Только ли способности, опыт и квалификация самого коуча влияет на успешность этого процесса и результата для coachee (клиента коучингa)?
Да, в этой статье я не обойдусь без заимствований из английского языка, во-первых это мой второй и полноправный язык, а во-вторых - не вся терминология коучинга еще адаптирована к русскому. Но я все буду пояснять. Поехали :)
На первый взгляд, и правда, может показаться, что дело всегда в коуче - раз взялся за работу с клиентом, будь добр покажи достойный результат. Но не многие знают о таком понятии как coachability (на русском это можно назвать способностью к изменениям, тренируемостью, обучаемостью - я буду использовать все эти варианты как равноценные).
Способности к изменениям, или coachability, это индивидуальные характеристики личности, которые определяют желание и способность индивида контролировать свой рост. Именно они определяют насколько он поддастся коучингу. Ведь коучинг это не то что "случается" с человеком, это двусторонняя активная работа коуча и его подопечного, результат которой зависит от обоих.
Что есть соachability?
Понятие пришло из спортивного, а потом и корпоративного коучинга (большинство исследований в коучинге до сих пор лежат в этих плоскостях, постепенно распространяясь и на коучинг личностный). Не поддающиеся изменениям спортсмены или сотрудники компаний - это люди которые несмотря на свой талант или возможный потенциал, не оставляют пространства для конструктивной обратной связи и не желают выходить из привычной зоны комфорта даже ради собственного роста.
Так же и в личностном развитии - человек может быть в большей или меньшей степени способным к обучению/изменениям. Так выделяются highly coachable= хорошо обучаемые, поддающиеся изменениям и uncоachable- не поддающиеся изменениям..
Мы говорим о
- способности быть восприимчивым к критике,
- использовать ее для улучшения,
- а также некотором смирении, готовности учиться,
- осознании собственной ответственности,
- проактивности и
- позитивном настрое.
Такие люди могут выявить свои слабые места и ускорить личностный рост, что позволит им добиться прогресса в работе с коучем.
Какой эффект дает достаточная или высокая способность к изменениям (coachability)?
Посмотрим, насколько может влиять coachability на результаты коучинга и не только...
Люди с высоким уровнем тренируемости:
- Готовы к активному обучению и внедрению изменений на практике.
- Способны адаптироваться к новым ситуациям, извлекать уроки из неудач, использовать их для улучшения своей производительности.
- Открыты к обратной связи, могут корректировать свое поведение, улучшая свои навыки и качества.
- Сотрудничество и готовность прислушиваться к другим не вызывают у них сопротивления.
- Развитое самосознание помогает им лучше понимать и принимать свои сильные и слабые стороны, планировать изменения.
- Занимают активную позицию, ищут информацию и способы для улучшений, применяют их на практике.
Сами посудите, как такие зайчики могут не преуспеть в жизни, карьере и результатах коучинга? 🤩 Никак! Ну, а все те, кому эти пункты пока не по силам, неизбежно сталкиваются со сложностями в вышеперечисленных сферах. Спешу успокоить - все поправимо, главное - желание, но об этом в конце статьи.
Как оценить уровень coachability?
Есть несколько аспектов, сочетание которых в той или иной степени- это индивидуально- влияет на уровень подверженности личности коучингу. Раньше считалось, что для хорошей обучаемости были необходимы: ориентированность на цели и их достижение, проактивность и стремление к успеху. Но исследования в корпорациях показали, что на эффективные и масштабные изменения влиют:
- Ориентация на обратную связь коуча, готовность рассмотреть разные точки зрения, даже если они бросают вызов его собственным убеждениям или предположениям.
- Восприимчивость и открытость к новому и желание применять эти новшества.
- Готовность подходить к коучингу с позиции открытости, самосознания и готовности учиться и расти.
Здесь важно то, что никакой из этих аспектов сам по себе не делает человека высоко обучаемым. Ведь можно - активно искать информацию, но не применять ее; запрашивать обратную связь, но не соглашаться с ней; добиваться целей любым путем, не считаясь ни с кем и ни с чем, забыв о моральных принципах и общечеловеческих ценностях; воспринимать новое, но строго из определенных источников, отрицая что любой опыт и информация может стать ресурсом для развития - и так далее.
А личности с высоким уровнем coachability не ждут, что кто-то придет и изменит их жизнь (научит, поможет, подскажет). Они сами ищут способы изменений, в том числе прибегают к коучингу. Получив информацию они открыты ей, не воспринимают в штыки, даже если она не соответствует их привычным взглядам, и главное они начинают полученные знания применять и внедрять.
Будут ли хорошие новости?
Да, они заключаются в том, что обучаемость это навык, поэтому его можно и нужно развивать! Мало того, уровень восприимчивости обучению может как расти, так и падать в разные отрезки жизни.
Интересно, что исследования показывают нам то, что зачастую то, как человек сам воспринимает уровень своей обучаемости и то как этот уровень могут оценивать специалисты- тренер, руководитель, коллега, коуч- очень сильно разнятся.
Нередко бывает, что чем большего успеха добивается человек, тем менее обучаемым и открытым к новым подходам он становится. Поэтому оценивать и переоценивать свой уровень coachability время от времени стоит всем, кто не желает стоять на месте. В первую очередь, стоит практиковать активное слушание, запрашивать обратную связь и работать с ней, быть открытым к переменам. Работать над этим можно самостоятельно или с коучем. Приходите:)