Найти в Дзене
Россия в мире

ГАЛИФАНОВ Руслан Геннадьевич, гендиректор "МДМпринт"

Оглавление

Трибуна

Ruslan Galifanov

Руслан Галифанов. https://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=37565
Руслан Галифанов. https://www.iemag.ru/interview/detail.php?ID=37565

Биография

Руслан родился 11 мая 1985 года.

В 2008 году окончил РГАИС.

С 2007 года начал работать в ООО "МДМпринт".

На 28 июня 2016 года Руслан Геннадьевич Галифанов работает генеральным директором ООО "МДМпринт".

https://www.tadviser.ru/index.php/Персона:Галифанов_Руслан_Геннадьевич?ysclid=ls6dj7dq8y106975156

Как мы выросли с одной типографии за 500 000 ₽ до 30+ копицентров в России и за рубежом

В конце 2000-х я купил интернет-кафе. С этой ошибки началась история нескольких полиграфических бизнесов

-2

Всем известно, что бумага умирает. Умирает, умирает, но все никак не умрет. При этом рынок полиграфии растет и растет.

Меня зовут Руслан Галифанов, и последние 15 лет я работаю в полиграфическом бизнесе. Мы начинали с одной маленькой типографии и постепенно выросли до группы компаний:

  • MDMprint.ru — цифровая типография в Москве. Производит полиграфию любой сложности.
  • Copy.ru — сеть копировальных центров. 30+ точек в Москве и еще шести городах. Скоро откроется первая точка за пределами России — в Ташкенте.
  • HelloPrint.ru — цифровая система по управлению полиграфическим бизнесом. Используется в MDMPrint, Copy.ru и еще полутора десятках других типографий.

А начиналось все скромно — с покупки интернет-кафе на юго-западе Москвы в конце 2000-х. Почти сразу стало понятно, что я сделал ошибку. Тогда быстро рос интернет, вскоре вышел айфон, и формат интернет-кафе явно умирал. Все меньше людей ходило в кафе ради интернета и игр.

Купил интернет-кафе и почти сразу понял, что совершил ошибку

В поисках выхода я обратил внимание на побочные услуги: в кафе можно было купить кофе и заказать печать на принтере. Сначала была мысль создать кофейню, но потом остановился на печати. Это было в 2010 году.

Мое первое интернет-кафе. Здесь родился MDMPrint
Мое первое интернет-кафе. Здесь родился MDMPrint

В полиграфии я тогда был полным нулем, не знал ничего. Начал с покупки бывшего в употреблении профессионального принтера Konica Minolta. Выложил за него 100 или 150 тыс. ₽, привез в интернет-кафе… и поначалу не смог даже его включить. Там целая процедура: сначала включаешь рип, а потом сам принтер.

Пришлось читать форумы, изучать основы полиграфии, разбираться во всем самому. На одном форуме нашел профессионального полиграфиста и нанял его как консультанта.

Далее я приобрел плоттер. Тоже не новый, нашел его по объявлению в одном подмосковном городе за 30 тыс. ₽. Купил, кое-как запихнул в багажник, но целиком он там не поместился, торчал наружу. Как назло, пошел дождь, и пришлось на ходу придумывать, чем накрыть плоттер. Обратная дорога далась нелегко. Накануне я допоздна работал, не выспался и, сонный, кое-как довез этот чертов плоттер до кафе.

Конкуренция в полиграфическом бизнесе уже тогда была высокой. Мы были маленькие, но молодые, энергичные и с незамыленным взглядом. Большинство наших конкурентов считали достаточным открыть офис. А мы решили идти в ногу со временем и сделали для нашей типографии сайт. Купили на него трафик через Яндекс.Директ — он тогда стоил копейки — и клиенты сразу пошли.

Поначалу типография размещалась в помещении интернет-кафе. Клиенты кафе крутили пальцем у виска, говорили, что на полиграфических услугах мы прогорим. Но получилось наоборот: через три-четыре года мы отказались от кафе и полностью сосредоточились на полиграфии.

Сначала мы ужимали интернет-кафе в пользу типографии, а потом сняли подвал в Московском дворце молодежи.

С названием мудрствовать не стали. Типографию назвали MDMPrint — по названию Московского дворца молодежи.

Первое отдельное помещение мы сняли в подвале Московского дворца молодежи. Отсюда название MDMPrint
Первое отдельное помещение мы сняли в подвале Московского дворца молодежи. Отсюда название MDMPrint

Первое время у MDMPrint было всего четыре сотрудника. Все они в компании до сих пор. Один из них — Александр Марков — вырос до гендиректора компании.

Я занимался всем подряд: принимал заказы, печатал, развозил. Помню, по знакомству удалось получить в клиенты одну крупную компанию. Однажды от них прилетел запрос в семь часов вечера, а к утру уже надо было доставить готовый заказ. Я возился с заказом всю ночь. В пять утра набрал заказчика, сказал, что буду через час, погрузил заказ в машину и поехал по Дмитровскому шоссе. Но бессонная ночь не прошла бесследно: из-за переутомления я проехал мимо пункта назначения и выехал из города. Опомнился уже когда глубоко углубился в область. Пришлось возвращаться.

Компания быстро росла. К 2013 году мы полностью отказались от интернет-кафе и создали свой первый полиграфический центр на территории АМО ЗИЛ.

В 2014 году типография и офис переехали в просторные помещения НПО «Гелиймаш»
В 2014 году типография и офис переехали в просторные помещения НПО «Гелиймаш»

В 2015-м мы разделили производство на отдельные направления: цифровая печать, широкоформатная печать, производство сувенирной продукции.

РЕКЛАМАРАЗМЕСТИТЬУзнатьПодписка Pro для бизнеса. Чёрная галочка, «Яндекс.Метрика», короткий URL, кнопки в статьях.
РЕКЛАМАРАЗМЕСТИТЬУзнатьПодписка Pro для бизнеса. Чёрная галочка, «Яндекс.Метрика», короткий URL, кнопки в статьях.

Мы всегда старались быть максимально открытыми. На сайте MDMPrint была кнопка «Написать директору». Мне стали поступать предложения продать франшизу. Это выглядело логичным направлением развития бизнеса, и в 2018 году открылся первый копировальный центр по франшизе в Москве у станции метро «Академическая».

За пять лет розничная сеть выросла до 30+ точек в Московском регионе и еще шести городах. В планах — вырасти к 2026 году до 100 точек в трех странах. В России можно открыть еще минимум сотню копицентров. Большая часть рынка не консолидирована, пространства для роста много.

Экспансия за рубежом начнется с Узбекистана. Сейчас мы готовим открытие первой точки Copy.uz в Ташкенте. Затем планируем осваивать Казахстан, Армению и другие наиболее близкие к России страны.

Сейчас все наши точки франчайзинговые. Мы планируем открывать и собственные корпоративные точки, развивать их, а потом продавать франчайзи как готовый бизнес.

Копицентры — это сетевой розничный бизнес. Ключевой фактор успеха здесь — стабильность качества. Типографий много, конкуренция высокая, качество сервиса исключительно важно. Поэтому мы тщательно отбираем франчайзи. В первую очередь оцениваем порядочность и готовность работать добросовестно, прозрачно и вбелую. Никакого приема денег по номеру телефона на карту, никакого мухлежа с налогами. За всю историю компании мы расстались только с двумя франчайзи. Во всех случаях развод был мирный, без конфликтов.

-7

Сейчас у нас три формата копицентров: Express, Express+ и Prime. Инвестиции в открытие точки в зависимости от масштаба составляют от 3,2 млн ₽ до 6,5 млн ₽, а прибыль — от 100 тыс. ₽ до 1,5 млн ₽.

Более половины инвестиций при открытии копицентра приходится на оборудование. Вторая самая крупная статья расходов — паушальный взнос. Роялти составляет 6%.

После запуска копицентра большая часть операционных расходов приходится на расходные материалы, ФОТ, аренду и паушальный взнос.

Франчайзи проходят обучение в школе Copy.ru. В дальнейшем за франчайзи закрепляется личный куратор, который отвечает на вопросы, подсказывает наиболее эффективные решения и помогает выйти на максимальную прибыль в кратчайшие сроки. Найти и арендовать помещение мы тоже помогаем.

Запуск копицентра по франшизе дает несколько преимуществ:

  • Узнаваемость бренда. Клиенты идут быстрее.
  • Наличие главного склада. На складе можно заказать расходники и оборудование, и они приедут на следующий день. Заказать можно даже один лист бумаги.
  • Возможность кредитоваться у головной компании. Своим франчайзи мы даем отсрочки по платежам.
  • Большая типография (MDMPrint). В типографии можно заказать продукцию, которую не могут произвести розничные копицентры.
  • Собственный дизайн-центр. Розничному копицентру необязательно нанимать дизайнера — можно обратиться за помощью в головную компанию.
  • Облачная CRM/ERP-система HelloPrint.
  • Премиальное продвижение на «Яндекс.Картах» и 2GIS.
  • Ведение кампаний в «Яндекс.Директе». Рекламные кампании в контексте мы настраивали годами.
  • Единый колл-центр.
  • Единый IT-отдел, который помогает с обслуживанием оборудования.
  • База проверенных поставщиков и подрядчиков.
  • Обмен опытом и взаимная поддержка франчайзи. Например, один из наших франчайзи провел большую работу по повышению заметности Copy.ru на онлайн-картах. От этого выиграла вся сеть.

В 2019 году у нас появилось новое направление — платформа для управления полиграфическим бизнесом HelloPrint. Проект возник органически. Мы искали софт для управления типографией, но готовые решения не устраивали. Стали писать свое, со временем эта инициатива выросла в отдельный проект.

-8

HelloPrint — это одновременно CRM, калькуляторы, система лояльности, логистика, аналитика, уведомления в одном интерфейсе. Данные хранятся и обрабатываются в облаке.

В 2000-е я освоил программирование и какое-то время делал сайты на заказ. При создании HelloPrint это сильно помогло. Когда досконально знаешь разработку, это спасает от многих ошибок.

Сейчас HelloPrint используется в нашей компании и еще в полутора десятках типографий: московской EnjoyPrint, питерской «Помидор», казанской Copy Room. За четыре года мы инвестировали в HelloPrint около 25 млн ₽. В команде проекта два программиста, проектный менеджер, QA-инженер и два сотрудника поддержки.

Калькуляторы допускают выбор предустановленных значений либо ручной ввод характеристик
Калькуляторы допускают выбор предустановленных значений либо ручной ввод характеристик

До 2022 года наша розничная сеть и типография работали под одним названием — MDMPrint. Со временем стало понятно, что розничному бизнесу нужен более понятный и запоминающийся бренд. Доходило до смешного. В Ленинградской области есть типография «МДМ-Печать». Мы никак с ней не связаны, просто «тезки». Однажды клиент из Петербурга, не разобравшись, сделал заказ в нашей московской типографии. Мы выполнили заказ и сообщили, что можно его забрать на «Фрунзенский». Клиент приехал и начал звонить: я на «Фрунзенский», где здесь типография? Оказалось, что он приехал на «Фрунзенскую» в Санкт-Петербурге.

В 2021 году мы выгодно купили типографию Copy.ru, буквально по цене оборудования и домена. Хотели провести ребрендинг в 2022 году, но из-за известных событий пришлось сдвинуть его на 2023 году. Теперь MDMPrint называется только наша типография, а розничная сеть стала Copy.ru.

Самыми тяжелыми за последнее время были 2020 и 2022 годы. Во время ковида мы оказались на грани банкротства. Выручка рухнула на 70%, при этом аренду, зарплату и налоги никто не отменял. Мы просили ФНС и арендаторов об отсрочках, но везде получали отказы.

Во время пандемии ковида выручка рухнула на 70%

Пришлось действовать быстро. Во-первых, для оперативного принятия решений создали антикризисный комитет. Комитет действовал с марта по октябрь 2020 года.

Во-вторых, стали брать заказы на любые суммы. Хоть 5 ₽, хоть 20 ₽ — неважно, принимаем и доставляем. Лишь бы бизнес продолжал работать.

Во-третьих, пришлось сократиться. Оставили самых старых и опытных сотрудников, предложили им временно уменьшить зарплаты, а в конце года — вернуть долги с процентами. Согласились не все, часть посчитали это обманом. Но согласившиеся в итоге заработали больше за счет процентов. Чуть отдышавшись, мы снова наняли уволенных сотрудников.

Быстрые и жесткие решения спасли компанию. Осенью ситуация стабилизировалась. Но осадок остался. Некоторые конкуренты работают не совсем вбелую. Во время ковида им это помогло. Мы же считаем, что бизнес должен быть честным и не разделяем позицию «пусть сначала государство решит вопрос с дорогами и медициной, а потом я заплачу налоги». Начинать надо с себя.

В следующем 2021 году компания сильно выросла. Но в 2022 году случилась СВО. Рынок мгновенно замер, количество заказов упало, выручка рухнула. Первые месяц-два ситуация оставалась неясной. Мы снова вернули антикризисный комитет и молниеносно начали перестраиваться. В первые же дни СВО закупили впрок расходники и оборудование. Когда вернулись заказы, у нас был запас, а потом логистика подстроилась. Ключевые производители оборудования — японские компании Ricoh и Konica Minolta. Расходники тоже производят в основном японские, американские или европейские компании. Российские и китайские аналоги есть, но не по всем позициям и не всегда нужного качества. Была качественная американская бумага TouchCover. Вместо нее появилась TouchPaper. Работать с ней можно, но по тактильным ощущения и качеству печати она не дотягивает до TouchCover.

Вообще полиграфия — сложный технологический процесс. Тем, кто хочет начать бизнес в этой сфере, надо быть готовым к погружению в технические вопросы. На качество печати и цветопередачу влияют и настройки оборудования, и бумага, и факторы среды: температура, влажность, давление

Во время СВО часть предпринимателей ушли с рынка или уехали. Мы смогли выкупить у них оборудование и расходники по низким ценам.

Логистика полностью перестроилась. Раньше вендоры работали напрямую. Сейчас оборудование и расходники возят через Турцию, Казахстан, Армению, Киргизию, Китай. Что-то стало дороже, что-то дешевле, что-то вовсе исчезло. Качество китайской бумаги подросло. В России тоже стали строить заводы по производству бумаги. Некоторые западные вендоры устали ждать и возобновили поставки. Некоторые вендоры тет-а-тет говорят: потерпите, ребята, когда ситуация разрешится, мы снова начнем поставки в Россию.

В целом шок от СВО продолжался недолго. Уже летом 2022 года спрос вернулся.

Сейчас компания растет на 35% в год. Рост был даже по итогам 2022 года. Исключением стал ковидный 2020 год, когда выручка упала на 70%.

Самая большая проблема на текущий момент — это дефицит сотрудников. Не хватает всех: печатников, резчиков, переплетчиков. Дефицит рабочей силы острейший, и даже повышенные зарплаты ситуацию не спасают.

30.01.2024

https://vc.ru/tribuna/1008228-kak-my-vyrosli-s-odnoy-tipografii-za-500-000-do-30-kopicentrov-v-rossii-i-za-rubezhom