Найти в Дзене

Роль клиента в эффективности коучинга

Оглавление

Только ли способности, опыт и квалификация самого коуча влияет на успешность этого процесса и результата для coachee (клиента коучингa)?

Да, в этой статье я не обойдусь без заимствований из английского языка, во-первых это мой второй и полноправный язык, а во-вторых - не вся терминология коучинга еще адаптирована к русскому. Но я все буду пояснять. Поехали :)

На первый взгляд, и правда, может показаться, что дело всегда в коуче - раз взялся за работу с клиентом, будь добр покажи достойный результат. Но не многие знают о таком понятии как coachability (на русском это можно назвать способностью к изменениям, тренируемостью, обучаемостью - я буду использовать все эти варианты как равноценные).

Способности к изменениям, или coachability, это индивидуальные характеристики личности, которые определяют желание и способность индивида контролировать свой рост. Именно они определяют насколько он поддастся коучингу. Ведь коучинг это не то что "случается" с человеком, это двусторонняя активная работа коуча и его подопечного, результат которой зависит от обоих.

Роберт Уинстон, Человеческий разум: и как извлечь из него максимальную пользу
Роберт Уинстон, Человеческий разум: и как извлечь из него максимальную пользу

Что есть соachability?

Понятие пришло из спортивного, а потом и корпоративного коучинга (большинство исследований в коучинге до сих пор лежат в этих плоскостях, постепенно распространяясь и на коучинг личностный). Не поддающиеся изменениям спортсмены или сотрудники компаний - это люди которые несмотря на свой талант или возможный потенциал, не оставляют пространства для конструктивной обратной связи и не желают выходить из привычной зоны комфорта даже ради собственного роста.

Так же и в личностном развитии - человек может быть в большей или меньшей степени способным к обучению/изменениям. Так выделяются highly coachable= хорошо обучаемые, поддающиеся изменениям и uncоachable- не поддающиеся изменениям..

Мы говорим о

  • способности быть восприимчивым к критике,
  • использовать ее для улучшения,
  • а также некотором смирении, готовности учиться,
  • осознании собственной ответственности,
  • проактивности и
  • позитивном настрое.

Такие люди могут выявить свои слабые места и ускорить личностный рост, что позволит им добиться прогресса в работе с коучем.

Какой эффект дает достаточная или высокая способность к изменениям (coachability)?

Посмотрим, насколько может влиять coachability на результаты коучинга и не только...

Люди с высоким уровнем тренируемости:

  • Готовы к активному обучению и внедрению изменений на практике.
  • Способны адаптироваться к новым ситуациям, извлекать уроки из неудач, использовать их для улучшения своей производительности.
  • Открыты к обратной связи, могут корректировать свое поведение, улучшая свои навыки и качества.
  • Сотрудничество и готовность прислушиваться к другим не вызывают у них сопротивления.
  • Развитое самосознание помогает им лучше понимать и принимать свои сильные и слабые стороны, планировать изменения.
  • Занимают активную позицию, ищут информацию и способы для улучшений, применяют их на практике.
Сами посудите, как такие зайчики могут не преуспеть в жизни, карьере и результатах коучинга? 🤩 Никак! Ну, а все те, кому эти пункты пока не по силам, неизбежно сталкиваются со сложностями в вышеперечисленных сферах. Спешу успокоить - все поправимо, главное - желание, но об этом в конце статьи.

Как оценить уровень coachability?

Есть несколько аспектов, сочетание которых в той или иной степени- это индивидуально- влияет на уровень подверженности личности коучингу. Раньше считалось, что для хорошей обучаемости были необходимы: ориентированность на цели и их достижение, проактивность и стремление к успеху. Но исследования в корпорациях показали, что на эффективные и масштабные изменения влиют:

  • Ориентация на обратную связь коуча, готовность рассмотреть разные точки зрения, даже если они бросают вызов его собственным убеждениям или предположениям.
  • Восприимчивость и открытость к новому и желание применять эти новшества.
  • Готовность подходить к коучингу с позиции открытости, самосознания и готовности учиться и расти.

Здесь важно то, что никакой из этих аспектов сам по себе не делает человека высоко обучаемым. Ведь можно - активно искать информацию, но не применять ее; запрашивать обратную связь, но не соглашаться с ней; добиваться целей любым путем, не считаясь ни с кем и ни с чем, забыв о моральных принципах и общечеловеческих ценностях; воспринимать новое, но строго из определенных источников, отрицая что любой опыт и информация может стать ресурсом для развития - и так далее.

А личности с высоким уровнем coachability не ждут, что кто-то придет и изменит их жизнь (научит, поможет, подскажет). Они сами ищут способы изменений, в том числе прибегают к коучингу. Получив информацию они открыты ей, не воспринимают в штыки, даже если она не соответствует их привычным взглядам, и главное они начинают полученные знания применять и внедрять.

Мой главный инструмент самокоучинга- дневник стоика. Отвечая на вопрос дня, я понимаю, как действовать
Мой главный инструмент самокоучинга- дневник стоика. Отвечая на вопрос дня, я понимаю, как действовать

Будут ли хорошие новости?

Да, они заключаются в том, что обучаемость это навык, поэтому его можно и нужно развивать! Мало того, уровень восприимчивости обучению может как расти, так и падать в разные отрезки жизни.

Интересно, что исследования показывают нам то, что зачастую то, как человек сам воспринимает уровень своей обучаемости и то как этот уровень могут оценивать специалисты- тренер, руководитель, коллега, коуч- очень сильно разнятся.

Нередко бывает, что чем большего успеха добивается человек, тем менее обучаемым и открытым к новым подходам он становится. Поэтому оценивать и переоценивать свой уровень coachability время от времени стоит всем, кто не желает стоять на месте. В первую очередь, стоит практиковать активное слушание, запрашивать обратную связь и работать с ней, быть открытым к переменам. Работать над этим можно самостоятельно или с коучем. Приходите:)