Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Продолжаю рассказывать о нашей прогулке в зимний морозный день по старинной и одной из самых фешенебельных улиц Москвы в районе Хамовники – Остоженке. В прошлый раз мы с Вами остановились, выйдя из Зачатьевского монастыря, если еще не читали, но интересно, нажимайте на выделенные слова и переходите по ссылке. Возвращаясь из Зачатьевского переулка, мы проходим через сквер, на месте которого до 1935 года стояла церковь Воскресения Словущего на Остоженке, и на противоположной стороне улицы обращаем внимание на очередной доходный дом начала XX века, это доходный дом Бройдо, построенный в 1902 году архитектором Н.И. Жериховым в стиле раннего модерна.
Кекушев и его творения.
Но выйдя на Остоженку, все наше внимание обращается именно на эту сторону, нечетную, по которой мы идем. Здесь друг за другом, практически под одной крышей, разместились два доходных дома, построенные в одном стиле. И не мудрено, ведь это работа одного и того же архитектора, знаменитого московского зодчего, одного из основоположников московского модерна Льва Николаевича Кекушева. Первый дом, под номером 17, был построен в 1901 году для крупного чаеторговца В.И. Грязнова.
А второй дом принадлежал самому Кекушеву, но записан был на жену архитектора Анну Ионовну. Он был построен на год позже предыдущего. В 1920‑е годы дома под номерами 17 и 19 объединили, и их заняла одна из московских клиник, где хирургом работал А.И. Бакунин. Именно здесь закончил свой земной путь патриарх Московский и Всея Руси Тихон в 1925 году. Об этом напоминает большая мемориальная доска на фасаде дома с барельефом священника.
Но самым примечательным здесь зданием является следующий за двумя доходными домами особняк, построенный, опять же, Кекушевым для себя и своей семьи. Этот особняк напоминает средневековый замок с башенкой, а выполнен он по проекту, заказанному архитектору Саввой Мамонтовым. Такой дом должен был находиться в другом месте Москвы, но там что-то не срослось, и Лев Николаевич использовал этот проект для постройки собственного жилища. Кроме изящных форм и причудливой лепнины этого особняка, конечно, привлекает к себе внимание статуя льва на фронтоне, первоначально, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером, но того льва почему-то после революции демонтировали, однако в 2017 году на то же место установили его копию.
Разглядывая творения знаменитого архитектора, мы переходим на другую сторону улицы и здесь, как ни странно, встречаем дом, к которому приложил руку все тот же архитектор. Это особняк Лыжина. Правда построен он был еще в 30-е годы XIX века, и до приобретения его в 80-е годы того же века московским купцом Александром Ивановичем Лыжиным он уже перестраивался. После смерти последнего, дом перешел к его младшему сыну Владимиру Александровичу, он то и заказал Льву Николаевичу Кекушеву, по-соседски, проект перестройки дома. Как раз в это время владение напротив и покупает известный архитектор.
Новоделы Остоженки и исторические здания тоже.
Рассмотрев все это, как смогли, мы идем дальше и вновь обращаем свои взгляды на нечетную сторону. А там расположилось одно большое здание, критикуемое с момента его постройки многими искусствоведами и культурологами, как один из худших образцов архитектуры, так называемого, «лужковского стиля». Это Центр оперного пения Галины Вишневской, построенный в 2002 году. Памятник Галине Павловне установлен перед фасадом здания. Я, конечно, не большой знаток архитектурных нюансов и образования соответствующего у меня нет, но как по мне, если убрать нелепый мансардный этаж зеленого цвета, то здание будет выглядеть весьма благородно.
Дальше мы продолжаем идти по четной стороне улицы, разглядывая попеременно обе стороны, и ненадолго останавливаемся на углу с Сеченовским переулком и даже мельком в него заглядываем. Здесь расположился угловой двухэтажный дом 1837 года постройки, известный как дом Лаврова, по фамилии артиста, который в нем жил.
Потом продолжаем движение, попутно рассматривая очередные новоделы конца 90-х – начала нулевых по нечетной стороне. Сначала это жилой комплекс «Опера Хаус», а затем «Ретро-35». Последний, конечно, больше похож на ретро, но только похож.
А справа, по четной стороне, сохранились невысокие бывшие доходные дома XIX века с магазинами на первых этажах. А заканчивается этот ряд домов на углу с Мансуровским переулком граффити под названием «Тифлис» на торце здания, потому что за ним расположился ресторан «Тифлисский дворик».
От Аксакова до Тургенева и немного про Еропкина.
Но сейчас мы переводим свои взгляды вновь на нечетную сторону Остоженки, и здесь мы видим, сохранившийся до наших дней благодаря реставрации, деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, который представляет собой типичный образец московской послепожарной застройки.
А построен он был в 1819 году. Каких только знаменитых личностей не повидал этот дом! Например, в 20-е годы того века здесь поселился на несколько лет со своей семьей мой знаменитый земляк Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь жили и бывали, и родственники, и друзья Александра Сергеевича Пушкина, и конечно, здесь собирался весь цвет того общества.
А в 1840 году здесь поселилась Варвара Петровна – мама молодого писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Он часто бывал здесь проездом, а иногда останавливался надолго. После смерти матери в 1850 году Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом тогда приходили его многочисленные друзья и знакомые – представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. С 2007 года это дом-музей И.С. Тургенева – филиал Государственного музея А.С. Пушкина, а в преддверии 200-летия со дня рождения Ивана Тургенева здание отреставрировали.
К Тургеневу мы еще вернемся, а сейчас посмотрим на другую сторону улицы, здесь расположились корпуса Московского государственного лингвистического университета. Наиболее интересно здание между Еропкинским и Померанцевым переулками. Это дом генерал-поручика Петра Еропкина, который построил для него знаменитый московский зодчий Матвей Казаков в 1771 году, правда тогда он был двухэтажным. В начале XIX века другой знаменитый архитектор Доменико Жилярди реконструировал здание для Коммерческого училища, правда после московского пожара 1812 года его вновь пришлось перестраивать. Примерно таким здание и дошло до наших дней.
Теперь, как и обещал, возвращаемся к Тургеневу. К 200-летию со дня рождения в 2018 году был открыт памятник Ивану Сергеевичу в сквере неподалеку, за одним симпатичным, но по всей видимости, современным зданием, похожим на башню. А со стороны сквера на этом доме во всю стену нарисован сам писатель со своей собакой.
Ну и еще два интересных дома и один памятник.
С Тургеневым и его собакой поздоровались, идем дальше и по той же стороне улицы доходим до двух очень похожих друг на друга особняков за металлической оградой, оба построены в стиле классицизм. Первый особняк начала XIX века – это городская усадьба Всеволожского. Этот дом с шестиколонным портиком из-за ограды разглядеть толком не удалось, попробуем разглядеть следующий.
И разглядывая следующий особнячок, уже с мезонином и четырехколонным портиком, кроме самого дома, все внимание к себе привлекает, установленный перед ним памятник. Это памятник, ставшему в последнее время знаменитым благодаря телесериалу «Начальник разведки», Павлу Михайловичу Фитину, который руководил внешней разведкой нашей страны в самые трудные годы: с 1939 по 1946.
А сам дом был построен примерно в то же время, что и предыдущий, но еще до революции пару раз перестраивался. Он принадлежал московской династии кондитеров Абрикосовых. А памятник Фитину не зря находится именно здесь, в здании этом размещается бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации. Все логично.
На этом, пожалуй, мы пока и остановимся! Но далеко не расходитесь, впереди еще много интересного!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!