Мечты австрийского лейтенанта

Julius Johannes Ludovicus von Payer
Julius Johannes Ludovicus von Payer

Наши постоянные читатели знают об особом отношении, которое мы испытываем к полярным художникам. В портфолио «Паулсен» есть книги знаменитого Александра Борисова, атлас Беллинсгаузена с оригинальными гравюрами Павла Михайлова, одну из заметок в соцсетях мы посвятили судьбе самобытного ненецкого художника Тыко Вылки… Настало время представить еще одного живописца, таланту которого помогла раскрыться Арктика.

Последняя четверть XIX века, 1874 год. Из двухлетней тяжелейшей экспедиции возвращается экипаж австро-венгерского судна «Адмирал Тегетгоф». Исследователи не только смогли выжить во время жестоких зимовок, но и привезли с собой ошеломительную новость об открытии нового архипелага, названного ими Земля Франца-Иосифа. Вдобавок ко всему один из руководителей экспедиции – талантливый картограф Юлиус Пайер – создал несколько сотен рисунков, на которых запечатлены суровые пейзажи и ландшафты нового географического объекта.

Наши постоянные читатели знают об особом отношении, которое мы испытываем к полярным художникам.-2

Несмотря на значимость открытия, в Австро-Венгрии новость вызвала много скепсиса, особенно среди военных. Через несколько месяцев после возвращения на родину, лейтенант Пайер подал в отставку. Он полностью сосредоточился на обработке материалов из экспедиции, которые с успехом издал в 1876 году. Русским читателям книга Пайера известна под названием «725 дней во льдах Арктики».

Книга Пайера в очередной раз была переиздана в 2023 году в серии "Полярная классика"
Книга Пайера в очередной раз была переиздана в 2023 году в серии "Полярная классика"

В первое издание вошло больше 150 рисунков, сделанных Пайером во время санных походов по островам Земли Франца-Иосифа. Полярные впечатления и работа над иллюстрациями так сильно повлияли на молодого картографа, что он решил посвятить свою жизнь живописи.

В 1877 году Юлиус переехал во Франкфурт-на-Майне, где два года проучился в Институте Штеделя. Закончив курс, продолжил учёбу в Мюнхенской академии художеств. В это же время он начал работать над серией картин, посвящённых трагической экспедиции Джона Франклина.

Наши постоянные читатели знают об особом отношении, которое мы испытываем к полярным художникам.-4

Первая работа называлась «Залив смерти» (1883) и объездила все европейские столицы. После переезда в Париж в 1883 году Пайер продолжил работать над этой серией: «Смерть Франклина», «Покидая корабль» и «Проповедь на снегу». Картины пользовались успехом как у широкой публики, так и у искушенных ценителей. Дела шли настолько хорошо, что в Вене ему даже удалось открыть собственную художественную школу.

В 1883 году картина Пайера «Конец экспедиции Франклина» получила в Мюнхене золотую медаль
В 1883 году картина Пайера «Конец экспедиции Франклина» получила в Мюнхене золотую медаль

В 1892 году, по заказу кайзера, Юлиус Пайер написал свою самую известную картину «Nie zurück!» (встречаются разные варианты перевода: «Возврата нет!» или «Ни шагу назад»). На полотне размером 4 на 3,5 метра изображена драматическая сцена возвращения австро-венгерской экспедиции Вайпрехта-Пайера в 1874 году.

Центральная фигура картины – Вайпрехт с Библией в правой руке, при этом левой он словно отвергает Землю Франца-Иосифа. Из последних сил стоят перед своим лидером отчаявшиеся люди, измученные холодом. На заднем плане – корабль, вмерзший в лед. Однако - возврата нет! У горстки обессилевших экспедиционеров осталась единственная надежда – путь через льды.
Центральная фигура картины – Вайпрехт с Библией в правой руке, при этом левой он словно отвергает Землю Франца-Иосифа. Из последних сил стоят перед своим лидером отчаявшиеся люди, измученные холодом. На заднем плане – корабль, вмерзший в лед. Однако - возврата нет! У горстки обессилевших экспедиционеров осталась единственная надежда – путь через льды.

Злодейка-судьба сыграла с Пайером злую шутку. Да, у него получилось стать успешным и известным художником. Но через 10 лет после возвращения из Арктики он внезапно ослеп на один глаз… Чем меньше зрения оставалось в здоровом глазу, тем больше становились размеры его живописных полотен. К концу жизни Пайер почти перестал видеть, но продолжал жить еще одной заветной мечтой – о новой экспедиции в полярные широты в качестве живописца. Сбыться ей, к сожалению, было не суждено.

Наши постоянные читатели знают об особом отношении, которое мы испытываем к полярным художникам.-7

Первооткрыватель Земли Франца-Иосифа похоронен в Вене. На плоском камне надгробия выбита надпись: «Юлиус фон Пайер, руководитель экспедиции к Северному полюсу – 1872–74… 1-9-1842 – 30-8-1915».