Одним из самых известных российских памятников является Медный Всадник, который расположен напротив Исаакиевского собора. Памятник Петру Первому - символ российской державности и первый конный памятник русскому императору. На его открытии в 1782 году жители-старообрядцы прозвали его «Всадником Апокалипсиса». Свое название памятник "Медный всадник", хотя и выполнен он из бронзы, получил благодаря одноименному творению Александра Сергеевича Пушкина. И было бы удивительно, если бы взвивающийся в небо Петр не оброс легендами. Некоторые из них довольно-таки мистические.
Этьен Фальконе всю жизнь мечтал о создании монументального произведения. Воплотить эту мечту ему удалось в России. Императрица Екатерина II поручила скульптору создать конный памятник Петру I. После приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью
Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.
Когда в 1782 году открыли памятник "Медный всадник", старообрядцы Санкт-Петербурга назвали его "Всадником Апокалипсиса". И сказали про него, что этому памятнику "… имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными". Старообрядцы не могли принять петровские преобразования, а видели в них библейские пророчества. Эта легенда ожила благодаря А.С.Пушкину. В центре его поэмы оказался «Медный всадник», который был явлением апокалипсиса. Кстати, всадник «оживал» еще и в произведениях Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского и других. Что удивительно, Медный всадник «оживал» в наиболее сложные периоды России. В строках пушкинской поэмы всадник оживает и мчится по городу за жертвой, вскоре настигнув её. К слову, все это не совсем выдумки поэта, он описал события ужасного наводнения в Санкт-Петербурге в 1824 году, забравшего тысячи жизней горожан.
Камень для постамента должен был напоминать морскую волну, чтобы было понятно: Петр Первый открыл для России выход к морю. Но Фальконе сомневался, что сможет найти цельную глыбу нужного размера. Он планировал сделать ее из отдельных кусков гранита, но все же дал объявление в газетах: а вдруг! На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семен Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Местные жители утверждали, что это была любимая точка обзора для самого Петра, который не раз поднимался на скалу во время Северной войны, а чуть ближе к заливу император спас потерпевших кораблекрушение.
Глыба больше чем на четыре метра ушла в землю и была вся покрыта мхом. Кстати, изначальный вес камня составлял около двух тысяч тонн. Но, по замыслу Фальконе, монолит серьезно уменьшили - его прямо по пути обтесывали до нужных размеров.
По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.
Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции "Медного всадника" Петр I восседает на своем любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов. За него он переплатил "100 голландских червонцев". Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал его Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Петр Первый, якобы, назвал ее в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта был "конь одного хозяина", Петра слушалсч беспрекословно, но конюхи с ним мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее
Кстати, лепил Лизетту Фальконе с двух коней из королевской конюшни - Бриллианта и Каприза. По несколько часов в день всадники вставали на них на дыбы, чтобы скульптор правильно отразил позу животного.
Змея - третья точка опоры.
Две лошадиные ноги и змея - три точки опоры, на которых держится монумент.
Согласно преданию, когда Петр Первый был в лихорадочном бреду, ему померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея, обвила ноги коня, и не дала прыгнуть в воду, чем спасла Петра от гибели.
Змея также является частью скульптурной композиции памятника. Но ее ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев.
Истоки самой популярной легенды, связанной с этим памятником, ведут еще во времена войны между Российской и Французской империями в 1812 году. Тогда вышел приказ эвакуировать ценный постамент, чтобы он не пострадал в бою.
Но одному из военных приснился сон, где оживший Медный всадник сказал: «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Император Александр I был необычайно впечатлен этим сном, что решил отменить эвакуацию памятника. А скульптуру стали считать хранительницей города.
В годы Великой Отечественной войны ленинградцы считали, что, пока памятники Петру Первому и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. Так и произошло, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Только "Медного всадника" укрыли от немецких бомб -обложили мешками и укрыли досками. Рядом с всадником не разорвался ни один снаряд.
Каждый из зрачков Петра сделан в форме сердечка, это факт. Но почему так? Кто-то считает, что таким образом скульптор хотел показать, что император любит свой город. Но есть более романтичная история. Дело в том, что голову основателя Петербурга делал не сам Фальконе, а его 17-летняя ученица, которая была неравнодушна к учителю. Считается, что таким образом она хотела признаться в своих чувствах. Но ответил ли Фальконе ей взаимностью, история умалчивает.
С самого начала создания памятник обрастал легендами, в которых факты мешались с вымыслом.