Найти в Дзене
Сергей Е.ДИНОВ

СЦЕНАРИСТ И УДАЛЁНКА. НТВ

«Коллеги, не надо раскладывать яйца в разные корзины, надо носить их в штанах». М.З.Серб.

Еще не забыли эффекта «пандемии» от ВОЗ?! Многих тогда перевели на «удалёнку».
Не знаю, как по другим профессиям, но сценаристы давно работают по такой системе. На удалёнке.
С удовольствием вспоминаю сотрудничество с НТВ по "игровой" передаче «СП» и «ОВ».
«Суд присяжных» и «Окончательный вердикт».
«СП» не любил. Из программы в программу убеждал редакторов убрать первую затяжную часть речи прокурора. От предложений «киношника от экшена и минимизатора диалогов» каждый раз «закипал мозг» у режиссера павильонных съемок. Типа, сложно, не понимаю диалогов. Это удручало. Ругался с редактурой. Уступал в примитив. На ТВ-экран вЫходила вялая халтура.
«ОВ» – совсем другое дело! На 44 минуты закрученный расследовательский сюжет с убийствами, ограблениями, похищениями. Старался писать сценарии деликатно, безо всяческих излишних кровавых наворотов и подробностей.
Предлагал только нестандартные, оригинальные истории, которые мне довелось или услышать от знакомых, или даже "прикоснуться" самому.
С режиссером одной из адвокатских ТВ-команд отношения так и не сложились.
Режиссеру тоже всё было сложно в моем сценарии, всё слишком накручено. Он был убежден, что всё будет непонятно… зрителю. Коллеги, не надо решать за зрителя! Зритель или переключит телеканал на другую программу, или проголосует рейтингами. И голосовал! И отвечал по моим сюжетам ОВ приличными баллами, по Москве и всей России!
С актерской командой реального адвоката Рубена Маркарьяна работал с огромным удовольствием. Как-нибудь выложу в Дзен видеонарезку с моими сюжетами.
Особенно у меня "закипела работа и оживилось вдохновение", когда пришел на проект режиссер Стас Либин.
На моей удивление, Стас поддерживал любое мое «нестандартное» предложение по сценарию.
Актерам режиссер настолько грамотно ставил задачу, объяснял мотивацию персонажей, цели и задачи сцены, что актеры сами не понимали для какого сюжета они работают в кадре. Ведь Стас умудрялся снимать и по 24 минут, и более, полезного метража за съемочный день. Сначала отснимал эпизоды пяти-шести сюжетов в адвокатском офисе, затем в интерьере, затем на натуре. И когда монтировал сюжет ОВ на 44 минуты, актеры сами удивлялись, как они классно сыграли. Актеры работали потрясающе достоверно. Результат вдохновлял не только сценариста!
Что ни сюжет с расследованием – полнометражный фильм! Отвечаю!
Пару-тройку кадров крупных планов и деталей вставить в монтаж, – можно поспорить с любым игровым телесериалом. Одни названия сюжетов чего стоили: «Запах души» (задолго до «Нюхача»), «Ликвидатор», «Сомелье», «Дело в шляпе», «Красный маркер», «Чёрные метры» и др.
Работа сценариста на «удалёнке» мне доставляла огромное удовольствие, при всех спорах, разногласиях и не всегда логичных дополнениях и замечаниях редактуры. Входишь в «облако», вносишь поправки он-лайн, видишь ответ редактора, отстаиваешь свою версию, к примеру, поступков героев.
Оттачиваешь диалоги персонажей, насыщаешь разговорным слэнгом, темпом и характерным своеобразием каждого персонажа.
Приятно, когда известный актер до сих пор с удовольствием и смехом вспоминает реплику в моем сюжете «Запах души», когда преступники треснули его по голове бутылкой с вином, и он лежит с сотрясением мозга в больничке, перебинтованный, будто в шлеме из бинтов. Приходит его проведать с апельсинами коллега по адвокатской конторе, прелестная женщина, перед которой, разумеется, надо бравировать и "расправлять крылья". Она рассказывает о проблеме в адвокатском расследовании. Ударенный коллега ей отвечает: Надо бы пораскинуть мозгами… (трогает забинтованную голову) Ах, да, кажется, я уже пораскинул!
И смеются в кадре оба, не выдерживают серьезного настроя. С третьего дубля отыгрывают серьезно.
Сюжеты по «ОВ» шли без титров авторов. Зря. Я бы под каждым своим сюжетом подписался.
Особенно, под «Сомелье», «Запах души», «Чёрные метры», «Красный маркер» и «Дело в шляпе».
«Дело…» - совершенно реальная история, как два закадычных друга вместе начали бизнес в «бандитских» 90-х по краже и перепродаже цветного металла с одного режимного предприятия. Потом один решил устранить другого, чтобы захапать весь бизнес. Но ведь друзья юности… какие-никакие. Более эпатажный, в кашемировом пальто, моднючей шляпе, пригласил в ресторан простецкого и непритязательного своего партнера, в драп-пальтишке и спортивной шапочке-пирожок с красным гребнем. По замыслу «Шляпы», отметив «отвальную», они выйдут на террасу ресторана покурить и нанятый снайпер, с чердака противоположного дома, уберет того, кто в шапочке с гребешком.
«Шляпа» пригласил в ресторан проститутку. Хорошенько отметил с бывшим другом и партнером прощание. Оба "бизнесмена" лыка не вязали. А что проститутка? Она же не знала клиентов и в гардеробе, одевая клиентов, перепутала головные уборы. Вывела обоих партнеров на террасу.
На выходе снайпер грохнул клиента в спортивной шапочке... и в кашемировом "пальтЕ")). Как и заказывали.
Как там в пословице? Не рой яму…
А вы, друзья, когда-нибудь видели такой закрученный, необычный сюжет в полном метре или «полицейском» сериале?
Думаю, нет. Еще не позаимствовали. У прителеканальщиков ведь принято из пальца ближнего высасывать сюжеты.
А вот под халтурой, что катится бесконечным потоком на ТВ, подписываться я бы не стал, постеснялся. Коллеги не стесняются.
Когда сам соглашаюсь «подхалтурить», никогда не ставлю в титрах даже свой псевдоним. Стыдно. Всё-равно первоначальный замысел сценариста почти никогда не доходит до экрана. Вмешиваются все, кому не лень! Редактор, режиссер, продюсер, оператор… Даже блатная актриса – супруга известного продюсера ТВ. Актеры норовят, не по делу, изменить смысл сцены, от которой зависит остальная связка сцен.
В итоге выходит «стреляло-бегательная халтура» - номер 9,10… 15… 20… Под которой в титрах не то что не хочется подписываться, даже скрываться под псевдонимом позорно.
Другое дело сказочное фэнтази! Тем более, когда режиссер и продюсер все же позволяют похулиганить, порезвиться, позаморочить юного зрителя.
Когда честно работаешь на сказочный сюжет, фэнтази начинает работать на тебя. Даже в тенях.

Фото автора.
Фото автора.

Поясняю: очки перед компьютером дают своеобразное отражение. Окрыляют мозг!))
Слоган: удалёнка – работа в кайф!
P.S. Коллеги и друзья давно убеждали не складывать яйца в одну корзину. То есть, надо суетиться, бегать по инстанциям, унижаться, прогибаться перед редакторами и продюсерами, целовать в зад генпродюсеров, только, чтобы дали любую работу.
Если кто не понимает, - у сценаристов не совсем работа, - это творчество. Деликатное творчество оживления порой несуществующих персонажей. Унижаясь, прогибаясь, соглашаясь во всём со всеми, получаешь на выходе – всё ту же позорнейшую халтуру.
И ещё, повторюсь, не надо раскладывать яйца в разные корзины, надо носить их в штанах.
Оставайтесь мужиками, коллеги!
Работаем. На удалёнке.

Фотокомпоз автора. Как-нибудь расскажу о новых проектах.
Фотокомпоз автора. Как-нибудь расскажу о новых проектах.

P.S. Удивительное дело. Ссылки на мои сюжеты "Окончательный вердикт" до сих пор работают. И вот вам сюжет "Черные метры". Оригинально и необычно. О "черных реэлторах". Еще никто не позаимствовал. http://www.ntv.ru/peredacha/Sud_Okonchatelniy_verdikt/m19040/o296837/

2024