Я не раз сталкивалась с заблуждением, что для полноценного развития ребенка один из родителей должен сидеть дома. Дескать, кружки, музыкалка, художка, рейтинговая школа — все это невозможно, если нет бодрой бабушки или мама с папой постоянно на работе.
Даже под моей статье о московских знаменитых школах появились комментарии в духе “А кто будет возить? Значит, один из родителей не работает со всеми вытекающими последствиями”. На мой взгляд, неработающие мама или папа — это первый очевидный ответ, но, увы, не самый правильный. Этот ответ подобен тому, как дети, никогда не сталкивающиеся с заковыристыми математическими задачками, норовят сказать первое, что пришло им в голову. Хотя над решением надо хорошенько подумать.
Итак, если ребенок поступил в рейтинговую школу и живет на другом конце Москвы, у его родителей на самом деле есть несколько опций. Во-первых, они могут просто не переводить его в новую школу. А сами вступительные экзамены расценить как бесплатную и очень нервную диагностику знаний. Правда, в этом случае непонятно, зачем вообще было поступать.
Второй вариант — одному из родителей осесть дома. Но даже тут есть две опции — совсем остаться без работы или трудиться дистанционно. К сожалению, второй случай не про все профессии. Недостатки такого подхода очевидны — минус в семейном бюджете и скучающий без работы родитель. Хотя не исключаю, что некоторым может нравится заниматься детьми и домашним хозяйством.
Третий вариант — снять квартиру рядом со школой и переехать. Каким бы безумным не казалось это решение, я знаю несколько семей, которые именно так и поступили. И они остались довольны.
Вариант четвертый — нанять няню-сопровождающую или, если денег много, водителя. Сюда же можно включить вызов такси для школьника.
Но в реальности четвертый вариант выглядит немного сложнее, с кучей самых разных сочетаний и состыковок. Как было у нас?
Моя старшая дочь поступила в рейтинговую школу в 2020 году. Это было ковидное время и потому какую-то часть учебного года они проучились дистанционно. С точки зрения логистики нам это было на руку. Но когда все ограничения сняли и очная учеба началась, мы решили проблему следующим образом. С утра отвозили в школу дочку и ее одноклассницу, которая жила рядом. А вечером их забирала мама этой девочки. Такой план действовал четыре дня в неделю, а в пятницу наша дочка после уроков оставалась на кружок в школе. Поэтому ее на машине забирал муж нашей няни (он работал рядом со школой и ему было удобно). За одну поездку мы платили ему 400 рублей. Няня в это время занималась средней дочкой — забирала ее из началки, кормила обедом, возила в музыкалку, следила за домашками. Вечером она обеих девочек кормила ужином.
Да, я отдавала няне почти половину своей зарплаты. И это, конечно, сказывалось на семейном бюджете. Но оно того стоило. Во-первых, дети были под присмотром (надо сказать, что у нас замечательная няня). А во-вторых, у меня не было перерыва в работе. Я продолжала работать и делать карьеру. И вообще тратить деньги, зная, что это идет в зачет детского образования, не так сложно, как на какую-нибудь ерунду.
С седьмого класса моя старшая сама ездит на метро из школы домой. По пятницам она еще и свою младшую сестру захватывает. У них занятия заканчиваются одновременно. С понедельника по четверг среднюю из школы забирает няня. Она же возит ее в музыкалку. Кстати, пару дней в неделю няня еще сидит с нашей двухлеткой. Я дважды в неделю езжу на работу, остальные три дня работаю из дома.
Еще у нас со средней есть такая запасная опция — ее подружка из началки учится сейчас в параллельном классе. Ее семья живет в соседнем доме. Поэтому когда случается какой-то форс-мажор, ее родители всегда могут помочь нам с доставкой ребенка из дома в школу и из школы домой. Мы для них играем примерно такую же роль.
К чему я это все написала? А к тому, что если ребенок смог поступить в рейтинговую школу и не живет рядом с ней, его родителям придется чем-то пожертвовать. Самой школой, своим временем, ресурсами, деньгами, собой в конце концов. По-другому никак. И тут у каждого взрослого свой выбор.