Найти тему
Вечерняя Казань

Dior представил новую коллекцию, посвященную Рудольфу Нурееву: как и зачем?

Разбираем образы неожиданного прочтения личности звезды мирового балета.

Абсолютно каждая Неделя моды не проходит без показа, который не был бы посвящен какой-то определенной фигуре: фэшн-иконам, странам, ситуациям в мире, личностям, которые перевернули своим творчеством весь мир. В этот раз отличилась мужская коллекция Dior — Ким Джонс, креативный директор линейки Homme, посвятил ее Рудольфу Нурееву — величайшему балетмейстеру родом из Башкирии. Но почему именно Рудольф Нуреев стал героем Dior? Разобраться в этом нам помогли блогер, модный и художественный стилист Ася Бажан и фэшн-редактор глянцевого журнала Marie Claire Анастасия Козырева.

Стиль Нуриева

Местом рождения Рудольфа Нуреева принято считать город Иркутск, но на самом деле артист родился в поезде, который следовал во Владивосток. Детство Нуреева пришлось на военные годы, их он провел в столице Башкортостана Уфе. Тогда балетмейстеру пришлось несладко — бедность, заношенные вещи сестер и одна лишь картошка, которой приходилось питаться каждый день на завтрак, обед и ужин.

«Остро, болезненно ощущал я дикость этой ситуации. Столь унизительная бедность причиняла мне подлинные душевные муки. В тот первый школьный день мать надела на меня пальто сестры Лиды, а ничто не способно заставить шестилетнего мальчика так страдать, как одежда его сестры. В девчачьем пальто я чувствовал себя как клоун. Мое появление в группе было отнюдь не триумфальным. Как только дети увидели меня, хором запели по-татарски: «У нас в классе побирушка! У нас в классе побирушка!»», — цитата из книги «Автобиография Рудольфа Нуреева».

В своих мемуарах Нуреев пишет, что его балетная искорка зародилась, когда он увидел «Журавлиную песнь» в Башкирском государственном театре оперы и балета. В 1945 году его мать Фарида Нуреева получила только один билет, однако благодаря счастливой случайности они с Рудольфом и его сестрами смогли попасть в зал. В Уфе Нуреев некоторое время участвовал в детском фольклорном ансамбле и с радостью отзывался о своих костюмах так же, как и о костюмах своих сестер, от которых, кстати, он был без ума. Он отмечал, что был помешанным на них — мог бесконечно прикасаться к тканям и рассматривать каждый стежок или орнамент.

«…не причесан, небрежно, а то и странно одет» именно так отзывались о стиле Рудольфа Нуреева в шестидесятые годы (этой цитатой балетмейстер поделился в своих мемуарах).

Тогда гардероб Нуреева действительно казался многим странным: японские кимоно с восточными узорами, меховые береты, чапаны из плоские, халаты из золотой парчи, ботфорты и жакет с принтом питона, но также артист носил и базовые водолазки или костюмы одного тона.

Особое отношение у Нуреева было к головным уборам. Помимо беретов артист коллекционировал тюбетейки, меховые шапки и яркие ушанки. Рудольфа постоянно замечали в необычных шапках — желтый фишерман, красная меховая шапка, или же шапка с хвостом енота, которую, между прочим, ему подарила поклонница.

«Самое напряженное время у Рудольфа Нуреева начинается между пятью и шестью вечера. Он принимает горячую ванну, выпивает чашку чая с пятью кусками сахара и тостами, совершает несколько важных звонков и уже в 6:45 отправляется в театр. Несмотря на жару, ему всегда холодно, поэтому он носит кепку и свитер с высоким горлом. В мгновение ока он облачается в ярко-синюю куртку и белоснежное трико. «Колготки делают мужчину!» — со смехом кричит Нуреев. Тут же Хосе, мексиканский костюмер Нуреева, готовит рабочий поднос — полотенца, расческу и спрей, дополнительные балетные тапочки, баночки с таинственными кремами. Сделав грим и обувшись, Нуреев ковыляет к сцене, в коридоре он смотрит на себя в зеркало, одергивает куртку», — The New York Times, 1981 год.

Dior и Рудольф Нуреев

Готовясь к работе над зимне-осенней коллекцией Dior Homme, Ким Джонс изучил архивы своего дяди, Колина Джонса. Колин изначально был танцором в Британском Королевском балете, а позже стал фотографом знаменитостей своего времени, снимал он и Рудольфа Нуреева. Поэтому Ким Джонс посвятил свое мужское шоу «За кулисами и на сцене» именно Нурееву. Но не только личная история вдохновила его сделать балетмейстера главной фигурой коллекции. Нуреев, как известно, был партнером Марго Фонтейн в ее первом исполнении «Ромео и Джульетты» в 1965 году. А Фонтейн, между прочим, обожала Dior haute couture.

Под драматическую музыку «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, Джонс представил новую коллекцию: исключительные брючные костюмы и пальто, застегнутые на одну пуговицу, как и любил балетмейстер, шорты выше колена и комбинезоны в полоску, слегка накинутые кожаные куртки. Несколько видов кимоно, к которым Нуриев питал особую слабость, блестящие рубашки и прозрачные топы, расшитые стразами.

Для изготовления кимоно Dior были задействованы японские ремесленники, а звание главной пары обуви получили пуанты. Джонс не забыл и о головных уборах – важной части образа Нуреева: на показе были представлены бархатные береты, напоминающие небрежно завязанные лоскуты ткани, а также всем известные повязки, которые совсем недавно вновь стали популярны.

Образ № 1: Яркие носки

Нуреев обожал яркие оттенки и обтягивающие трико. Ким Джонс в своей коллекции решил совместить два любимых акцента балетмейстера и интегрировал их в современную моду — именно так и родился тренд на яркие цветные носки, которые мелькали на показе Dior Homme.

Автор фото: wwd.com
Автор фото: wwd.com

— Яркие носки — достаточно спорный элемент гардероба для тех, кто любит спокойные и однотонные луки. Но как показал нам Ким Джонс, их можно смело интерпретировать даже в «спокойный» лук и носить с любой обувью. Круче всего сочетать их с лоферами, туфлями Mary Jane и балетками, как это и было представлено на самом шоу, — считает Ася Бажан.

Образ № 2: Берет в стиле эпохи «Ренессанс»

И снова любимый предмет гардероба Рудольфа Нуреева — громоздкий велюровый берет в стиле ренессанс в глубоком бордовом оттенке. Здесь креативный директор решил сочетать яркий акцент с однотонным серым костюмом, состоящим из рубашки, «имитирующей» запах как у кимоно, а также широких брюк в дуэте с блестящими классическими туфлями.

Автор фото: wwd.com
Автор фото: wwd.com

Бажан подчеркивает, что береты в таком стиле производятся из разных тканей — они бывают бархатные, атласные или из велюра, (который особенно любил Рудольф). Носить их нужно немного сместив вбок. — Также можно разнообразить образ при помощи брошек или значков — получится яркий акцент, — комментирует Ася.

Образ № 3: Повязки и жемчуг

Повязки и жемчуг — неотъемлемые «атрибуты балетной эстетики». Как утверждали друзья балетмейстера, он с особым трепетом относился к украшениям, особенно если они были яркими — восточный мужчина, что сказать! Нуреев любил жемчуг, которым Ким Джонс украсил длинный лонгслив без рукавов. Также в образе присутствуют облегающие колготы и балетки с резинками, имитирующими ленты, которые обвивались вокруг щиколоток — отсылка к образам Нуреева на репетициях.

Наши фэшн-эксперты отмечают, что тренд на жемчуг с нами всерьез и надолго, поэтому достаем нити из маминых шкатулок и носим с casual и даже спортивными луками. Мужчины тоже могут смело интегрировать жемчуг в свой гардероб — это могут быть цепи на шею с жемчужными подвесками, браслеты или брелоки на джинсы и штаны. Нуреев также был без ума от блесток и шуб — во время выходов в свет он любил совмещать и то, и другое в своих аутфитах.

Автор фото: wwd.com
Автор фото: wwd.com

Акцентная деталь — черная широкая повязка, которая часто использовалась при ежедневных тренировках несколько десятилетий. Ее использовали больше в силу практичности, сейчас — это модный элемент гардероба, которым не пренебрегает ни один фэшн-инфлюенсер. Повязку можно интегрировать как и в спортивные образы, так и в повседневные.

Образ № 4: Длинное пальто

Ким Джонс удивил зрителей особым подходом к воссозданию верхней одежды артиста, представив длинное серое пальто с акцентным воротом в тончайшую полоску с небольшой брошью. Здесь больше всего поражают детали: пальто застегнуто лишь на одну пуговицу, как и любил делать Рудик. Аутфит дополнен темно-серыми штанами, которые слегка закрывают темно-синие балетки. Закончили образ привычная нам повязка и сумка грязно-серого оттенка.

Автор фото: wwd.com
Автор фото: wwd.com

Образ № 5: Водолазка

Водолазки были «базовыми» элементами гардероба Нуреева — на тренировках он или на важном светском мероприятии, неважно. Dior решили немного видоизменить любимую вещь артиста и сделал ее яркой. Тонкая, слегка шершавая ткань буквально сливается с телом модели. Образ дополнили чуть зауженные брюки и белые балетки.

Автор фото: wwd.com
Автор фото: wwd.com

Как восприняло коллекцию фэшн-сообщество?

Коллекция разделила инфлюенсеров на два лагеря: одни были в восторге, другие жестко раскритиковали показ, но равнодушным не остался никто.

— Мужская коллекция Dior — напоминание о том, что в мире моды нет пола. Одежда становится универсальной, а тренды — одинаковыми. Балеткор в 2022 году захватил женский гардероб, а теперь с легкой руки Кима Джонса захватывает мужской. Манекенщики идут по подиуму в ободках на голове, балетках и высоких цветных носках на ногах — пожалуй, единственный тренд, который мне хочется повторить из всех популярных, — говорит Анастасия Козырева, фэшн-редактор одного из самых популярных глянцевых журналов Marie Claire.

Также она подытожила, что несмотря на трогательную историю создания коллекции, выглядит она скучно. Мужчины уже выходили на подиум и в юбках, и в «голых» блузах, поэтому балетками зрителей не удивишь. А все остальное — банально. Одна личная история уже давно не способна превратить продукт в иконический. Сегодня от показа должно захватывать дух — будь это театрализованное шоу со сценическими костюмами или панк-показ с потертой кожей. Он должен заставить всех затаить дыхание и смотреть, забыв о том, что показом вообще-то следовало бы поделиться в социальных сетях.

Автор материала: Валерия Ракова

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц