Если в классе читают рэп, стучат палочками, играют и рисуют — это вовсе не перемена, а урок сольфеджио в Детской школе искусств имени Балакирева. Ведет занятие преподаватель теоретических дисциплин Анастасия ГОРЛИНА, которая недавно стала лауреатом престижной премии Министерства культуры, присуждаемой за достижения в педагогической деятельности.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
— Анастасия Григорьевна, откуда берет начало Ваша любовь к музыке, творчеству?
— Все, как известно, идет из семьи. Моя мама Елена Ивановна — очень творческий, талантливый человек. Она хорошо рисует, особенно пейзажи, натюрморты. Хотя по профессии мама — библиотекарь, а в трудные 1990-е ей приходилось работать и маляром-штукатуром, и швеей.
— Помните свои первые шаги в мир музыки?
— Это почти что семейное предание! Я родом из поселка Верховье. Однажды вечером, было уже совсем темно, мы с мамой возвращались из магазина с покупками, а по пути — музыкальная школа, ее окна ярко светятся. «Можно зайти посмотреть?» — спросила я маму. Та разрешила и осталась с сумками ждать меня на улице. В школе ко мне подошли педагоги, попросили что-нибудь спеть, повторить какую-то мелодию — в общем, устроили импровизированное прослушивание. А потом объявили: «Берем!» Так я поступила в музыкальную школу учиться игре на фортепиано. Я вообще была пронырливая! Помню, мама тогда с радостным удивлением сказала: «Зашла, называется, посмотреть!».
Маме огромное спасибо — порой она «помогала мне шваброй», за которую бралась с грозным видом, когда я не хотела идти на занятия в музыкальную школу. А ведь многие родители часто потакают капризам детей, в то время как требуется проявить настойчивость и терпение.
— Учиться в музыкальной школе Вам было легко, или встречались какие-то трудности?
— Мне было десять лет, когда мы переехали в Орел. Здесь я стала учиться в пятом классе музыкальной школы имени Калинникова — уровень образования в ней, конечно, очень высокий. Поначалу учеба давалась тяжело. Справиться со всеми сложностями удалось благодаря замечательным педагогам. У преподавателя фортепиано Нины Ивановны Сидоровой — мягкой, внимательной к каждому ученику, я порой отнимала по пол-урока своими просьбами объяснить непонятное. Спасибо за терпение преподавателю сольфеджио Нине Игоревне Верховец, к которой всегда можно было обратиться абсолютно с любым вопросом, даже не по ее предмету. Именно Нина Игоревна посоветовала мне поступать в музыкальное училище — сейчас оно стало называться колледжем.
— Если начальное музыкальное образование — это фундамент, основа, что в профессиональном становлении Вам дал музыкальный колледж?
— Я училась там по специальности «Теория музыки» — это когда музыку, так сказать, расщепляют
на составляющие. Меня научили многому. Но самое главное — научили сочинять музыку! Я пишу детские песенки, маленькие пьесы, чтобы доступнее объяснять учебный материал. На факультативных занятиях по музыкальному краеведению вместе с учениками сочиняем романсы на стихи орловских поэтов. Просто так, не для уроков тоже пишу — под настроение.
Высшее образование я получила в Орловском госуниверситете, который окончила в 2015 году с дипломом учителя музыки в общеобразовательной школе. Какое-то время наряду с детской школой искусств работала в Знаменской средней школе.
ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ
— Какие предметы Вы сейчас преподаете и много ли у Вас учеников?
— В общей сложности у меня более ста учеников. В двух филиалах школы искусств — в поселках Знаменка и Биофабрика я преподаю сольфеджио, музыкальную литературу и слушание музыки — предмет для младших классов, на котором ребята учатся осознанно слушать музыку. Заметьте, музыкально-теоретические дисциплины входят в учебную программу пяти из шести отделений школы: фортепианного, хорового, хореографического, народных и оркестровых инструментов. Музыкой не занимаются только юные художники.
Еще я веду группу раннего эстетического развития «Чудо-детки» для малышей от трех с половиной лет. Учимся петь, хлопать в ладошки, чтобы развить чувство ритма, выполнять простейшие танцевальные движения. А самые старшие мои ученики — это студенты музыкального колледжа, которых я учу преподавать сольфеджио.
— Для многих, кто учился в музыкальной школе, в том числе и для меня, сольфеджио стало главным кошмаром детства. Вспоминается как самый трудный из всех, непонятный и невыразимо скучный предмет. Почему так?
— Сольфеджио — действительно довольно сложная учебная дисциплина, поскольку представляет собой целую систему музыкального развития: формирование музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства лада, ритма, чистоты интонации. То есть включает в себя все знания, умения и навыки, необходимые музыканту. Нужно ведь не только дать теоретические знания, но и развить в детях творческое начало. А то, что на уроках сольфеджио скучно, тут все зависит от преподавателя — дело, видимо, в консервативном подходе к подаче учебного материала.
— Как Вам удается преподнести ученикам столь сложный материал увлекательно и даже весело?
— Я должна сама полюбить свой урок, сделать его понятным и простым — это мое правило. Музыка абстрактна, поэтому на сольфеджио мы обязательно рисуем: к примеру, долгий звук — длинная линия, короткий — совсем небольшая. Очень важна опора на первое впечатление детей. Например, сыграю им музыкальный интервал и спрашиваю, на что это похоже. «Как будто пружинка разжалась», — отвечают. Так происходит запоминание.
Уроки всегда провожу в игровой форме. «Учимся, играя» — главный принцип преподавания. При этом игровая форма урока не отменяет определенной строгости и требовательности. У меня нет ни одного урока, который бы повторялся, всегда находится что-то новое. Когда предстояло объяснять детям правила про аккорды — такая занудная вещь! — я всю ночь не спала, сочиняла на эту тему рэп. Ребята урок в стиле рэп восприняли весело.
Прежде чем использовать на уроке только что придуманное — от новых обучающих карточек до развивающей компьютерной игры, я все «тестирую» дома на членах своей семьи. Мой 14-летний сын Кирилл окончил школу искусств по классу гитары, муж Александр — выпускник института культуры, он поет, играет на гитаре, а с тех пор как ему подарили укулеле, увлекся этим инструментом. Огромное им спасибо за поддержку и терпение — я так много времени провожу на работе!
ГЛАВНЫЕ ПОБЕДЫ
— Анастасия Григорьевна, жизнь показывает, что стать известным и успешным исполнителем можно и без профессионального музыкального образования…
— Эстрадным — пожалуй, но и в этом случае какие-то базовые элементы все равно знать надо. Летом я участвовала в фестивале «Таврида» в Крыму. Молодые авторы-исполнители так здорово пели — даже не подумаешь, что никогда не учились музыке! В то же время они неоднократно обращались ко мне за помощью, чтобы правильно построить аккорды. Вернувшись с фестиваля, я упростила некоторые моменты в преподавании, к которым раньше относилась очень щепетильно.
— Вы делитесь своим уже более чем пятнадцатилетним опытом педагогической деятельности с коллегами?
— Конечно. Совсем недавно наша школа искусств организовала и провела всероссийский семинар-практикум «Цифровые технологии и современные методики в педагогике дополнительного образования». Преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга. Екатеринбурга, Воронежа, Ярославля, Орла представили свои авторские методики. Я с интересом узнала об их подходах к обучению, что-то взяла себе на заметку. В свою очередь, познакомила участников семинара со своим опытом создания обучающих компьютерных игр, использования в процессе обучения подручных материалов — к примеру, шаров для освоения ритмических рисунков, шумовых инструментов, ритмических палочек — клавесов.
— Ваши ученики достигают результатов, которыми можно гордиться?
— Безусловно! Педагог для того и работает, чтобы помочь ученику достичь успеха. Наиболее важным я считаю участие своих ребят в региональных творческих состязаниях, поскольку победы в различных конкурсах со вступительным взносом фактически предопределены.
— А какие собственные достижения для Вас значимы больше всего?
— В 2019 году я одержала победу во всероссийском конкурсе «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в детских школах искусств и детских музыкальных школах». Он проходил в Москве в очном формате — я провела открытый урок для учеников хоровой академии. Про фестиваль «Таврида» я уже упоминала, там я выступила со своими музыкальными сочинениями — романсами. Их тепло приняли, что очень важно для меня. И, наконец, недавняя премия Министерства культуры как лучшему педагогу в области музыкального искусства — неожиданно и очень приятно.
— И последний вопрос: почему так важна музыка?
— Музыка побуждает ребенка думать и мечтать, делает его спокойнее и усидчивее. Учит слушать и слышать красоту окружающего мира.