Что мы выяснили в начале четвёртой части рассказов об Атлантиде? То, что это был благословенный остров. Там было всё, что нужно человеку для безбедной жизни. Металлы, деревья, плоды, злаки, благодатный климат.
И вот, цари Атлантиды, пользуясь всеми этими благами «… устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну, придав ей следующий вид. Прежде всего они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. Дворец они с самого начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем, принимая его в наследство, один за другим все более его украшали, всякий раз силясь превзойти предшественника, пока в конце концов не создали поразительное по величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра (примерно 1024 метра. 1 плетр -около 32 метров) шириной и сто футов (3 с половиной метра. 1 греческий фут равен 33 сантиметрам) глубиной, а в длину на пятьдесят стадиев ( 10 километров. Стадий-около 200 метров) вплоть до крайнего из водных колец: так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже для самых больших судов. (Античные суда имели малую осадку. Большие-примерно полтора- два метра. И вообще они были похожи на большие лодки.) Что касается земляных колец, разделявших водные, то вблизи мостов они прорыли каналы такой ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера (Около 8-10 метров). Сверху же они настлали перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание: высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось море, имело в ширину три стадия (около 600 метров), и следовавшее за ним земляное кольцо было равно ему по ширине; из двух следующих колец водное было в два стадия шириной (около 400 метров) и земляное опять-таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее находившийся в середине остров, было в стадий шириной (около 200 метров).
Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев ( Около 1 километра) в диаметре; этот остров, а также земляные кольца и мост шириной в плетр (32 метра)цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание."
"Обиталище царей внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царевичей; в честь этого ежегодно каждому из них изо всех десяти уделов доставляли сюда жертвенные начатки. Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину, три плетра в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев (Декоративное украшение крыши в виде навершия. Скульптуры,вазоны, факелы и прочие элементы), они выложили серебром, акротерии (украшения) же – золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями и головой достающий до потолка, вокруг него – сто Hереид (Морские нимфы, дочери морского бога Нерея и океаниды Дориды) на дельфинах (ибо люди в те времена представляли себе их число таким), а также и много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти царей, а также множество прочих дорогих приношений от царей и от частных лиц этого города и тех городов, которые были ему подвластны. Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский дворец находился в надлежащей соразмерности как с величием державы, так и с убранством святилищ.» («Критий»)
Дальше в «Критии» у Платона рассказывается о богатом, продуманном устройстве города в целом. В городе было множество причалов, куда ежечасно приставали корабли, привозившие груды великолепных товаров из дальних стран и подвластных царям Атлантиды земель. В городе, за стенами Акрополя, на земляных кольцах находились ипподромы, храмы с богатой отделкой, купальни, горячую и холодную воду в которые подавали по мостам, что напоминает водоводы. Купальни были отдельными для мужчин, женщин, детей. Платон пишет, что отдельно были купальни для коней, где их обмывали специальные служители.
Надо сказать, что лошади были одним из древнейших атрибутов бога Посейдона и находились в его ведении, ибо он, помимо того, что был богом морей и поднимал трезубцем острова из моря, ещё был богом коневодов. А в античной мифологии многое связано с лошадями. Причём коневоды для греков были чаще всего варварами, не говорящими на греческом языке. В чём причина связи варваров, коней и Посейдона, сказать сложно. Либо с тем, что пенные верхушки морских волн в ветренную погоду напоминают мчащихся лошадей или же, что Посейдона греки относили к богам варварских «народов моря». Это народы, которые населяли острова Средиземного моря, народы, которые освоили мореплавание и коневодство, и которые были противниками греков. А это были, в том числе, троянцы у которых, например, согласно Гомеру, главным божеством был Посейдон, и издавна спор греков и троянцев вёлся из-за ветроногих коней, которых обещал Аполлону и Посейдону за строительство стен Трои троянский царь Лаомедонт, но не отдал. К варварам из "народов моря" частично также относилось население островов Эгейского моря. Сами предки греков, египтянами тоже относились к «народам моря» под именем ахайваша-ахейцы. В греческой мифологии и мифологиях других народов вообще много соотносят лошадей и море.
Но об Атлантиде. Платон далее пишет, что в самом Акрополе Атлантиды находились два источника с горячей и холодной водой, которые пустил Посейдон из скалы на заре развития Атлантиды. Из этих источников вода подавалась во дворцы царей. Излишки же отводились по специальным каналам в священную рощу Посейдона.
Пожалуй, на этом пока закончим. Следующий раз рассмотрим весь остров Атлантида, ибо город Атланта, по Платону, не представлял собой всю Атлантиду. Атлантида была большим островом, а город Атланта был не самой большой его частью.