Сейчас на дорогах можно увидеть много автомобилей с прицепами. Прицеп требует много внимания и мастерства вождения. Трогаться с ним следует более плавно, без рывков, особенно на влажной или грязной дороге. Да и на сухой дороге резкое трогание приводит к пробуксовке колес, интенсивному износу шин.
При торможении с прицепом увеличивается тормозной путь, а на скользкой дороге возможен занос задних колес автомобиля и его "складывание" с прицепом, которое заканчивается иногда большими неприятностями.
Перед тем как выехать из гаража, потренируйтесь двигаться с прицепом задним ходом, чтобы потом не учиться где-нибудь на узкой дороге, раздражая других водителей.
Движение задним ходом с прицепом отличается от всех видов движения тем, что вы не отпускаете педаль сцепления полностью, а даете ему возможность пробуксовки. Здесь важно для сохранности автомобиля и сцепления научиться двигаться (как и при движении без прицепа), не нажимая сильно педаль управления дроссельными заслонками.
Если вы хотите проехать задним ходом с прицепом по прямой (Рис. 24), поставьте все шесть колес (автомобиля и прицепа) в направление прямолинейного движения (для этого может быть придется проехать несколько метров вперед), включите передачу заднего хода, слегка увеличьте обороты двигателя и плавно отпускайте педаль сцепления. Как только автомобиль начал медленно двигаться задним ходом, убавьте обороты коленчатого вала двигателя, зафиксируйте в этом положении педаль сцепления и внимательно следите за поведением прицепа либо через зеркало заднего вида, либо непосредственно за прицепом, повернув голову назад. Если прицеп начал отклоняться влево, сразу же поверните рулевое колесо на небольшой угол влево.
Направление движения прицепа выправится. Если вы повернули рулевое колесо слишком сильно, прицеп начнет поворачивать направо. Поверните рулевое колесо вправо. И так небольшими поворотами рулевого колеса в сторону поворота прицепа вы сможете корректировать направление движения прицепа задним ходом. Не увеличивайте скорость движения автомобиля и не допускайте большого поворота прицепа.
Если автомобиль с прицепом стоит в направлении прямолинейного движения и вам нужно повернуть налево, например, для въезда в ворота задом, поверните рулевое колесо направо (Рис. 25,а), подайте немного автомобиль назад, прицеп сразу же начнет поворот налево (автомобиль и прицеп начнут "складываться"). Угол складывания для начала следует допускать не более 10... 15°.
При первых попытках научиться двигаться задним ходом, можно остановиться, нажав на педаль сцепления, повернуть рулевое колесо на угол складывания (Рис. 25,6) автомобиля и прицепа влево и вновь плавно тронуться. Автомобиль с прицепом продолжает поворот налево. Для прекращения поворота и начала движения по прямой достаточно, рулевое колесо еще немного повернуть налево: прицеп начнет выправляться.
Чтобы освоить движение задним ходом, необходимо потренироваться. Главная опасность таится в неправильном положении рулевого колеса (нельзя допускать слишком большого угла складывания) и большой скорости движения. В противном случае вы можете собственным прицепом повредить автомобиль.
Если вы научитесь определять угол поворота рулевого колеса в зависимости от угла складывания прицепа, у вас не будет проблем. А этот угол может отличаться у разных автомобилей и прицепов (зависит об базы автомобиля и расстояния от заднего колеса автомобиля до колеса прицепа). Для тренировки, чтобы проехать с прицепом задом по кругу, поверните рулевое колесо на угол складывания и посмотрите, что получится. Свои действия скорректируйте в зависимости от результата.