Гитарист помог детройтской группе обрести мощный, политически заряженный звук и продолжил свое наследие в 21 веке
Бен Бомонт-Томаc, The Guardian
Уэйн Крамер, гитарист, который создал MC5 — одну из самых влиятельных и политически вовлеченных групп в истории США — умер в возрасте 75 лет. Его страница в Instagram опубликовала новость: «Уэйн С Крамер. Мир тебе. 30 апреля 1948 — 2 февраля 2024».
Крамер родился и вырос в Детройте и объединился с другом-подростком и коллегой-гитаристом Фредом «Соником» Смитом. На каждого из них фри-джаз оказал не меньшее влияние, чем R&B и рок-н-ролл. Вместе с фронтменом Робом Тайнером они превратили MC5 в зажигательную силу на музыкальной сцене своего города, наряду с такими коллегами, как Stooges.
MC5 (сокращение от Motor City 5) быстро завоевали грозную репутацию, выступая на концертах с Cream, и в 1968 году подписали контракт с Elektra. Их дебютный альбом, «Kick Out the Jams», вышел в следующем году: это была живая запись из детройтского Grande Ballroom, где группа сделала себе имя.
Группа гордилась своими корнями из рабочего класса и с самого начала была заряжена революционным рвением; менеджер Джон Синклер создал партию Белых пантер, а группа протестовала против войны во Вьетнаме и Демократической национальной конвенции. Удивительно тяжелый гитарный звук Крамера и Смита, слова «kick out the jams», произнесенные Тайнером в заглавном треке альбома, стали синонимом сопротивления и указали путь к панк-року 1970-х.
Люди говорили: «О, ничего себе, "Kick out the jams" означает разрушение ограничений", — и это было хорошей версией, но когда мы писали, мы не имели это в виду», — позже говорил Крамер, объясняя, что это было направлено скорее на группы, которые непрерывно джемовали.
Группа перешла на Atlantic Records и выпустила свой первый студийный альбом «Back in the USA» в 1970 году, за которым в следующем году последовал «High Time». Каждый альбом потерпел коммерческое фиаско; обанкротившись и погрязнув в наркотиках, MC5 распались в 1972 году.
Крамер продолжал заниматься музыкой, параллельно торгуя наркотиками, и в 1975 году попал в тюрьму на четыре года. После освобождения в 1979 году он присоединился к фанк-рокерам Was (Not Was) и был свободно перемещающейся фигурой на нью-йоркской андеграундной музыкальной сцене, но большую часть 1980-х годов провел вне поля зрения, работая в основном плотником. В середине 90-х он снова начал выпускать музыку, как сольный артист, подписав контракт сом панк-лейбл Epitaph Records.
Тайнер и Смит умерли в начале-середине 1990-х, но в 2001 году Крамер создал супергруппу для исполнения музыки MC5, в которую вошли Ян Эстбери из The Cult и Лемми из Motorhead. Хотя состав группы не стал таким уж звездным, MC5 возродились как гастролирующий коллектив и в разных вариантах отыграли концерты по всему миру, включая тур в честь 50-летия группы в 2018 году. В том же году он опубликовал свои мемуары «The Hard Stuff: Dope, Crime, the MC5 and My Life of Impossibilities».
На момент смерти Крамер готовился к выпуску долгожданного третьего студийного альбома группы. Объясняя причины своего возвращения, Крамер сказал: «Я думаю, настало время возродить дух 1968 года, дух моего поколения, когда мы все были молодыми людьми. Я думаю, что сейчас мы переживаем очень опасный период в нашей истории. И я думаю, что если мы все не организуемся, не соберемся вместе и не сделаем шаг вперед, мы можем потерять все это. Демократия может исчезнуть. Силы, против которых мы выступаем, не шутят. Это не игра. Это серьезно».
Релиз планировался на весну 2024 года.
В более позднем возрасте Крамер также стал со-организатором американского подразделения инициативы Billy Bragg's Jail Guitar Doors, предоставляющего музыкальные инструменты для заключенных.
Среди тех, кто отдал дань уважения Крамеру после его смерти, был его бывший соратник Том Морелло, гитарист группы Rage Against the Machine. «Брат Уэйн Крамер был лучшим человеком, которого я когда-либо знал», — написал Том. — «Он обладал единственной в своем роде смесью глубокой мудрости и глубокого сострадания, прекрасного сопереживания и упорной убежденности».