Найти тему
Евгений Альтмайер

Мираж народного фронта

Злой Сталин был очень плохой и запретил немецким коммунистам дружить с немецкими социал-демократами, поэтому они не победили Гитлера. Ну или так было модно говорить в те времена, когда ругать Сталина в принципе было модно. Потом настанет время, когда модным станет "разоблачать мифы" о Сталине, так что конструкция немедленно будет изменена: дружить с СДПГ немецким коммунистам запретил злой Зиновьев, а Сталин ни в чем не виноват.

То есть, просто берется что-то плохое про Сталина, изменяется на что-то хорошее про него же. Тут важен эмоциональный посыл - либо глупый зловещий тиран, занимающийся всякой дурью просто оттого, что он глупый и зловещий. Либо оклеветанный гений, который ни в чем не виноват, и вообще ни за что не отвечал, ничего не знал и ни о чем не догадывался. Вообще, порой попытка отмазать Сталина от ошибок и преступлений эпохи принимает откровенно курьезные черты: послушать сталинских фанатов, так выходит, что их кумир вообще понятия не имел, что происходит в стране, никакого влияния на нее не имел и вообще круглые сутки только и делал, что таращился в стенку.

Строго говоря, если бы Сталин действительно считал, что к СДПГ следует относиться иначе, чем как к "социал-фашистам", то уж конечно в 1932 году никто в Коминтерне - и Зиновьев в последнюю очередь - с ним бы спорить не стал. Другое дело, что сама идея "злой дурак (вставьте здесь фамилию) не дал объединиться коммунистам и соци" наивна и выстраивается вокруг хотелок говорящего, а не реального политикума.

Политическая реальность же в Германии тридцатых была намного, намного сложнее.

Все, разумеется, знают о существовании штурмовых отрядов нацистов, которые в диспутах с политическими оппонентами наилучшим аргументом считали кулаки и дубинки. Мало в чем от СА отставал Ротфронт - силовое крыло коммунистов. Куда меньше народу знает, что аналогичной структурой обладала и СДПГ. Меж тем, Союз Республиканских Фронтовиков, он же "Рейхсбаннер", тоже был местом, где каждый желающий поучаствовать в политической дискуссии мог в полной мере удовлетворить зудящие кулаки. Хотя, конечно, на фоне главных конкурентов из СА и Ротфронта Рейхсбаннер выглядел несколько бледнее.

Тем не менее, пытаться представлять картину, в которой есть злые нацисты и (опционально) злые коммунисты, которые просто в силу отмороженности мешают всем жить и всех постоянно бьют, а вокруг умудренные господа во фраках и с пенсне... Эта картина слишком наивна, чтобы соответствовать реальности. Политика в Германии двадцатых постоянно прыгала из зала заседаний в пивную, где меткое слово имеет ничуть не больший вес, чем метко пущенная пивная кружка.

Если мы попробуем начертить схему политического спектра в Германии, мы неизбежно придем к такой замечательной фигуре как равносторонний треугольник, вершины которого займут НСДАП, КПГ и СДПГ. Политически и идеологически эти организации равноудалены друг от друга. В их идеях на самом базовом уровне заложены противоречия, которые делают полностью невозможным полноценный союз. Ситуативную дружбу с целью потеснить третьего конкурента - да. Полноценный союз - ни в коем случае. При этом Веймарская республика и ее юридическая система были порождением Ноябрьской революции, во главе которой стояла именно СДПГ. Любая организация, стремящаяся разрушить порожденную революцией юридическую и политическую систему, будет по умолчанию заведомо враждебна социал-демократам. И с этой точки зрения коммунисты ничуть не менее неприемлемы для "соци", чем нацисты.

Собственно, поскольку в процессе государственного строительства Веймарской Германии именно СДПГ оказалась куда ближе к вершине пищевой цепи, чем НСДАП и КПГ, именно две последние куда чаще "дружили" против социал-демократов. Не оттого, что коммунистам так велел плохой Сталин, плохой Зиновьев, плохой Троцкий или жидорептилоид с планеты Нибиру. Это диктовалось логикой политической борьбы. Другое дело, что дружба эта носила откровенно ситуативный и, чаще всего, популистский характер. Так, в частности, КПГ и НСДАП требовали прекращения уплаты репараций. Если вы думаете, что это совместное требование хоть на миллиметр помешало Ротфронту и штурмовикам выяснять на улице отношения посредством кулака и дубинки, вы сильно заблуждаетесь.

Полноценный союз между любыми двумя из трех участников борьбы за власть попросту невозможен. Для этого нужно заставить или нацистов перестать быть нацистами, или коммунистов полюбить частную собственность, или социал-демократов выступить против порожденного ими же политического государственного устройства. Это не есть возможно, три вершины этого треугольника обречены на сражение, в котором будет лишь один победитель.

Давайте на мгновение отбросим все вышесказанное и попробуем представить, что вдруг КПГ и СДПГ ухитрились объединиться. И что это изменит?

Ключевым моментом, определившим политический кризис тридцать второго года, стали ноябрьские выборы в Рейхстаг. На этих выборах НСДАП получила 33% голосов, СДПГ - 20% голосов, КПГ - 17% голосов. В результате возникла ситуация, когда ни одна политическая сила неспособна сформировать правительство, а в этих условиях правительство формируется указом Рейхспрезидента. Ну и фон Гинденбург, стремясь к хоть какому-то компромиссу с очевидно поехавшим крышей Рейхстагом, назначает главой правительства Адольфа Гитлера.

То есть, чтобы предотвратить приход к власти нацистов, союзу КПГ и СДПГ необходимо набрать на выборах в Рейхстаг 50% + 1 голос. Это даст возможность сформировать новое правительство, в котором по очевидным причинам нацистами и пахнуть не будет. Но тут же встает вопрос: а как это сделать? Даже если мы прибегнем к вульгарному суммированию их результатов, мы получим 37% голосов. Да, это больше, чем результат нацистов. И что? Это никак не отменяет права Гинденбурга назначить рейхсканцлера по своему усмотрению, поскольку возможности сформировать правительство эта коалиция в любом случае не получит. Теоретически, конечно, можно попробовать предположить, что Гинденбург выберет представителя "левой коалиции" вместо Гитлера, но...

Проблема в том, что продемонстрированный коалицией результат наверняка будет слабее. Просто потому что полноценный союз КПГ и СДПГ однозначно оттолкнет немалые массы их сторонников. Потому что, повторюсь, это две очень разные политические платформы. Сторонники и коммунистов, и социал-демократов такую дружбу могут посчитать предательством. И если отколовшиеся от СДПГ, скорее всего, поддержат какую-нибудь партию Центра и принципиально на расклад сил не повлияют, то недовольные политикой КПГ могут пойти... к Гитлеру. Потому что "он-то хотя бы с еврейскими капиталистами борется, а коммунисты, оказывается, вообще с ними дружат". Собственно, во втором туре президентских выборов часть голосов Тельмана утекла именно к Гитлеру.

И это еще не учитывая того факта, что правое крыло немецкого политикума было раздроблено ничуть не меньше левого, так что НСДАП параллельно противостояла целому вороху куда менее серьезных националистических партий, которые отнюдь не желали с ней дружить. Объединение СДПГ и КПГ может настолько напугать последних, что они посчитают себя вынужденными признать верховенство наци - во избежание прихода к власти левых.

Так что, в общем, еще большой вопрос, кто от гипотетического объединения СДПГ и КПГ выиграет - сами объединившиеся или их противники.

Но это все - чистая абстракция. Разумеется, из этого совсем не следует, что Третий Рейх был предопределенностью, к которой Германия шла, как паровоз по рельсам. В конце концов, наци так и не смогли набрать количества голосов, необходимого для самостоятельного формирования правительства. Адольф Гитлер был приведен к власти Паулем фон Гинденбургом. Это, разумеется, отнюдь не было зловещим заговором зловещей закулисы - старый рейхспрезидент, не собиравшийся делиться с Гитлером реальной властью, совершил глупую ошибку, откровенно недооценив "богемского ефрейтора".

Проблема здесь не в том, что КПГ и СДПГ что-то помешало выступить единым фронтом против нацистов. Это скорее про людей, которым обязательно надо было обвинить Сталина еще в чем-нибудь, не утруждая себя знанием истории. И их последователей, которым Сталина следует всенепременно в чем-нибудь оправдать. Тоже не сильно себя утруждая историческими штудиями, потому что на кой черт они нужны?