кто может навести порядок в галактике.
Во многом его убеждения вызваны его личным опытом. Бедное детство и трагическая судьба полностью лишили его джедайского идеализма по отношению к Республике и демократии. В отличии от остальных джедаев, в его внутреннем мире полно тех явлений, к которым он не может оставаться безразличным.
Энакин в Ордене метается между чужим, но "правильным" Кодексом и своими, но "неправильными", чувствами. Он как чужеродный микроб в организме: либо будет уничтожен, либо приведет весь организм к гибели, либо заставит его адаптироваться и измениться (выработать иммунитет).
Темная Любовь
Орден Джедаев учит работе с Силой, и ставит ее во главу угла. Но Энакин чувствует и кое-что еще: человеческую привязанность. Его связь с мамой, очевидно, сохранилась с ним навсегда.
Смерть мамы станет для него крупной трагедией. Она и определит всю его дальнейшую судьбу. В смерти своей мамы он винит себя, что он не успел, не предвидел, не забрал. Винит и Орден, запрещающий ему действовать самостоятельно и использовать Силу, чтобы защищать дорогих ему людей.
Когда он предвидел смерть матери, он уже защищал Падме, которая стала ему так же близка. Одну он не смог спасти, осталась последняя.
Эта девушка возникла в его жизни практически сразу же, он ее называет "ангелом" еще ребенком. Разумеется, он начинает испытывать такой же страх к своей новой любви, к Падме. В третьем фильме, его начинают мучать кошмары, такие же, что и предвещали смерть мамы.
Как предотвратить потерю близкого? Энакин решил так: необходимо стать могучим джедаем. Здесь и начинается его падение, которое магистры-джедаи не смогли предвидеть и остановить.
Если обратить внимание на реплики, то его любовь связана с идеей власти. Для него власть - это инструмент. Он стремится к ней чтобы защитить своих близких, но в какой-то момент невозможно понять, он хочет стать сильным, чтобы спасти Падме, или просто хочет стать сильным? Он любит Падме, или любит свои чувства?
В результате Энакин путается. В момент же, когда он сломал все внутренние барьеры, когда весь догматизм джедаев в его голове рухнул, на первый план вышла власть и его личное могущество. Его любовь к Падме превратилась лишь в предлог, его страх оказался дверью к поиску новых возможностей Силы.
Смерть Падме поставила точку, это был последний человек, к которому он испытывал хоть что-то. Для остального мира осталось лишь одно чувство - гнев, смерть возлюбленной сделала его могущественным джедаем-ситхом. Этот гнев стал дверью к темной стороной Силы.
Машина
Желание спасти свою возлюбленную и поиски возможностей для этого привели его к темной стороне Силы, которая и стала его навязчивой идеей. Энакин из мальчика, желающего спасти свою любовь, превратился в машину темной стороны Силы. Стремясь спасти свою возлюбленную он столкнулся с выбором куда более глобальным: теперь он может решать кому жить, а кому умереть.
Кем же он оказался для Ордена Джедаев? Это вирус, приняв который, Орден должен был либо адаптироваться, либо умереть. Магистры не помогли Энакину разобраться в его прошлом. Потому что Орден сам не знает никакого решения кроме запретов и самоустранения. "Позволь вещам происходить так, как они происходят, Сила рассудит все сама."
Она и рассудила. Внутренние конфликты сломали Энакина и привели его к темной стороне. С ней он надеялся получил хотя бы шанс на спасение близких ему людей. Но в результате, он стал тем кем стал.
Потому что корень проблемы оказалась совершенно в другом месте...
Итог
Виноват ли Энакин в произошедшем? Конечно. Но виноват ли в этом Орден Джедаев? Энакин стал олицетворением идеологической проблемы всего Ордена. Если представить Орден Джедаев как психику человека, то Дарт Вейдер - это Тень (по Юнгу). То что Орден в себе подавил, вышло наружу, могучим и максимально агрессивным.
Мог ли Энакин переубедить в чем-то Йоду или Оби-Вана? Или тем более - Мейса Винду? Это были догматики, которые держались за Кодекс всем чем могли. Они ничего не собирались менять в Ордене, по их мнению понимание мира и Силы было совершенно. Это Энакин был неправильным и заблудшим джедаем, а не они.
Но что мы узнали раньше? Орден вместо того чтобы принимать решения, предпочитал делать вид, словно он не принимает никакого участия в жизни.
Энакин чувствовал эту проблему в Ордене Джедаев, он не смог ее осмыслить, но он чувствовал на себе все противоречие. Он руководствовался своими страстями, но все-таки уничтожил его.
Так именно Дарт Вейдер и стал поневоле реформатором Ордена. Он уничтожил слабый и нежизнеспособный организм, не сумевший адаптироваться к внешним условиям. В этом отношении, пророчество о Силе оказалось поистине ироничным, баланс Силы был восстановлен явно не так, как ожидали магистры-джедаи.
Как это может быть связано с реальностью?
Дарт Вейдер это воплощение мужского конфликта, жестокой машины, которая выросла из неправильно понятых чувств. Дарт Вейдер был зависимым от эмоциональной привязанности. Обладающий действительно большой силой, он подумал, что она позволит ему спасти если не себя, то своих близких.
Его ближайшее окружение предлагало только одно, подавить и отдалиться от своих чувств. Но он не мог этого сделать, потому что не хотел. Только так он чувствовал себя живым.
И не сумев спасти сначала свою маму, а потом и возлюбленную, он стал мертвой машиной в черном доспехе с черной маской. Вместо трансформации своих чувств и эмоций, он, как и завещали джедаи, подавил их. Результат оказался иным: теперь вместо сомнений - жажда власти и Силы.
Он дал старт поиску решения, но сам оказался в тупике. Падение Дарта Вейдера, это наглядная иллюстрация настоящей проблемы, решения которой пока мы не знаем. Выбор между самоустранением и злом.
На сегодня у нас все, статья вышла достаточно меланхоличной и кому-то может показаться - на банальную тему. Но все-таки, история Дарта Вейдера куда глубже, чем может показаться. Это совсем не простой "злодей".
Благодарю за чтение.
Примечание. Написанное является личным мнением автора и вольной трактовкой событий вселенной звездных войн.