Найти в Дзене
Ламповый эскапизм

Архивные исследования: комиссары Империума

Имя нам - Легион. Крови нашей - Океан. Мы не титаны и не герои. Мы Солдаты. Мы не умираем - мы отправляемся в ад на перегруппировку, — Комиссар Яррик, надпись на могиле. Основная задача комиссаров Имперской Гвардии — поддержание дисциплины в войсках. Они должны подавлять попытки бунта и саботажа в зародыше, а также пресекать попытки перехода на сторону противника во время боя. Комиссары должны удерживать своих подчиненных от всех возможных проявлений непослушания и т.п. — Флафф 2.0 Ничто не ново под лунами. Как и практически все, что есть в мире Warhammer 40000 (и во многих других фантастических произведениях), комиссары прорвались из мира реального, через тернии фантазии авторов бека к негостеприимным звездам Империума. Слово «комиссар» довольно универсально и в разных странах означало разные полицейские, военные и административные должности. Например, в гитлеровской Германии положение рейхкомиссаров было очень высоким — фактически они были главами министерств и губернаторами. Но авт

Имя нам - Легион. Крови нашей - Океан. Мы не титаны и не герои. Мы Солдаты. Мы не умираем - мы отправляемся в ад на перегруппировку, — Комиссар Яррик, надпись на могиле.

Основная задача комиссаров Имперской Гвардии — поддержание дисциплины в войсках.

Они должны подавлять попытки бунта и саботажа в зародыше, а также пресекать попытки перехода на сторону противника во время боя. Комиссары должны удерживать своих подчиненных от всех возможных проявлений непослушания и т.п. — Флафф 2.0

Ничто не ново под лунами. Как и практически все, что есть в мире Warhammer 40000 (и во многих других фантастических произведениях), комиссары прорвались из мира реального, через тернии фантазии авторов бека к негостеприимным звездам Империума.

Слово «комиссар» довольно универсально и в разных странах означало разные полицейские, военные и административные должности. Например, в гитлеровской Германии положение рейхкомиссаров было очень высоким — фактически они были главами министерств и губернаторами. Но авторы вахи черпали вдохновение в образах их противников — советских военных комиссаров.

Должность комиссара как военного и идеологического наставника появилась намного раньш, еще в XVI веке, в Италии. Об идеологии тогда речи не шло: комиссары были предводителями наемных отрядов, вся мотивация которых которых заключалась в желании получить деньги за свою работу — а для этого необходимо было поддерживать в отрядах дисциплину и делать свое дело слаженно.

Полноценный институт комиссаров сформировался в США, в период войны за независимость, существовал он и во время Гражданской Войны между Северными Штатами и Конфедерацией. Военные комиссары существовали во времена Великой Французской революции. Комиссары использовались там, где было необходимо давление пропаганды — в военных столкновениях, причиной которой были не ресурсы или территории, а идеологическое противостояние. Достаточно долгое время функции комиссаров частично выполняли капелланы.

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были привлекать к командованию её частями бывших царских офицеров и генералов, так как обученных военных кадров в РККА не было. Далеко не все были политически надежны и часто предавали Советы, переходя на сторону белогвардейцев.

Точно такая же Гражданская Война гремела и по всей галактике в M31. Ересь Хоруса и тлетворное влияние Богов Хаоса против тиранического абсолютизма Императора Человечества — чем не столкновение идеологий?

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны в СССР было вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, сыграв решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины.

Начало войны Красная Армия встретила без комиссаров. На июнь 1941 года в армии их функции выполняли замполиты. Лишь из-за поражений высшее руководство страны реанимировало институт военных комиссаров. Когда обстановка на фронтах стабилизировалась, Красная Армия стала брать инициативу в свои руки, военные комиссары утратили то значение, которое у них было в условиях июля-августа 1941 года, и в 1942 году институт комиссаров был окончательно упразднен.

Замполит поднимает бойцов в атаку
Замполит поднимает бойцов в атаку

Комиссары должны были быть безжалостны и к врагам, и к дезертирам. При особых отделах дивизий и корпусов были сформированы отдельные стрелковые взводы, укомплектованные личным составом войск НКВД.

В особо исключительных случаях, когда обстановка требует принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела представляется право расстрела дезертиров на месте. — Инструкция для особых отделов НКВД Северо-Западного фронта по борьбе с дезертирами, трусами и паникёрами.
Сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной. — Приказ №227 («Ни шагу назад!»).

Выполнение этих инструкций было обязанностью не только заградотрядов, формируемых из личного состава НКВД, но и командного состава, в том числе и комиссаров. Трудно сказать, что чувствовали те, кто отдавали приказы открывать огонь по своим товарищам и те, кто был вынужден подчиняться — прямо на поле боя или после (инструкции НКВД предписывали, если того требует случай, осуществлять расстрел перед строем). Автору статьи не удалось найти документальных подтверждений того, что заградотряды стреляли своим солдатам в спину, гоня их в атаку. С 1 августа по 1 октября (за 2 месяца) 1941 года заградотрядами было расстреляно 1866 человек из числа задержанных дезертиров и паникеров. Война диктовала свои законы, и, чтобы одержать победу, стороны прибегали к разным средствам.

Комиссары Империума осуществляют непосредственное руководство над обычными офицерами, и часто отдают им команды перед лицом их собственных подразделений. Комиссары фанатично преданы Имперскому Культу. В Школе Прогениум они учатся любить Императора и не желают для себя иной судьбы, чем служить ему до последней капли крови. Они не допускают даже малейших проявлений нелояльности и всегда бдительны в поиске шпионов, мутантов и агентов хаоса, которые могли проникнуть в их ряды. Они довольно сведущи в имперских священных писаниях и часто декламируют их перед сражением. Больше всего они презирают врагов Императора и не желают ничего больше, чем шанса сокрушить противника под справедливой пятой Имперской мощи. Если дисциплина слаба, комиссар должен усилить ее. Если офицеры полка некомпетентны или трусоваты, комиссар обязан обучить и наставить их или, при неудаче, назначить других командиров. Если войска создают проблемы и неприятности, он должен поддерживать порядок.

Кайафас Каин
Кайафас Каин

Один из наиболее знаменитых и выдающихся комиссаров Империума — Кайафас Каин. Пропаганда Империума придала Каину образ великого героя, хотя на деле на протяжении всей своей долгой карьеры он был сфокусирован в первую очередь на собственном выживании. Несмотря на это, Каин выгодно отличается от большинства комиссаров тем, что жертвует своими солдатами только в крайнем случае и предпочитает быть для них любимым и уважаемым командиром, а не ненавистным надзирателем. Множество военных кампаний сложилось в пользу Империума благодаря комиссару Каину.

Несмотря на то, что долгая карьера Каина полна подвигов, все они, по его собственному признанию, совершались им против собственной воли. Он выбрал первым местом своей службы артиллерийский полк специально, чтобы быть подальше от линии фронта. Его главным приоритетом всегда была собственная сохранность и поиск путей для избежания опасности. Несмотря на перманентное нежелание вступать в бой, Каин всегда прекрасно подготовлен для него. В Схоле Прогениум единственным предметом (за исключением спортивных игр), которому он уделял должное внимание, была боевая подготовка.

Тонкое понимание психологии и грамотно выстроенное поведение позволяет ему куда реже прибегать к строгим дисциплинарным взысканиям, чем ему полагается в качестве комиссара. Каин всегда активно пытается найти способы избежать казни солдат под его началом даже за самые тяжелые проступки, предпочитая смягчить наказание. Подобные решения в очередной раз позволяют ему поддержать репутацию «заботливого комиссара», что в свою очередь побуждает в гвардейцах не ненависть к алому кушаку, а желание сохранить жизнь справедливому командиру. Таким образом, подразделения, в которых служит Каин, всегда обладают высокой моралью и боевой эффективностью.

Себастьян Яррик ведёт солдат в бой
Себастьян Яррик ведёт солдат в бой

Немногие солдаты были такими же храбрыми как комиссар Яррик и умели сражаться как он. Его подвиги вдохновляли людей перед лицом превосходящих сил врага и помогали вырвать победу из челюстей поражения. Не тот человек, чтобы прикрываться своим званием, Яррик идет вместе с солдатами в самое сердце боя, а не отсиживается в штабе. Можно смело утверждать, что он один из лучших солдат своего Императора. Без лидерства комиссара Себастиана Яррика система Армагеддона была бы захвачена орками уже давно.

Комиссар Яррик изучал орков большую часть своей жизни, еще в молодости выучив их язык с помощью взятого в плен зеленокожего. Раны, которые Яррик получил в битве за Гадес, сломили бы многих, но только не его. Зная природу орков, он ухватился за их суеверность и играл на их примитивных страхах. События того дня дали Яррику ужасающую репутацию среди орков, которая постепенно выросла в веру, что комиссар не может быть убит в бою, а любого орка он может умертвить одним своим взглядом. Позже техножрецы смогли переделать боевую клешню военачальника так, что ее смог носить Яррик. С помощью этого трофея он наводил страх на зеленокожих. Кроме этого, левый глаз комиссара был бионически модифицирован и теперь мог излучать мощный лазерный импульс.

Ибрам Гаунт и его «Призраки»
Ибрам Гаунт и его «Призраки»

Еще один славный комиссар (точнее полковник-комиссар) — Ибрам Гаунт.

Когда на покрытый лесами мир Танис неожиданно напал авангард флота Хаоса, войска не были готовы к обороне. Полки, набиравшиеся на планете, и готовившиеся к отправке в крестовый поход на Миры Саббаты, еще не были толком обучены, когда на их планету обрушился шторм разрушения. Комиссар Гаунт, которому было доверено командование только что сформированными полками Таниса, был вынужден принять решение, определившее его судьбу и будущеее всех выживших солдат.

Гаунт отдал приказ об эвакуации, тем самым, лишив танисцев возможности сразиться с врагом и погибнуть вместе со своим миром. Во время сражений и эвакуации погибло два полных полка, а выжившие солдаты-одиночки, оставшиеся без планеты, которую они могли назвать домом, стали называть себя Призраками Гаунта. Несмотря на подобные действия, столь несвойственные для Имперских командующих, Гаунт получил повышение до звания комиссара-полковника, а затем принял на себя командование единственным уцелевшим полком. Гаунт — талантливый командир, руководящий войсками на передовой и ведущий их в самые отчаянные атаки, из которых они всегда выходят победителями. Благодаря своей отваге и непоколебимости он заслужил доверие своих бойцов. В верхних эшелонах Имперской Гвардии Гаунта боятся точно так же, как боятся его враги на поле боя, поскольку все, что он делает, Гаунт делает решительно и без колебаний. Его бескомпромиссный кодекс чести и непринятие порочности в любой ее форме является прекрасным примером и для его подчиненных, и для равных по чину офицеров.

Гаунт — необычный, но эффективный лидер, завоевавший преданность и уважение солдат, которые изначально ненавидели его за то, что он позволил их родному миру попасть под власть Хаоса без боя. Подход к командованию Ибрама Гаунта часто оценивают как нетрадиционный, особенно в отношении его комиссарских обязанностей: он крайне редко использует полевую казнь, что заработало ему множество друзей в полку, но сделало его положение шатким и глазах Высшего Имперского Командования. Он ставит свой Танитский Первый и Единственный превыше всего, стремясь увести его от излишней опасности. При командовании Гаунт использует твёрдый, но справедливый подход, редко наказывая своих людей. В свободном общении Ибрам имеет чувство юмора и хорошее воспитание, но не избегает суровых высказываний. Эта суровость заставляет опасаться тех, кто не уверен: шутит он или говорит всерьёз.

Там где Себастьян Яррик действует своей харизмой, а Кайафас Каин — хорошим и грамотным обращением с рядовым и начальствующим составом, Ибрам Гаунт — тот, кто поддерживает подчинённых личным примером; он — эталон порядочного человека, который в самые тёмные времена не утратит морали или своих принципов.

Даже в мрачном мире далекого будущего память соратников и воинскую славу комиссары сыскали не за жестокое выполнение своих обязанностей и массовые полевые казни, а за лояльность к своим подчиненным, и готовность идти с ними до конца, личным примером вдохновляя их на победы во имя Империума. Не отсиживаясь за спинами бойцов, а атакуя в авангарде, не наказывая сурово за малейшие провинности, а мягко (ну, по меркам Империума) руководя ими. В мире Warhammer 40000 наиболее известны именно эти три комиссара: Каин, Яррик и Гаунт — те, кто никогда не был замечен в жестокости к подчиненным.