Найти тему
Tanzzeit

Интервью с Hocico: "Человечность - это сущность искусства"

Довольно интересное и объемное летнее интервью от братцев-ветеранов Hocico польскому подразделению европейского веб-портала Soundrive.

На удивление оказалось, что это не стандартное переламывание избитых мыслей или многократно повторяющихся фактов о группе, а вполне живое общение на разные темы, раскрывающее обоих музыкантов, Эрка и Оскара, с нетривиальной стороны. Иронично и то, что в вопросах своей музыкальной сцены, сами творцы выдают довольно трезвые, реалистичные суждения, которые в упор не хотят принимать многие почитатели темной электроники.

Hocico бороздят просторы темной сцены вот уже три десятка лет. Как отмечает интервьюер Ярослав Коваль, несмотря на высокую форму и непрерывный вклад в индустрию, сцена из которой они вышли считается практически вымершей. Как же так произошло?

В этот раз, интервью передано в классическом стиле вопрос-ответ, а не в виде выдержек как прежде; так разговор выглядит более естественным и увлекательным.

Приятного чтива!

***

Мексика стереотипно воспринимается как теплое, солнечное место, но из страны выходит множество проектов, которые посвящают себя темной электронной музыке, например, ваш проект или Amduscia, C-Lekktor или Cenobita. Что привлекает людей к такой музыке в вашей стране?

Эрк: Индустриальная и готическая музыка просто нравятся людям, которые думают немного по-другому, независимо от того, откуда они. Важно лишь, что ты чувствуешь что-то другое и смотришь на мир с другой точки зрения, ведь все, что находится в окружающем мире кажется тебе недостаточным. Именно так я и попал в эту сцену. Сегодня я слушаю очень разнообразную музыку, но когда я рос, я презирал то, что крутили по радио, я не хотел быть частью этой культуры. Мне нужно было что-то более экстремальное, что говорило бы со мной на более личном уровне. Тогда я обнаружил индустриальную музыку и влюбился в ее звучание; вероятно, то же самое происходит со многими людьми по всему земному шару. В этом и заключается красота музыки и искусства в целом - с ним можно связываться без разделения на границы и расстояния.

Вы помните период, когда эта сцена только формировалась в Мексике? Она сильно отличалась от ее нынешней вариации?

Эрк: Я уже восемнадцать лет живу в Германии, но каждый раз, когда я возвращаюсь в Мексику, мне кажется, что сцена стала больше. Появляется все больше клубов, играет все больше новых команд, происходит действительно много всякой движухи, и все это живет своим собственным пульсом.

-2

В этом году исполняется тридцать лет с тех пор, как вы начали работать под брендом Hocico. Со стороны кажется, что вы никогда не сталкивались с кризисом, стабильно выпускаете новые альбомы каждые два-три года, все еще отправляетесь в длительные туры. Были ли у вас какие-то трудные моменты в истории, когда вы задумывались над смыслом продолжения работы?

Эрк: С таким долгим стажем сомнения в том, что ты делаешь на постоянке рано или поздно должны появиться. Это неизбежно. Конечно, за все эти годы мы не раз задавались вопросом, а нужно ли нам все это. Но на нынешнем этапе я могу с уверенностью сказать, что за именем Hocico стоит сила гораздо большая, чем мы сами. Эта энергия постоянно подпитывает нас и позволяет преодолеть любые трудности. Я не знаю, как долго мы будем продолжать это делать, но пока мы все еще получаем от этой деятельности удовольствие.

Оскар: Самый большой кризис мы испытывали во время пандемии Covid-19, когда мы не были уверены, сможет ли Hocico пережить его в творческом плане. Эрк живет в Германии, а я все еще в Мексике. Нас разделяет большое расстояние, но мы могли бы годами тащить весь процесс через интернет - у нас достаточно хорошо отработанные способы сотрудничества. Проблема была скорее в непредсказуемости, чего ожидать от следующих лет или даже месяцев, а может и недель. Но сегодня, после преодоления кризиса, я снова четко осознаю, что энергия Hocico не может быть остановлена. Публика любит Hocico, мы любим Hocico, и мы все еще развиваемся как группа. У нас также есть другие проекты, я все время экспериментирую с разными жанрами и направлениями, но в нашей совместной музыке есть что-то захватывающее, поэтому мы всегда выпускаем новый альбом каждые два-три года. В общем, все эти кризисы мелкие и не учитываются. Важно только то, что Hocico все еще жив.

-3

Когда вы возвращаетесь к своим старым записям, вы все еще довольны их звуком или хотите что-то изменить?

Оскар: Мы любим наши старые композиции и, более того, хотели бы сделать что-то особенное с этим творчеством в будущем – как-то связать прошлое с будущим. То, что мы играли в самом начале, было довольно простым, для этого хватало одного синтезатора - я мог сделать три записи за один день. Сегодня это гораздо более сложный процесс, я часто использую компьютер и различный цифровой софт, что, впрочем, не всем подходит. В настоящее время наша музыка более танцевальная, а в прошлом она была радикальной и более быстрой, экстремальной. В то время мы были юнцами, нам было по двадцать лет, и мы вообще не думали о серьезном продакшене или о чем-то подобном. С нами наше наследие прошлого, но сегодня для их обработки требуется уже другое оборудование. Дело в том, что мы делали записи на дискеты, с которыми сегодня уже практически невозможно работать. И если окажется, что какая-либо из дискет повреждена, мы больше никогда не сможем вернуться к самым ранним записям.

Во время выпуска альбома "Ofensor" в 2015 году был также доступен необычный лимитированный мерч, а именно маска лучадора (мексиканские рестлеры, которые всегда носят маски – прим. админа). Как поклонник "луча либре" (мексиканская культура рестлинга, буквально "вольная борьба" – прим. админа), не могу не спросить – это просто идея для товара или вы действительно увлекаетесь этим видом развлекательного спорта?

-4

Эрк: На определенном этапе жизни, lucha libre оказал на меня огромное влияние. У нас в Мексике есть супергерои вроде Эль Санто или Голубого Демона, о которых никто, кроме мексиканцев, не знает. Я вырос с фильмами, где снимались эти герои, а папа часто брал меня на живые бои lucha libre, и даже однажды купил мне маску лучадора. Мы с братом часто дурачились и играли в рестлинг. Поэтому, данный мерч к "Ofensor" – это дань уважения нашей родной культуре. И это всегда прекрасно, когда частичку культуры Мексики можно презентовать целому миру.

Оказало ли место, где вы родились и выросли, значительное влияние на ваше музыкальное восприятие? Или вы допускаете, что ваше восприятие было бы таким же, родись вы в любом другом месте земного шара?

Эрк: Конечно, в немалой степени мексиканская культура или мексиканский дух проникают в нашу музыку и пропитывают ее. Трудно описать словами, как именно это проявляется, но я полагаю, что по моему голосу и по музыке Оскара вы сможете догадаться, откуда мы пришли.

Оскар: В мексиканском репертуаре нам очень нравятся струнные и в особенности симфоническая скрипка, поэтому в Hocico иногда можно услышать подобные инструменты. Но важно то, что эти звуковые извлечения проходят через индустриальный фильтр. Сегодня мы открыты к другим направлениям и экспериментам, причем из разных культур: к drum’n’bass из Англии или к techno из Германии. Пускай, подсознательно мы все равно тяготеем к мексиканской идентичности. Конечно, это не имеет ничего общего с мейнстримом. Hocico находится на другой стороне музыки и нацелен на совершенно других людей. Даже несмотря на то, что Эрк прожил долгое время в Германии, у него всегда будет этот мексиканский темперамент в крови.

Эрк: Вы можете покинуть Мексику, но Мексика никогда не покинет вас.

-5

Вы недавно сделали объявление, что ваш трек "Broken Empires" появится в будущем фильме Джона Ву "Silent Night". Как это случилось?

Эрк: С нами связались представители киностудии через Instagram. Оскар позвонил мне, чтобы я зашел в профиль и прочитал новости. Мы сначала не поверили в подобное предложение, но решили связаться с мексиканским агентством, которое представляло продюсеров фильма. Выяснилось, что это не фейк и не скам, а настоящее предложение о сотрудничестве.


Оскар: Возможно, они узнали, что многие фотографии из профиля были сделаны в Мехико, а это было то, что им нужно. Мы возлагаем большие надежды на этот фильм и рады, что "Broken Empires" дойдет до Голливуда... Там, где сейчас продолжается забастовка актеров и сценаристов, но мы скрестим пальцы за то, что премьера фильма не будет отменена или перенесена.

В 2019 году после выхода альбома "Artificial Extinction", вы упомянули, что искусственный интеллект может не представлять угрозы в настоящее время, но, возможно, станет ею в будущем. Сегодня, четыре года спустя, это одна из самых актуальных и злободневных тем. Поэтому, вопрос: искусственный интеллект - это уже угроза или еще нет?

Эрк: Это очень интересный вопрос для меня, поскольку я когда-то давно изучал компьютерную инженерию и довольно глубоко сижу в этой теме. Сегодня все говорят об искусственном интеллекте, потому что он начал влиять на жизнь всех нас. Трудно однозначно предсказать, какими будут результаты этого феномена, полностью отрицательными или всецело положительными. Вероятно, будет понемногу и то, и другое. Как продукт деятельности человека, искусственный интеллект имеет признаки наших качеств, хороших и плохих, поэтому многое будет зависеть от того, кто будет контролировать его. Уже известно, что Китай собирается пойти в совершенно ином направлении в области развития нейросетей, нежели США, и поэтому нельзя будет говорить о ИИ как о каком-то едином и цельном явлении. С другой стороны, все мы рано или поздно столкнемся с суровой реальностью, и хотя я не хочу заранее настраиваться на худшее, но довольно трудно сохранять оптимизм в этом плане.

Оскар: Мы медленно движемся в направлении, очень напоминающем сюжет вселенной "Блейдраннер". Возьмем, к примеру, человекоподобного робота Софию (андроид разработанный китайской компанией Hanson Robotics, созданный для изучения человечества и адаптации к людскому поведению; первый робот в мире получивший гражданство - прим. админа). Он очень умный и развитый, но кто знает, что будет через время? Может он выйдет из-под контроля и будет похож на Терминатора, охотящегося на людей? Трудно смотреть на все эти инновации и изобретения без тени небольшого страха и опасения. Люди тоже могут быть невероятно одаренными и умными, но мы никогда не станем компьютерами. Мы несовершенны, а стремясь к совершенству мы не найдем его в лишенных душ машинах – в этом и была идея "Artificial Extinction", искусственного вымирания. В текстах Hocico мы часто ссылаемся на апокалиптическое видение будущего. Идеи, как правило, пессимистичны и не так уж далеки от правды. Впрочем, это не означает, что мы так мыслим каждый день без остановки - это просто общая оболочка мыслей, связанная с этим проектом.

Можно ли найти что-то положительное от использования ИИ для деятельности Hocico?

Эрк: Думаю, что можно извлечь некоторые преимущества. Это может быть похоже на присутствие мудрого человека, который дает разные подсказки и советы. Для творческих людей использование ИИ может нести пользу, но это действительно должен быть просто инструмент, а не замена всей вашей собственной работы быстрыми и доступными решениями, созданными роботами. Человечность - это сущность искусства. Многое из того, что мы делаем как художники и артисты, переполнено всевозможными недостатками, и в этом есть большая сила. Машины могут выполнять множество задач одновременно гораздо более эффективно чем человек, но пока настоящее сочинение музыки или написание полноценных книг выходит за рамки их возможностей. Это не значит, что в будущем они не научатся этому. Я полагаю, что настоящий художник всегда должен быть открыт для новых технологий и искать в них что-то полезное.

-6

Иногда создается впечатление, что ИИ уже занимается репродукцией музыки. Несколько лет назад появилась огромная волна EBM/dark electro/industrial подражателей, которые просто копировали все то, что записывали Hocico, Suicide Commando, ранний Combichrist, и другие заслуженные проекты. В потоке посредственных альбомов трудно найти что-либо оригинальное. Как думаете, это вопрос чрезмерной преданности понравившемуся звуку или сегодня действительно трудно создать что-то исконно новое?

Оскар: Очень малое количество творцов привносит действительно что-то новое в индустрию. Я думаю, что темно-электронная сцена рухнула много лет назад. Электро/дарк электро уже почти мертв как явление. Но не могу сказать, что мы лично смотрим в будущее с беспокойством; скорее, хотим повеселиться, поэкспериментировать с новыми идеями, поискать что-то свежее. Многие люди сначала не замечают этой постепенной эволюции, и только через несколько лет они оглядываются назад и слышат, что на каком-то альбоме мы сделали что-то уникальное, что отличается от сегодняшнего звука. Так было, например, с треком "Poltergeist" – я тогда хотел поработать с psytrance, что для многих было в диковинку. Мы начали постепенно ускорять темп композиций, а потом внезапно другие начали следовать нашему примеру.


Тоже касается и трека "Broken Empires", который вписывается в новый виток моды, так называемой EBSM (Electro Body Synth Music), и который сочетается с midtempo-структурой. Но мы не смотрим на жанры или на уровень модности; мы просто реагируем на интересные нам вещи и развиваемся естественным образом. Я не знаю, почему так много групп не любят искать что-то новое, как те же Skinny Puppy, расширять свой диапазон возможностей. Ministry всегда звучит как Ministry; Leæther Strip как Leæther Strip; Combichrist как Combichrist, даже когда он делает сдвиг в сторону метал-музыки. Мы играем уже тридцать лет - как можно так долго возвращаться к старой dark electro формуле снова и снова? Непрерывное воспроизведение музыки 90-х это откровенно скучно. Наша аудитория меняется, все знают, что у нас есть определенный стиль. В нем всегда есть что-то темное, но мы никогда не цепляемся за прошлое.

Эрк: Такое явление, как копирование и самокопирование, затрагивает все виды искусства. Музыканты скучают, музыка становится пресной, сцена убивается. Чтобы справится с подобным, нужно быть художником с открытым разумом, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Конечно, мы все чем-то вдохновляемся, но подражать кому-то постоянно не имеет смысла. Когда я слышу, как кто-то хвастается звучанием, похожим на Hocico, мне становится грустно. Мы всегда называем такие проекты "клонами", но на самом деле ни один из них не просуществовал более нескольких лет. Некоторые могут быть лучше, другие хуже, но когда у слушателей есть выбор между копией или чем-то оригинальным, они всегда будут выбирать последнее.

-7

Оскар: Иногда это действительно похоже на работу искусственного интеллекта, потому что все эти имитационные группы используют одни и те же бесплатные программы и ассеты. Мы накапливаем ресурсы в течение многих лет и постоянно развиваемся, а для них это скорее временное увлечение, воплощение мечты о принадлежности к бренду играющему dark electro. Они просто хотят делать кибер-готическую музыку для танцев, и за этим больше ничего не стоит. Я думаю, что как Hocico мы вносим больше вклада в сцену - и с музыкальной стороны, и с точки зрения идей, смыслов, и месседжей. Мы не хотим делать простую, скучную музыку. Мы хотим выйти за рамки наших собственных привычек, добавить что-то новое в наш звуковой дизайн, будь-то trap, dubstep, witch house или что-то подобное.

Сегодня мировая публика открыта для разных направлений музыки. На европейских фестивалях бок о бок выступают группы совершенно разных движений, вплоть до микса поп-звезд, блэк метал команд, известных рэперов и джаз-бэндов в одном месте. Темная сцена исключена из таких миксов. Большинство людей, называющих себя меломанами, даже не знают о существовании EBM, dark electro и подобных жанров или групп.

Эрк: Потому что это музыка, которая находит отклик у узкой, строго определенной аудитории. Трудно сказать, почему она не может продвинуться дальше, но с нашей точки зрения это не имеет значения. Все эти годы мы работаем одинаково, развиваемся, и нам нравится то, что мы делаем. Возможно, индустриальная сцена слишком мала для СМИ или общемировых фестивалей, потому что, в конце концов, даже по сравнению с блэк металом она довольно скромна, и присутствие блэк-метала в массовой культуре более четко обозначено.

-8

Оскар: Проблема также в отсутствии эволюционного мышления. Эта сцена была действительно хороша в 90-х и в начале нового тысячелетия; тогда существовало много замечательных групп. Но уже спустя декаду началось дублирование их звучания очередными, новыми группами, хотя до этого были все признаки плодотворного развития и творческих поисков. Мы начали почти в 80-х, когда появилась вся эта новая волна поп-музыки. Мне тогда нравились Tears For Fears, позже я слушал Depeche Mode, а потом появились Front 242 и Ministry, то есть гораздо более быстрое и агрессивное прочтение и воспроизведение электронной музыки. С нашей точки зрения, это было похоже на первое неожиданное появление блэк метала в рок-сегменте. Я сам все еще слушаю блэк метал, и на самом деле многие группы этого жанра играют на очень крупных фестивалях, а вот темная электронная сцена осталась позади. На мой взгляд, это связано с отсутствием желания развиваться, с отсутствием способности двигаться в разных, непривычных направлениях. Больше нет оригинальных dark electro команд. Мы меняемся как люди, и наша музыка меняется вместе с нами. Мы уже не те радикальные подростки, рассерженные на весь мир, которые слушали, например, Burzum - сегодня все знают это имя, а тогда оно было узнаваемо только в подполье. На темно-электронной сцене таких персонажей нет, эта сцена, на самом деле, уже мертва.

Вы могли бы записать веселый, оптимистичный трек? Не обязательно как Hocico, а просто как музыканты. Или вы уже просто не сможете так эмоционально подойти к творчеству?

Эрк: Да, я даже делал подобную музыку со своим ребенком, но это творчество на очень личном уровне. Я думаю, что мы полностью раскрываем свои крылья вдохновения, когда сталкиваемся с темной стороной искусства. Там мы чувствуем себя наиболее комфортно и лучше всего можем самовыражаться.

-9

Оскар: С инструментальной точки зрения, композиции Hocico, возможно, и не радостны, но у них изначально другое настроение. Не обязательно темное. Я могу записать трек в стиле minimal techno или trance, и это будет совсем иная трактовка. В некоторых журналах в 90-е нас описывали как очень пессимистичных музыкантов, у которых явно есть проблемы ментального характера [смеется]. Мы были просто раздраженными подростками, а сегодня мы более открыты для новых влияний в творческом плане, пускай и в определенных рамках. Иногда мы сами не замечаем, что проникает в наши произведения и откуда оно там появилось. Один наш приятель как-то сказал, что "Bite Me!" – это веселый трек, напоминающий музыку мариачи. Я начал анализировать его, и пришел к выводу, что на самом деле у него похожая аура. Там синтезатор играет быстрые партии, похожие на трубы мариачи, и по-своему получается действительно радостно [смеется]. Однако, намерения так сделать изначально не было.


Эрк: Некоторые аккорды у нас могут звучать более мажорно и радостно, чем другие. Но здесь только вопрос восприятия и кто-что чувствует при прослушивании. Главное, что наша музыка приносит эмоции, удовольствие и радость нашим слушателям.

***

Оригинал поста в ТГ - https://t.me/tanzzeit/15416

Поддержать канал и его автора:

👇👇👇

СберЧаевые

5336 6903 3922 4885 (Роман Александрович А.)