Найти в Дзене

Первый небоскрёб Москвы

Сегодня расскажу о доме Нирнзее. Тучерез/Дом холостяков/Четвёртый дом Моссовета - это всё о нем. В 1914 году был построен немецким (или австрийским) архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее этот чудесный десятиэтажный дом, ставший в Москве самым высоким жилым зданием. В доме были лифты, украшающие фасад элементы, в том числе панно с лебедями наверху, шикарная крыша, но это был не просто красивый высокий дом.  Здание было функционально необычным, концепция похожа на современные жилые комплексы, много небольших квартир, то ли общежитие, то ли «муравейник».  Но всё не так плохо, квартиры были метров по 35-40, для начала XX века это маленькая квартирка, для нас с вами неплохое жильё, если повезет двушка. Квартиры предполагалось, что будут актуальны одиноким служащим, которые проводят много времени в конторе, кухонь в квартирах не было, наверное, потому что холостяки не готовят себе борщи, дело спасала столовая, располагавшаяся на верхнем этаже дома.  Было в доме центральное водяное отопление,

Сегодня расскажу о доме Нирнзее. Тучерез/Дом холостяков/Четвёртый дом Моссовета - это всё о нем.

В 1914 году был построен немецким (или австрийским) архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее этот чудесный десятиэтажный дом, ставший в Москве самым высоким жилым зданием.

В доме были лифты, украшающие фасад элементы, в том числе панно с лебедями наверху, шикарная крыша, но это был не просто красивый высокий дом. 

-2

Здание было функционально необычным, концепция похожа на современные жилые комплексы, много небольших квартир, то ли общежитие, то ли «муравейник». 

-3

Но всё не так плохо, квартиры были метров по 35-40, для начала XX века это маленькая квартирка, для нас с вами неплохое жильё, если повезет двушка. Квартиры предполагалось, что будут актуальны одиноким служащим, которые проводят много времени в конторе, кухонь в квартирах не было, наверное, потому что холостяки не готовят себе борщи, дело спасала столовая, располагавшаяся на верхнем этаже дома. 

Было в доме центральное водяное отопление, газ, телефонная подстанция, ванные комнаты в квартирах, электрические дверные звонки, то есть не скажешь, что это жилье для нищих, а также совсем не примечательное.

-4

Вид со стороны Тверской улицы на Большой Гнездниковский переулок.
Вид со стороны Тверской улицы на Большой Гнездниковский переулок.

Поскольку дом находится в Большом Гнездниковском переулке, ему там будто тесновато, для соблюдения пожарной безопасности в доме были сделали широкие лестницы. Еще из-за маленького переулка сложно сделать или найти хорошие фотографии дома, чтобы он был виден во всей красе.

-6

В 1917 году дом национализировали и окрестили Четвёртым домом Моссовета, здание организовали как дом-коммуну, открыли ясли, детский сад, смотровую площадку на крыше, где детишки гуляли, а ещё там было футбольного поле, внутреннего двора для отдыха не было. Теперь жильцами стали партийцы и другие государственные служащие, осталась в небольших количествах и творческая интеллигенция, поселившаяся здесь почти сразу.

Крыша дома Нирнзее.
Крыша дома Нирнзее.

Благодаря появлению творческой элиты в доме, актёров МХАТа по большей части, в доме Нирнзее открывались то театры, то кабаре. В подвале дома в 1915 году появилось кабаре «Летучая мышь», Станиславский называл себя крёстным отцом этого театра, а основал и руководил легендарный конферансье Никита Балиев. В «Летучей мыши» помимо Станиславского бывал Горький и Шаляпин. После кабаре в подвал въезжал Театр Сатиры, Театр «Ромэн», Театр на Малой Бронной, а вот уже более полувека помещение занимает учебный театр ГИТИС.

-8

Крыша была всегда притягательным местом, но в 60-е она перестала быть общедоступной, как я понимаю и сейчас туда сложно попасть, вроде там базируется какое-то издательство. Однако вы могли ее видеть в кино, Людмила Прокофьевна Калугина рыдала именно там, я всегда завидовала такому шикарному офису и виду на Москву. 

Кадр из фильма «Служебный роман».
Кадр из фильма «Служебный роман».

Снимали в этом доме и сцены из «Курьера», одна из квартир стала редакцией, где на нашего курьера свалился дырокол. 

Кадр из фильма «Курьер».
Кадр из фильма «Курьер».

Та самая квартира!
Та самая квартира!

Дом связан также с литературой, именно в Большом Гнездниковском переулке встретились Мастер и Маргарита, место выбрано Булгаковым неслучайно. В доме Нирнзее в гостях он познакомился со своей женой Еленой, которая стала прототипом Маргариты.

По разным источником в доме жил или бывал Маяковский, у него даже есть упоминание этого дома в поэме «Пятый интернационал»:

«Помните,

дом Нирензее

стоял,

над лачугами крышищу взвеивая?

Так вот:

теперь

под гигантами

грибочком

эта самая крыша Нирензеевая».

Старая Москва. Сейчас такого вида нет, гиганта в прошлом сегодня можно и не заметить, если о нем не знать.
Старая Москва. Сейчас такого вида нет, гиганта в прошлом сегодня можно и не заметить, если о нем не знать.

Маяковский мечтал о Москве будущего, полагая, что этот огромный тучерез в будущем окажется грибочком.

Так и случилось)

-13