Найти тему
Укротитель контента

«Я воспринимаю окружающую красоту как страшную или добрую сказку». Интервью с фотографом Ксайли Руж

Оглавление

Фотограф сродни режиссеру кино. Продумывает концепцию съемки и сюжет, выставляет свет и композицию кадра. Работа захватывающая, но не лишенная сложностей. Сегодняшним гостем рубрики #людивпрофессии стал, как вы поняли, фотограф, который публикует свои работы под псевдонимом Ксайли Руж. Поговорили с ним о творческой свободе, мобильной фотографии и идеальных моделях. Ссылку на страницу Ксайли Руж даю, как обычно, в конце 👇

Фотограф Ксайли Руж и одна из его работ
Фотограф Ксайли Руж и одна из его работ

В какой-то момент у меня появилась пленочная мыльница

— Расскажи о первом опыте общения с фотоаппаратом в детстве. На что снимал? Что зацепило?

— В какой-то момент у меня появилась пленочная мыльница. Я помню, что ее принесла бабушка. Мне нравилось запечатлевать красивые объекты, но я не задумывался о красоте самой фотографии. Катушку я отдавал бабушке, и она относила ее на проявку в салон, а потом приносила мне конверт с кадрами. Хочется верить, что мое увлечение не било по семейному бюджету. Но тогда я, конечно, об этом не задумывался.

— Ты же всю жизнь по сути фотографировал… Почему раньше не возводил это в ранг творческого проекта?

— Тогда я был увлечен музыкой. Вначале слушал радиопередачи. Потом записывал их на аудиокассеты. Затем появился магнитофон. А с покупкой компьютера понял, что могу писать музыку сам. А фотография в то время оставалась лишь способом задокументировать жизнь.

— Когда решил, что пора покупать камеру и снимать?

— Это произошло в 2021 году. Тогда я посмотрел ролик на YouTube, где рассказывали, что сейчас отличная возможность попробовать себя в фотографии, купив за копейки зеркалку Nikon 5200. Я планировал потестировать и тут же продать эту камеру, но что-то пошло не по плану. Я начал снимать и понял, что могу сказать фотографией больше, чем мог на тот момент сказать музыкой. Мне понравилось играть роль человека в тени. Когда есть лишь твой взгляд, но нет тебя как личности и образа. Это стало идеальным средством самовыражения.

Если сказки нет, хорошей фотографии не получится

— У тебя особый взгляд на фотографию. Что для тебя хороший снимок?

— Если на фотографии задерживается взгляд, это хороший снимок. Он может быть спорным, но уже выиграл приз за внимание зрителя. Второй слой — это высказывание автора. Сам автор может отрицать его наличие, но если он правда вложил душу в кадр, этого высказывания просто не может не быть. Если оно читаемо, ставим дополнительный балл.

— Какой из своих снимков ты можешь назвать удачным?

— Я не гонюсь за псевдо-объективностью. Мне важно передать картину мира такой, какой я ее увидел в своем воображении. Привнести в нее с помощью обработки и цветокоррекции элемент сказочности. Именно так я воспринимаю окружающую красоту — как страшную или добрую сказку. Если сказки нет, хорошей фотографии не получится.

В основном это старые мастера черно-белой пленочной фотографии

— Кем вдохновляешься из фотографов?

— Это старые мастера черно-белой пленочной фотографии: Юджин Смит, Диана Арбус, Родченко, Анри-Картье Брессон. У Брессона масса предшественников и последователей, но именно эта фамилия вошла в историю фотографии. Он воплощает собой этот особый взгляд на мир, к которому я и многие другие фотографы стремятся всю жизнь. Из современников это Пинхасов и его импрессионизм в фотографии, Пряхин и его любовь к экспрессии, взывающей к истинной природе человека. Лейбовиц и ее вкуснейшая колористика. В последнее время начинаю все больше понимать японских мастеров. Любуюсь снимками Араки и Мориямы, которые еще недавно казались мне чем-то странным и непонятным.

— А кого из признанных мэтров не воспринимаешь?

— Я далек от мысли, что можно стать знаменитым лишь благодаря удачному стечению обстоятельств и промоушену. Так что работы любого знаменитого фотографа заслуживают внимания. Другое дело, что близко, а что нет лично мне. Я не понимаю постановочные портреты и фэшн, где модели принимают позы, которые не выглядят естественными. Не понимаю портреты ради красивого лица или фигуры, то есть снимки, в которых красота — это заслуга модели, а не фотографа.

— Какие еще используешь источники для вдохновения и получения опыта?

— Я стараюсь учиться у живописцев. В живописи автор сам формирует ткань изображения, композицию и колористику, идею и концепцию. Поэтому имеет большую свободу, чем фотограф. Я стараюсь почаще ходить в музеи, покупаю альбомы репродукций, впитываю этот визуал.

Есть минимальный порог характеристик камеры и объектива, ниже которого стараюсь не опускаться

— Важна ли техника, на которую ты снимаешь?

— До определенной степени. Есть некий минимальный порог характеристик камеры и объективов, ниже которого я стараюсь не опускаться. Все, что ниже, уже заметно глазу неискушенного зрителя. Остальные отличия видны лишь профессионалам при разглядывании снимка на большом экране. То, что большинство смотрит фотографии на экранах своих смартфонов, уже давно установленный факт. В рамках этой реальности динамический диапазон камеры и резкость объектива теряют былую значимость.

— Canon, Fuji, Nikon или Sony?

— Из этого списка у меня не было только камеры Sony. Считаю, что бренд нужно выбирать исключительно по тому, насколько вам близка концепция управления камерой. У каждого бренда свой подход к эргономике. Есть камеры, которые банально не хочется с собой брать из-за размера, веса или замороченности меню.

— Пару слов о мобильной фотографии: имеет право быть или нет?

— Обязательно! Это просто спасение для фотографа. Как бы ни были компактны современные беззеркальные цифровые камеры, вес и габариты объектива всю эту компактность сводят на нет. Конечно, есть объективы-блинчики, но их характеристики не дают особых преимуществ перед камерой смартфона. Есть хорошая поговорка «Лучшая камера — та, которая у тебя с собой». Смартфон стал этой идеальной камерой. О такой роскоши фотографы пленочной и даже зеркально-цифровой эпохи не могли и мечтать! Посмотри работы Георгия Пинхасова, снятые на айфон, которые он выкладывает в свой инстаграм, и все вопросы касательно возможностей современной мобильной фотографии отпадут. Именно благодаря Пинхасову я принял решение купить смартфон с хорошей камерой и теперь снимаю в разы больше. Меньше стал заморачиваться технической стороной и чаще работаю в автоматических режимах. Пинхасов смог донести до меня мысль, что искусство фотографии не про технику. Оно про взгляд фотографа.

Пластика и артистизм выглядят гораздо интереснее, чем красивое лицо и точеная фигура

— Почему ты перестал снимать моделей бесплатно?

— Я не хочу зависеть от хотелок других людей, за которые я еще ничего и не получаю. Да и за деньги не горю желанием кого-то снимать, хоть предложения иногда поступают. Мой прайс, за который я готов поработать на кого-то, определенно выше прайса моих коллег и отсеивает большинство желающих. Я выбрал путь полной творческой свободы.

— Кто для тебя идеальная модель?

— Это раскрепощенный человек с богатым внутренним миром, которому есть что сказать зрителю. Раскрепощенность дает пластику, внутренний мир вкладывает в эту пластику артистизм. Больше ничего особенного не требуется. Кто-то, может быть, ждет, что я назову внешние данные, но это совершенно вторично. Пластика и артистизм выглядят гораздо интереснее, чем красивое лицо и точеная фигура.

— Расскажи о своем видении фотосессии.

— Фотосессия в идеале должна быть самодостаточным арт-продуктом. В этот продукт должно быть вложено высказывание автора и модели. Я всегда обсуждаю концепцию будущей съемки с моделью. Когда есть понимание того, что мы хотим сказать, начинается подготовительный этап: собираем мудборд, придумываем образ, локацию, позы, ракурсы. На этапе пост-продакшена облачаю получившиеся снимки в подходящие цвета. Это очень сложный, но крайне увлекательный процесс.

— Зачем нужен мудборд?

— Мудборд помогает оформить видение будущей фотосессии в набор конкретных снимков. Фиксирует визуально то, что находится у тебя в голове. Мудборд помогает объяснить задачу модели, а также здорово экономит время в процессе съемки.

— А сценарий и концепция фотосессии?

— В глобальном плане без сценария и продуманной идеи фотосессия превращается в обычный набор фотографий, чаще всего поверхностных. У визуального произведения есть два пласта восприятия. Первый — то, как зритель воспринимает общую контрастность изображения и его колористику. Затем он начинает проникать в нарратив фотографии. Искать смысловые связи, придумывать сюжет и посыл. Если ты смог зацепить взгляд зрителя первым пластом, ты молодец, сделал снимок, который выделился из бесконечной ленты в соцсетях. Но на втором этапе зритель начинает искать смысл и сюжет, и если не находит его, вы потеряли его внимание.

— В каких случаях все-таки готов снимать платно?

— Если мы с заказчиком сойдемся в цене. Я считаю что мое время и мой взгляд фотографа стоят денег, и это не всегда те суммы, к которым привыкли заказчики. Сейчас фотографировать может практически каждый. Камера есть почти в любом смартфоне, а автоматика сделает твой снимок достаточно красочным и контрастным. Есть масса фильтров и пресетов, которые придадут кадру интересный оттенок. В современном мире фотограф — не тот, кто умеет пользоваться камерой. А тот, кто сможет придумать неординарную идею, вложить ее в ракурс, свет, позу, обработку. А такие услуги стоят определенно дороже, чем повернуть модель к свету и нажать на кнопку затвора.

Современный фотограф — своего рода режиссер кино

— Как ты видишь свое развитие как фотографа?

— Я стремлюсь и дальше развивать свой художественный вкус и свободу от стереотипов. Профессия фотографа настраивает на честный диалог с аудиторией, а еще позволяет почувствовать себя в роли режиссера кино. Когда готовишься к съемке, ты одновременно сценарист, постановщик, осветитель и костюмер. Если говорить об амбициозных планах, хочу большую аудиторию. Мне важно, чтобы были зрители, которые увидят то, что я вложил в кадр. Так я разговариваю с миром.

— Хочешь ли зарабатывать фотографией, и как это будет для тебя экологично?

— Мне больше нравится работать с локацией, поэтому я не рассматриваю для себя варианты постановочных фотосессий, съемки для каталогов одежды и прочее. Я бы хотел заниматься коммерческой съемкой, в которой человек — только кубик, строительный материал. Я бы хотел передавать идею о бренде.

— Как ты продвигаешь свое фототворчество?

— Я отказался от ведения группы в пользу продвижения своего аккаунта в VK. Стараюсь привлекать туда интересующуюся современной фотографией аудиторию. Это очень воодушевленные люди, мне крайне приятно общение с ними. В своем профиле я выкладываю как снимки, сделанные на смартфон, так и фотосессии с камеры. Хорошо помогают в раскрутке репортажи с мероприятий, поэтому стараюсь не пропускать интересные события. Люди, попавшие на снимки, делают репосты, сохраняют фото себе. Также организаторы часто репостят записи и указывают меня как фотографа.

Подписывайтесь на фотографа Ксайли Руж во «ВКонтакте». На страничке найдете много атмосферных снимков в разных жанрах. Есть необычные виды Санкт-Петербурга, Калининграда, Москвы и Брянска, репортажи с концертов и фотосессии. А мне вы можете написать, если хотите стать гостем рубрики #людивпрофессии 😎

Ирина РИПВАМ

Также вам будет интересно:

📌Город и локации в книге: как создавать новые миры

📌«Художник — это творец вселенных». Интервью с иллюстратором Алёной Цветковой

📌Персонажи комиксов Marvel другими глазами. Интервью с художником Аскольдом без Дира