В сегодняшний статье обзор на молодёжный фильм ужасов 2014 года "Оно", который понравился многим, что доказывают положительные отзывы с Кинопоиска. На "Rotten Tomatoes" он вообще имеет рейтинг 95% со средней оценкой 8,10/10, на основе 270 отзывов. Описание сайта гласит: "Умный, оригинальный и, прежде всего, ужасающий". И фильм действительно неплохой: в нем есть на что посмотреть и о чем поговорить, но именно неплохой, а не, о боже, боже, это гениальный философский шедевр.
Фильм не относится к работам Стивена Кинга. Просто российские локализаторы считают, что название, связанное с известным мастером ужасов, соберёт больше денег, чем картина от некого Дэвида Роберта Митчелла с названием "It follows". Хотя по смыслу фильм весьма похож на культовое "Оно". В истории Кинга дети через свои страхи преодолевали период взросления, в фильме "Оно" 2014 года подростки сталкиваются со взрослой жизнью и пытаются от неё убежать.
В первую очередь хотелось бы отметить преимущества фильма. Я смотрел его несколько раз, причём при повторных просмотрах, спустя какое-то время, атмосфера по-прежнему держит напряжение. Даже несмотря на, что уже известен сюжет. Для подобного эффекта в фильме работает ряд инструментов: во-первых, это ощущение неизвестности от таинственного существа, о котором мы ничего не знаем. Подготовка к встрече с монстром начинается с первых кадров, когда Оно преследует девушку, а мы своими глазами видим ужасные последствия его действий.
Затем монстра с ужасом описывает новый парень Джейн, который из-за него стал настоящим параноиком. Сама концепция монстра, который всегда преследует, остаётся весьма рабочей, даже несмотря на уже большое количество подобных фильмов: Звонок, Проклятие, Джиперс Крипперс. Секрет ее успеха в том, что идея существа, которое само найдёт жертву в любое время и в любом месте, создаёт огромное напряжение и интригу. Тем более, если такой монстр бессмертный, и ты не можешь дать ему отпор. Хотя с этим как раз возникли проблемы в конце.
Второй инструмент, это потрясающее музыкальное сопровождение. Редко в каком фильме все звуки и музыка настолько удачно дополняют происходящее на экране. Музыка была написана Ричем Вриландом, более известным как Disasterpeace. Музыка и звуки из фильма умело добавляют напряжение и вносят огромный вклад в общую атмосферу. Просто убрать музыку - и фильм сразу теряет в колоритности.
Третий инструмент фильма: сюжет. Нет, дело не в его уникальности, хотя история весьма необычная: некий вирус, который передаётся через кекс, начинает преследовать главную героиню Джейн после контакта с парнем. Главное преимущество сюжета заключается в большом количестве смыслов для интерпретации. Кто-то видит смысл в метафоре на СПИД и другие болезни после случайных половых контактов, кто-то в массовом психозе людей, кто-то в метафоре на старение человека, от которого нельзя убежать.
Я же вижу смысл в том, что каждый человек рано или поздно сталкивается со взрослой жизнью. Вот ты ещё ребёнок, который плавает в бассейне, играет с друзьями в карты и смотрит кино, а вот ты уже оказался во взрослым мире. Джейн из фильма всячески не хочет становиться взрослой и отвечать за свои поступки, ведь она привыкла совершать глупости и не думать о последствиях. Но один из таких поступков приводит к серьёзным проблемам, с которыми она должна справиться.
Кекс в фильме - метафора на потерю детства. Однако в фильме есть другая проблема: неприятные главные герои, не вызывающие никакого сочувствия. Взять хотя бы главную героиню: Джейн с самого детства ведёт разгульную жизнь, что подтверждают её связи почти со всеми соседскими парнями. Так происходит и с её новым другом, которого она плохо знает и даже не была у него дома, но все это не мешает ей заняться с ним кексом. И если в прошлые разы все обходилось, то этот пацан оказывается больным, хотя Джейн ещё везёт, что он не был болен, например, СПИДОМ.
Её лучший друг - второй главный герой истории - влюблен в Джейн с самого детства, но вместо каких-то действий он просто ходит и смотрит на неё с завистью, ведь не его. Парень показан как ручная собачка, которую подруги могут послать куда угодно или оставить спать у себя на диване. В конце, конечно, мальчик нашёл яйца, решив признаться Джейн в свои чувствах, но это будет только после того, как она переспала с двумя парнями. Но героя даже это не смущает, что уж говорить о каком-то монстре, который преследует его любимую.
Можно попытаться оправдать ребят тем, что они ещё совсем юные, и молодёжи свойственно делать ошибки. Но практика показывает, что некоторые люди и после 30 остаются такими же инфантильными, какими были в 18. Что подтверждает третий кекс Джейн за фильм уже со своим другом, на которого она теперь перекидывает проблемы. Именно так мне видится передача монстра через кекс следующему человеку. Это очевидный способ скинуть свои проблемы на другого.
Ещё один минус - финальный бой с монстром в бассейне. На протяжении фильма было создано условие: монстра невозможно убить взять пулями. Но в финале это опровергается. Таким образом, кино нарушает собственное правило, и возникает вопрос, а зачем тогда создали эту условность. Сделали бы монстра смертным изначально и вели бы этот твист до самого конца. Мне вообще кажется, что фильм сильно проседает именно в конце, а битва в бассейне, мягко говоря, худшая сцена фильма.
Что в итоге? Фильм получился в чём-то очень хорошим, а в чём-то вызывает вопросы. Мне кажется, если копать ещё глубже, то возникнет ещё больше проблем. Хотя как развлекательный молодёжный ужастик он весьма хорош.
У многих возникают вопросы про финальную сцену. Мне же финальная сцена не зашла, также как и твист с отношениями героев, поскольку персонажи изначально не вызвали симпатии, а друг Джейн мне вовсе кажется мямлей. Но хотя бы ясно, что хотели сказать авторы концовкой: каждому из нас нужно найти по жизни человека, который сможет принять тебя со всеми твоими ошибками, и уже вместе встречать жизненные проблемы, которые следуют за вами. Поучительно, но наивно. И, кстати, монстр выжил и опять и идет за ними следом.