Преподобный Максим Грек: очень кратко о его житии
«Радуйся, к вечной правде Божией взоры духа обращать нас научающий» – из акафиста преподобному Максиму Греку
Михаил Триволис, родившийся 1470 году, был сыном греческого сановника, получил блестящее образование, изучал языки и науки в европейских странах, пожил в самых известных католических монастырях Италии, побывал во Флоренции и Венеции, а также Париже.
Михаилу, будущему монаху Максиму, очень нравилась иноческая жизнь, и он поселился на Афоне, в монастыре Ватопед, где и принял постриг с именем Максим. Десять лет спокойной и размеренной жизни молодого афонского инока были прерваны желанием российского царя Василия III Иоанновича навести порядок в греческих книгах своей матери Софии Палеолог.
Монастырь Ватопед, испытывавший в то время большие трудности, за большое вознаграждение от князя Василия III направляет Максима в командировку в столицу Руси Москву, где будущий святой усердно работает. Он переводит на славянский язык толкование на Псалтирь на 1500 страниц за полтора года. Василий III Иоаннович щедро благодарит Максима, но обратно домой, на Афон, не отпускает. Надо отметить тот факт, что все книги Ветхого и Нового Заветов – Геннадиевская Библия – были переведены на церковнославянский язык только к 1499 году.
После Толковой Псалтири Максимом Греком были переведены: толкование на Книгу Деяний апостольских [Апостол], сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского и других святых отцов Церкви.
Будучи честным и смелым человеком, Максим обличает Василия III в его греховной жизни. Охлаждению в отношениях с великим князем, а вскоре и тюремному заключению святого способствовала принципиальная позиция Максима Грека по поводу развода Василия III с законной супругой Соломонией Сабуровой, которую тот отправил в монастырь, и женитьбы великого князя на обольстительной полячке Елене Глинской. Преподобный был не только возмущен этим фактом, но и написал трактат, актуальный во все времена, под названием «Слово к оставляющим жен своих без вины законныя».
Именно во время трудов преподобного Максима в Москве разгорелся спор между нестяжателями и иосифлянами. Спор, где двое, впоследствии прославленные в лике святых преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий обсуждали возможность наличия у монастырей земных богатств и владений. Максим Грек не мог остаться в стороне, и в своих статьях об иноческом жительстве он с пафосом Савонаролы резко осуждает монастырское землевладение, ростовщичество и сребролюбие. Тогдашние иерархи церкви, пользовавшиеся полной поддержкой государя, этого простить ему не могли. Против него восстают завистники. В итоге святого отправляют на шесть лет в тюрьму Иосифо-Волоцкого монастыря с указом не давать ему возможности написания книг.
Максиму в темничных страданиях является святой Ангел и утешает его: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». Максим углем на стене пишет известный всему православному миру канон Святому Духу.
После шести лет заключения Максима отправляют в ссылку в Тверской Отроч монастырь. Около 20 лет преподобный проводит в этом монастыре, где составляет сборник своих сочинений. Настоятель монастыря епископ Акакий был очень добрым к ученому узнику и старался всячески облегчить его участь. Он снял с него кандалы и даже обедал с Максимом за одним столом.
Праведная жизнь преподобного Максима Грека протекла многие годы в темницах и страданиях, которым он подвергся за свою самоотверженную, просветительную деятельность, за труды, подъятые им на пользу и во спасение ближних. На нем исполнились слова апостольские: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12), – что лишь укрепило веру подвижника и до дня нынешнего являет собой пример подражания и восхищения. Жизнеописание этого великого святого очень актуально и в день сегодняшний.
Преподобне отче Максиме, моли Бога о нас!
Telegram | Яндекс Дзен | VK | OK