Найти в Дзене
Ламповый эскапизм

Штампованная броня: крутые наплечники

Огромные массивные наплечники с гигантскими шипами — любимое украшение для варваров, злодеев, монстров, повелителей демонов и других выдающихся личностей. Носят их, как правило, персонажи иллюстраций и компьютерных игр: писатели крайне редко заостряют свое внимание на этом элементе доспеха (да и в целом более добросовестно подходят к таким вопросам). По тем же рациональным причинам в фильмах их тоже встретить можно довольно редко. Попробуйте сами навесить на каждое плечо по эмалированному ведру и помахать руками. Удобно? Именно. В реальной истории наплечники вообще долгое время не были обязательным элементом доспеха. Намного важнее была защита конечностей как таковых — кистей и предплечий, именно на них приходились скользящие удары. Первые упоминания о наручах датируются V-IV веками до н.э. К этому времени относятся описания всадников, которые вместо щита носили на левой руке наруч. Очевидно это было связано с необходимостью держать копье двумя руками: стремена и специальные упоры тогд

Огромные массивные наплечники с гигантскими шипами — любимое украшение для варваров, злодеев, монстров, повелителей демонов и других выдающихся личностей. Носят их, как правило, персонажи иллюстраций и компьютерных игр: писатели крайне редко заостряют свое внимание на этом элементе доспеха (да и в целом более добросовестно подходят к таким вопросам). По тем же рациональным причинам в фильмах их тоже встретить можно довольно редко. Попробуйте сами навесить на каждое плечо по эмалированному ведру и помахать руками. Удобно? Именно.

Тяжелая даэдрическая броня из серии The Elder Scrolls
Тяжелая даэдрическая броня из серии The Elder Scrolls

В реальной истории наплечники вообще долгое время не были обязательным элементом доспеха. Намного важнее была защита конечностей как таковых — кистей и предплечий, именно на них приходились скользящие удары.

Первые упоминания о наручах датируются V-IV веками до н.э. К этому времени относятся описания всадников, которые вместо щита носили на левой руке наруч. Очевидно это было связано с необходимостью держать копье двумя руками: стремена и специальные упоры тогда еще не были известны. Наибольшую известность в древнем мире получили парфянские катафракты. Эти тяжеловооруженные всадники (и их кони) были полностью закованы в тяжелые пластинчатые доспехи. Да-да, терминаторская броня «Катафракт».

Развитие защита плеч получила в древнем Риме, как отдельный наруч — маника, и как часть лорики сегментата — римского пластинчатого доспеха. Маника пришла вероятно с появлением крупелариев — тяжелых гладиаторов галльского происхождения. Маника могла выполнять роль щита, позволяя использовать в бою обе руки, что приветствовалось зрителями.

Круппеларий (реконструкция)
Круппеларий (реконструкция)

В средние века кольчужный доспех показал себя более эффективным по сравнению с броней катафрактов, и на долгое время наплечники как отдельный элемент брони были забыты. Но не в Японии. Примерно в XII веке, когда словом "самураи" стали называть именно конных лучников, появился доспех до-мару, особенностью которого были огромные наплечники. Они были устроены так, что при движении рукой вверх, съезжали за спину, позволяя всаднику свободно управляться с юми — длинным (около 2 метров) асимметричным японским луком. Под большие наплечники о-содэ надевались малые — гёё, прикрывающие подмышки спереди.

Эти наплечники тоже, впрочем, совсем не похожи на то, что мы привыкли видеть в фэнтези (если не считать аниме, да и там это — редкость).

В высоком средневековье рыцари носили достаточно массивные доспехи, в том числе и на плечах. Но они все равно не так огромны, как то, что мы привыкли видеть в играх и на иллюстрациях. И полностью лишены шипов. Бляхи и ребра — функциональные элементы.

Что случилось дальше? Появилось огнестрельное оружие, броня стала изменяться. С ростом мощности и эффективности огнестрела, доспехи становились более массивными, но покрывали все меньшую площадь, сократившись до кирас и шлемов такой толщины, которая смогла бы остановить пулю. Впрочем, это тоже длилось недолго.

Так обстояло дело в реальности. Никаких огромных шипов, и цельнометаллических ведер — хорошие наплечники были частью наруча и обеспечивали гибкие движения рук. Появление шипов на броне (по крайней мере такого размера, как любят рисовать художники), немедленно привело бы к травмам головы воина при попытке поднять руку. Хотя не факт, что при тяге к гигантизму в изображении этих доспехов, персонажи вообще смогли бы руку поднять.

Как водится, в фэнтези все сводится к истокам — и речь снова о Роберте Говарде и его Конане-варваре. Точнее об о иллюстраторе Луисе Ройо, работы которого служат одним из истоков стереотипного образа варвара в фэнтези.

Конан-варвар, иллюстрация Луиса Ройо
Конан-варвар, иллюстрация Луиса Ройо

Иллюстраторы вообще вольно обходились с образом Конана — нигде не сказано, что он сражался обнаженным, но образ с одним наплечником на иллюстрации выше — один из самых «одетых» его вариантов. Традицию брутальности подхватили другие художники и получилось то, что получилось. Разнятся эпохи и материалы доспехов, неизменно одно — крутизна и пафосность персонажа. Многие художники стараются повернуть персонажа в кадр именно снаряженным плечом — так еще внушительнее. Гладиаторы и катафракты использовали по одному усиленному наручу, полностью защищающему руку. Но это не наш случай — мы же должны видеть внушительную мускулатуру орков и варваров, которых больше всего любят награждать такими обвесами.

Нередко наплечник становится единственным серьезным элементом доспеха, что, конечно, неимоверно круто выглядит, но абсолютно бессмысленно, особенно в футуристических сеттингах. Но штамп прижился уже намертво.

Если наплечников все-таки два, то они все равно оказываются огромными. Или с шипами. Или — и то, и то. Впрочем, некоторые авторы стараются найти этим элементам практическое применение: «Он носил на руках стальные шипованые перчатки, подобные же шипы выступали и из его коленей, локтей и кончиков тяжелых сапог. Также он был облачен в доспехи (подогнанные под его короткую, бочкообразную фигуру) из параллельных, горизонтальных металлических пластинок, каждая по полдюйма, которые опоясывали его тело от шеи до пояса и руки от плеч до предплечий. Его стальной, открытый шлем держался на толстых кожаных ремнях, исчезавших в недрах чудовищной черной бороды, а на его вершине высился одинокий шип, достигавший почти половины четырехфутового роста дворфа». Так выглядел Тибблдорф Пвент — берсерк, лидер отряда «Веселых мясников», который бросался на врагов всем телом и сжимал в смертоносных объятьях, разрывая тела противников острыми шипами. Берсеркам совершенно плевать на собственные раны, поэтому даже такие травмоопасные доспехи в рамках фантастики им, в общем-то, подходят.

Еще один часто используемый образ — злодей, закованный в глухие доспехи, с ног до головы покрытый массивными шипами. Самым характерным воплощением является, конечно же, экранный Саурон Питера Джексона.

Чем круче то, что мы видим, тем охотнее мы этому верим. Всегда можно найти оправдания. И мускулатура персонажей превышает физический предел человека, и ран они не боятся, и броня у них из гибких и легких материалов. Автору статьи пару раз доводилось слышать что-то вроде: «а зачем ему вообще руки поднимать?». Что же, пока мы готовы верить в боевое применение шипастых ведер — пусть будет так. Спорить бесполезно, эти гигантские наплечные противотанковые ежи действительно делают персонажа максимально крутым, опасным и зловещим, а желание художников отбросить остальную броню, по возможности оставив лишь несколько ремней — дань традиции, созданной классическими фэнтези-иллюстраторами. Но о них в другой раз.

P.S. С похожей проблемой несовместимости крутого дизайна и удобства использования столкнулись Deathclock в Metalocalypse, получив дэтфоны…

-10