Теперь копнем глубже. Если у него нет социальных чувств, то что у него есть? У него есть инстинкты, прописанные в его рептильном мозге. Бей. Беги. Замри.
Переведем эти состояния в эмоции, поскольку рептильный мозг на базовом уровне дружит с лимбическим. Бей — это агрессия или боль. Беги — это страх. Замри — безразличие. И этими эмоциями психопат заменяет в своей реальности весь спектр здоровых эмоций. То есть для психопата любовь в лучшем случае безразличие. Но в большинстве случаев это страх. Когда жертве страшно или больно, в его извращенной реальности она его любит. И соответственно, когда ему причиняют боль, он тоже думает, что любит. Чувство формируется в неокортексе как результат длительного или частого переживания эмоции в лимбической части мозга.
Психопат знает, как называются чувства, но не понимает, как они проявляются. Потому что белые пучки, соединяющие лимбическую часть мозга с неокортексом, атрофированы. Таким человеком управляют в основном инстинкты, то есть рептильный мозг. Поэтому секс для него способ продолжения рода, а не эмоциональный опыт, дети ему безразличны, точно так же как и социальные нормы. Вспомните, как ведут себя рептилии. Змеи, например. Захотел поесть — напал. Замер, что равносильно безразличию. Пришло время размножаться — нашел того, кто под рукой (никаких чувств). Затем расползлись по норам. Безразличие. Отложили яйца. Но никого не интересует, выживут ли дети.
Он не понимает, что это значит любовь, ответственность, сопереживание на уровне эмоций и, соответственно, чувств. То есть человек с развитой системой неокортекса и лимбической легко управляет своими эмоциями и инстинктами. А психопат — нет. Страх может ограничивать его проявления в обществе, но как только он чувствует безнаказанность, включается безразличие. И наша ключевая ошибка в том, что мы судим обо всех по себе. Вместо того чтобы слушать себя и обращать внимание на действия, а не на слова.
Поэтому когда вы сталкиваетесь с психологическим подавлением, самый действенный прием узнать, кто перед вами — сказать: «Я вижу, что ты делаешь». Психически здоровый человек остановится и перестанет делать вам больно. Нарцисс, возможно, на время тоже откажется от таких действий, если жертва ему нужна. А психопат, наоборот, воспримет эти слова как вызов. Манипулятор не способен находиться в равнозначных партнерских отношениях — только в связке «насильник — жертва». Либо вы жертва, либо он уползает, потому что не смог вас одолеть и включается «Замри», то есть безразличие. Единственный способ защитить себя от психологического насилия — не взаимодействовать с насильником. Во всех остальных случаях он продолжит атаковывать.
И вам не вылечить его своей любовью. Они не знают, что такое длительные хорошие отношения и любовь в здоровом понимании. Когда жертве больно, страшно и она терпит, психопат уверен, что так она проявляет свою любовь, что она его точно любит. То есть, с точки зрения манипулятора, любящий партнер тот, кто позволяет себя уничтожать и использовать. Если вы терпите издевательства, значит, вы любите. Признайтесь психопату в любви в начале отношений — и через три дня получите первую «Иглу». Для него признание в чувствах — сигнал к уничтожению и использованию.