У моей дочери шизотипическое расстройство. Первые очевидные проблемы начались в 11 лет, второй раз в психиатрической больнице она лежала в 13. Сейчас ей уже 16, и на постоянной терапии у нее явно есть шанс жить долго, и вполне вероятно, даже компенсированно.
Если Вы здесь впервые, то с историей сначала можно ознакомиться в статье Навигация по каналу:
А сегодня отвечу подробнее на вопрос из комментариев:
Знали ли в школе и колледже диагноз дочери? Возможно ли скрыть диагноз, при этом перевести на доступную форму обучения?
Самый первый раз дочь лежала в психиатрической больнице в конце пятого класса 😟 а после двух почти месяцев отсутствия, после майских праздников вышла в школу. Я очень просила ее поберечь себя и не распространяться, в какой больнице она лежала, тем более, что на справке в школу не было об этом не полслова. Даже на штампе - областная детская больница, и всё. В больнице, кстати, спрашивали, какую нам справку дать - с диагнозом или без. Я тогда предпочла без. Тем более, что была надежда, что это все же депрессивный эпизод, а не дебют заболевания... Надежда оказалась ложной. Дочь гордо заявляла учителям : я этого не проходила, я в психушке лежала! Учителя, естественно, в шоке, а после осторожно пытались расспросить у меня, что с ней. Ответ у меня был один - депрессия. Этого диагноза, честно, не особо боятся люди. Так что девочку не сторонились, скорее, она чувствовала себя в центре внимания...
Вторая госпитализация случилась в разгар 👑вируса. Дочь к тому времени обнаружила, что на дистанте ей учиться в разы легче - не отвлекают шумные одноклассники, учителя более расслабленные, не орут. Не надо тратить время на дорогу. Всем все равно, в чем ты на уроке, никто не цепляется к внешнему виду... Много плюсов, в общем. Она усиленно просила меня "забери меня из школы, мне там плохо, я среди людей ничего не соображаю..." Потом она снова легла в психиатрическую больницу из-за явно ужасного состояния. Здесь уже врачи были однозначны - шизотипическое расстройство. А оно даёт право на надомное обучение. И после второй госпитализации прошли с дочкой врачебную комиссию и получили справку. В справке, дословно, было написано "имеет заболевание, дающее право на индивидуальное обучение ". То есть напрямую диагноз тоже не был написан. Но тут уже все штампы - детский психоневрологический диспансер. То есть всем, видевшим список заболеваний, дающих такое право - тут же будет понятно, что это из f20+... Но в реальности можете конкретный диагноз не озвучивать. Люди сами придумают, и может ещё и потяжелее, чем есть. Поэтому честно сказала, что за диагноз у ребенка. Но некоторые, как слышат начало "шизо-", дальше в панику впадают...
У нас одна завуч очень моего ребенка опасалась, была категорически против ее появления в здании школы (а периодически это было надо - те же прививки, школьный медосмотр , консультации к экзаменам, и т.д. - чуть ли не тайно и подпольно договаривались с классным руководителем). Боялась она, что "а вдруг что случится, а школа будет виновата?". Причем, что именно может случиться, пояснить не могла. Это, конечно, создало нам с классной дочки некоторые сложности, но все было спокойно преодолено. Просто не ставили эту женщину в известность, что дочь придет 🤣 и представляете, ни разу ничего страшного не случилось. Дети в классе на нее спокойно реагировали, подружки с ней общались, все совершенно ровно.
Учителям старалась объяснить особенности ребенка, но зачастую они меня начинали слышать только когда понимали наконец, что если домашнее задание знает только дочь - сделано оно не будет 🤷 Вот тогда включалось понимание, что я не бла-бла-бла, а ценную информацию пыталась им донести.
К счастью, все учителя с нами общались дистанционно, и поэтому из них никто её не боялся 😁 Многие говорили - а вы точно уверены, что она болеет? Ребенок как ребенок. Ага, они же не видели, как мы домашку с истериками делали, и контролировали включение компа на урок вовремя 🤭
Колледж мы сразу выбирали толерантный к нашим проблемам. Достаточно, я думаю, сказать, что на третьем и четвертом этаже здания учатся и живут дети с УО. Но сказала я в колледже о диагнозе дочки только тогда, когда поняла, что не справляется она все же с обычной нагрузкой так, как здоровые дети. Было это в ноябре. Почему не раньше? Потому что я хотела дать время и группе, и преподавателям узнать её как человека, без предубеждения, и ей попробовать себя в коллективе, где никто не знает о ее болезни. Но все же пришлось. Надо сказать, что эта информация вообще никого в колледже не напугала, не напрягла. Там есть и более сложные и проблемные дети, чем моя. Так что принесла им официально справку, прямо с диагнозом, от психиатра. И теперь все вместе держим руку на пульсе...
Так что, как видите, скрывать диагноз, конечно, можно. Но смысл? Ребенок все же отличен по реакциям, как ни крути. Если не хотите озвучить, как есть - можно подобрать что-то похожее, но более "безобидное". Правда если ребенок знает свой диагноз, не стыдится его, и расскажет остальным, то что? Моя дочь не стыдится (так как чего стыдного в том, что тебе не повезло с генами???), я тоже спокойно уже отношусь. Есть болезнь, это не излечимо - придется учителям работать с тем, что есть. А особенности я расскажу, если хотите их слышать.