1 февраля 2024 года Госдума отклонила поправки об опасном вождении.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, термин "опасное вождение" был внесен в текст ПДД ещё в 2016 году. Согласно пункту 2.7 ПДД РФ, "опасное вождение" - это неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба.
Четко прописан перечень таких действий:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдение бокового интервала;
- резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- препятствование обгону.
Однако, проблема в том, что на сегодняшний день "опасное вождение" в ПДД запрещено, однако штрафа за это нарушение в КоАП РФ не предусмотрено. Сейчас водителя могут наказать лишь за отдельные нарушения - за нарушение правил маневрирования (500 руб.) или правил расположения транспортных средств на проезжей части (1500 руб.).
Ещё в 2016 году в Госдуму вносился правительственный законопроект о введении штрафа за опасное вождение. Он был принят в первом чтении, но в апреле 2023 года депутаты его отклонили.
6 июля 2023 года депутат Госдумы Ярослав Нилов внёс в Госдуму новый законопроект, предусматривающий наказание за опасное вождение:
- за первое нарушение - штраф 5 тыс. рублей;
- за повторно опасное вождение - штраф 5-10 тыс. рублей или лишение прав до 1 года.
Для объективной оценки и наказания за опасное вождение необходимо соблюдение 3 условий, считает автор законопроекта:
- наличие умысла у водителя;
- видеофиксация нарушения;
- определение виновности в судебном порядке.
Первое чтение законопроекта состоялось 1 февраля 2024 года. Профильный комитет выступил с критикой поправок. Так, в комитете напомнили о ранее отклонённом законопроекте.
"20 апреля 2023 года Государственной Думой был отклонен законопроект № 37057-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение», внесенный Правительством Российской Федерации. В заключении Комитета на указанный законопроект отмечалось, что термин «опасное вождение», установленный в Правилах дорожного движения, содержит элемент правовой неопределенности, что может повлечь его расширительное толкование при рассмотрении дел об административных правонарушениях на практике, и, как следствие, что вопрос об установлении в Кодексе административной ответственности за опасное вождение представляется целесообразным только после уточнения термина «опасное вождение» в Правилах дорожного движения. Вместе с тем, изменения в Правила дорожного движения в части уточнения терминологии опасного вождения к настоящему моменту не внесены", - подчёркивают в комитете
Кроме того, профильный комитет не согласился с положениями о том, что для доказательства можно будет использовать записи видеорегистраторов и видео с телефонов.
"Проектируемые изменения в части необходимости обязательной фиксации правонарушения «специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или иными средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» не соотносятся с действующими положениями КоАП РФ. В частности, в положениях общей и процессуальных частей Кодекса, а также положениях отраслевого законодательства о дорожной деятельности, под специальными техническими средствами понимаются технические средства, работающие исключительно в автоматическом режиме и отвечающие всем требованиям по порядку и способу их установки и применения. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, авторы предлагают привлекать к административной ответственности за опасное вождение и на основании фото- и видео- материалов, размещаемых в сети интернет, что по своей правовой сути не соотносится с специальными техническими средствами в том толковании, в котором они используются в КоАП РФ", - говорится в заключении профильного комитета ГД.
В итоге профильный комитет рекомендовал отклонить законопроект в первом чтении, что и произошло в ходе пленарного заседания 1 февраля 2024 года.
"Очередной наш законопроект отклонен, но это не повод опускать руки. Высказанные замечания не столь существенны, чтобы их не исправить. А поскольку запрет на опасное вождение есть, а ответственности за него по-прежнему нет, этот правовой пробел однозначно надо исправлять. Этим в ближайшее время и займёмся вместе с нашими автоэкспертами", - прокомментировал решение Госдумы 2 февраля 2024 года депутат Ярослав Нилов.