В технических данных автомобиля указан минимальный радиус поворота. Однако, фактический радиус поворота может отличаться от указанного за счет эластичности шины. При движении по кривой автомобиль совершает два движения: за счет поворота управляемых колес он поворачивается в сторону поворота рулевого колеса и за счет эластичности шины происходит его увод в противоположную сторону, то есть фактический радиус поворота увеличивается и чем больше эластичность шины (например из-за того, что давление воздуха в ней меньше нормального), тем больше увод.
Естественно происходит увод всех колес, но он может быть различный. Если угол увода передних колес больше задних, то радиус поворота автомобиля увеличивается. Для компенсации увода колес водитель вынужден повернуть рулевое колесо на несколько больший угол. Если же угол увода задних колес больше передних, то водитель, чтобы удержать автомобиль на своей полосе движения, вынужден рулевое колесо повернуть на несколько меньший угол по сравнению с тем, если бы увода не было. Обычно водитель быстро привыкает к поворачиваемости автомобиля.
Для безопасного движения водитель обязан научиться учитывать увод при повороте. Обратим внимание водителя на то, что на увод большое влияние оказывает боковая инерционная сила на повороте (а она зависит от скорости автомобиля). На большой скорости увод может быть настолько большим, что автомобиль не впишется в поворот и если водитель не сумеет компенсировать боковой увод поворотом рулевого колеса, то его при левом повороте "вынесет" на обочину, а при правом повороте — на полосу встречного движения.
Какие же факторы влияют на увод шины?
Кроме отмеченных выше на увод шины влияют нагрузка, давление воздуха в шине, тяговая и тормозная силы и состояние дороги (ее скользкость).
Увеличение нагрузки увеличивает величину увода колес. Связано это с увеличенной деформацией шин. Если при повороте рулевого колеса вы почувствовали заметное увеличение сопротивления, а вам предстоит длительная работа при такой нагрузке, подкачайте шины задних колес на 0,2...0,3 кгс/см2 выше нормального. Этим вы предотвратите увод от нагрузки. Однако не забывайте, что износ шин возрастет.
Повышение центра тяжести также увеличивает возможность увода при сильном крене автомобиля на повороте, когда резко возрастает нагрузка на колеса одной стороны.
Увод колес зависит и от действия на автомобиль тяговой и тормозной сил, то есть когда вы резко тормозите или резко даете "газ", причем, чем больше эти силы, тем больше увод колес.
На увод колеса влияет плавность или резкость ваших действий. Опытный водитель, например, знает, что при плавном повороте рулевого колеса автомобиль точнее выполняет поворот, при резком же повороте увод может быть значительным, а на скользкой дороге автомобиль вообще может не среагировать на ваши действия и продолжать некоторое время движение по прямой.
Максимальный запас устойчивости автомобиля, как правило, достигается на горизонтальном прямолинейном участке при движении в постоянном режиме. Она сразу же уменьшается при изменении режима движения (увеличении скорости или торможении, повороте, наклоне и др.). Чем больше увод, тем меньше запас устойчивости.
Борис Пустовалов