Я ретроград, я выросла в СССР.
Социальные нормы теперь другие. Мне очень, очень трудно принять, что нынче варианты "не ходить на работу" и "не ходить в школу" встречают одобрение общества.
Упорно гну свою линию. Не имею права не обеспечивать семью. Ценю свои навыки, несу их к людям. Заочное образование - с качеством не ассоциирую. Чувствую, что взгляды мои... для окружающих всё более странны.
И да, это боль - скрытая ориентация современной ДМШ на "семейников". Вынуждена признать такое обстоятельство. Впрямую никто и ничего не утверждает, но, по совокупности данных, картина уточняется - вот ведь, сторонники системы уже "оппозиция".
Конкретно в московском общем образовании, вторая смена - относительная редкость. Этим обусловлено практическое отсутствие утренних групп (кроме подготовительных) в ДМШ/ДШИ столицы. Для учительства создаются организационные сложности: день грубо перекошен, основная рабочая активность - ближе к ночи. Условно, все школьники-"очники" готовы приступить к музыкальным занятиям после 16 - 17 часов: редко семьи младшеклассников соглашаются на старт в 14 - 15 (по моему опыту, постепенно и они умоляют о переносе "на попозже"). Как именно педагогу-музыканту с большой нагрузкой "упаковывать" до 21 часа всех учеников - загадка.
А тут вдруг "семейник", "заочник", экстернатник. Рядом свободная от внешних обязательств мама, спокойная и уверенная в себе. Каждая мама борется за внимание к своему ребёнку. Они с сыном или дочерью, вероятно, попросят учителя о занятиях с 11 - 12 часов. Интересы обеих сторон, по здравой логике, совпадут. Анскулеру достанется при музыкальном мире "лакомый кусочек" - и элементарно более протяжённые уроки (в сравнении с теми, что "утрамбованы" в том же классе вечером), и драгоценные утренние репетиции в концертном зале. Впрочем, результаты нелинейно зависят от комфортного расписания и физического участия наставника. Но таки зависят, это бессмысленно отрицать.
Теперь об отчётности. Регулярные академические концерты и экзамены - важнейшая часть учебного процесса. Они не должны мешать текущим урокам, вставать с ними в противоречие. Они всегда сверх сетки расписания, помимо привычного графика. К тому же, следует собрать педагогическое сообщество отдела и всех испытуемых в одной точке. Когда? По решению администрации, утром. "Дети не уставшие": такой довод звучит среди первых. Реально, чем крупнее ДМШ/ДШИ, тем вероятнее подобный выход. Наверно, он не единственный, но "на поверхности" именно он. "Кому справки для школы?"
Даже не знаю, кто здесь более уязвим - "настоящие" школьники, вынужденно пропускающие уроки, или их работающие родители. Срываться со службы к ребёнку на зачёт - ой как нервно. В случае нашей семьи, умножаем на три. Дети играют часто. Окружные конкурсы - да, это будние утра. Даже преподавателю СПО невозможно заточить свой рабочий график под такие мероприятия (к счастью, не еженедельные). Балансируем. Цельные дни в школе не пропускаем. Обычно это 2 - 3 урока, но и тут восстанавливать пропуски - не сахар.
Мне довелось столкнуться с жёстким и бескомпромиссным назначением многих утренних акустических репетиций и прослушиваний-"допусков" перед значимыми детскими конкурсами (отдельные от самого выступления даты). Скажу откровенно, для меня это моральный груз - унижаться каждый раз в общеобразовательной школе, предупреждая о грядущем отсутствии ребёнка на некоторых уроках. Ну, а потом четвёрки... у тех, чей мозг генетически и организационно запрограммирован только на "отлично" во всём. Четвёрки закрыть нетрудно, а вот осадочек остаётся - дети невротизируются. Впрочем, те родители, для кого пропуски школы и средние результаты - норма, меня не поймут. Не пытайтесь понять. Не стоит! Нам просто не по пути в этой теме.
И ладно бы только сольные конкурсы утром... Случаются и хоровые. Пышным цветом расцветают "справки для школы". Невозмутимые мамочки светятся в групповом чате: "А скажите, что ж там такого невосполнимого - во втором-третьем классе? Вот мы, бывает, неделю пропустим - проблем не замечаем..." Что тут ответить? Розовые очки, заниженные требования. Либо кто-то в упор не видит, что ребёнок учится слабо. Или же видит, но полагает нормальным. А ещё любительницам "хоровых гастролей" иногда хочется задать вопрос: каков ваш наследник в сольном качестве, что реально умеет, в чём хорош? Но я не задам. Подход, по большому счёту, развлекательный. Процесс первичен, результат не обязателен. Эдакое "простое", сиюминутное счастье. А ответственность - подождёт. До лучших времён... Музыкальная школа как своеобразная индульгенция, пусть даже она и не ведёт в профессию. Мне, музыканту, истово добывающему качество отовсюду, - удивительно. Общее образование редуцируется ради музыкального, а музыкальное при этом поверхностно, "для себя", "для домашнего пользования". Мне физически неприятно от такой искривлённой логики.
Совокупно, ДМШ "раскручивает" семью на множественные утренние явки детей, вне зависимости от перспектив. Это подводит к мысли о том, что СО - как стиль жизни, как философия - наилучшим образом гармонирует с той самой музыкальной школой. Это бьёт по самолюбию "режимных" родителей, это будто насмешка над общесемейной потребностью в качестве.
Так что не удивляемся, господа. Аттестаты 5.0 к поступлению в музыкальное училище? Пожалуйста. Их обеспечит онлайн-школа - в то время, когда конкуренты-"очники", засиживаясь за алгеброй и физикой до полвторого ночи, выгрызут свои приличные "цифры" с боем.
А жизнь расставит всё по местам... Но позже.
Настаиваю на том, что ДМШ совместима с регулярной присутственной учёбой в "общей" школе. В конечном счёте, и эта тема держится на родительской воле.
Но в глубине души - сомнение.
В ушах стоит заливистый хохот знакомой ДМШовской "просто мамы", "сделавшей" конкурсного ребёнка в атмосфере СО:
- Наташа, Вы просто не можете себе этого позволить...