Не сразу мне удалось прочувствовать атмосферу этого романа. История описывает события, разворачивающиеся в Древнем Риме, во времена правления Нерона. И с первых страниц читателя "бомбардируют" именами людей и богов, специфическими названиями одежд и помещений. И в этот момент я почувствовала свою необразованность. Насколько я помню, мы в школе с Древней Грецией и Древним Римом знакомились только через мифы. О реальных правителях, династиях, распределении сфер влияния нам ничего не рассказывали. А вот в гимназиях начала XX века этот вопрос изучался более подробно. Поэтому для читателей того времени, когда роман был написан, порог вхождения в текст не был таким высоким.
Но если не пугаться и не сдаваться, а спокойно продвигаться по тексту, то к 50 странице уже начинаешь понимать, о чем речь, начинаешь улавливать, как относится автор к тому или иному персонажу. И история открывается перед читателем во всей своей красоте.
Меня захватили и интересно закрученный сюжет, и все подробности созданной в романе атмосферы, и своеобразие речи героев. Вот, например, как герой описывает красоту молодой девушки:
Все заметил и все оценил: и румяное нежное лицо, и губы, словно готовые к поцелую, и голубые, как лазурь морей, глаза, и алебастровую белезну лба, и волны темных волос, отсвечивающих янтарем или коринфской медью, и стройную шею, и божественный изгиб плеч, и всю ее фигуру, гибкую и стройную, молодую молодостью мая и только что распустившихся цветов. В нем проснулся художник и ценитель прекрасного, и он подумал, что под скульптурой с изображением этой девушки можно было бы написать: "Весна".
На данный момент я прочитала первую часть и половину второй части. Книга настолько меня захватила, что я провожу с ней каждую свободную минуту. И во мне борются две разнонаправленные силы: с одной стороны - хочется быстрее дочитать и узнать, чем все закончится, с другой - хочется подольше побыть с этой книгой. А еще я очень боюсь, что все завершится трагедией. Поэтому решила написать промежуточный пост с "первыми впечатлениями".
И пока я не знаю финал, не могу в целом осмыслить произведение, хочу поделиться неожиданным наблюдением (возможно, это всем известно, но для меня это стало новостью): кажется, прообразом бала сатаны из романа "Мастер и Маргарита" был бал во дворце императора Нерона, описанный в романе "Камо грядеши".
И там и там на балу веселятся люди, погрязшие в пороках.
И там и там бал описан через восприятие женщины, совершенно чуждой миру бала.
И там и там у женщины есть спутник, проводник, - всех представляющий, все объясняющий, дающий поддержку и защиту.
Ну и главное, бал в обоих романах - важный для развития сюжета эпизод.
Большая часть гостей лежала под столом; иные, шатаясь, бродили по триклиниуму, иные спали на пиршественных ложах, храпели и стонали... И на пьяных консулов и сенаторов, военачальников, философов, поэтов, на танцовщиц и патрицианок - на весь этот мир, еще всемогущий, но уже лишенный души, увенчанный и разнузданный, уже угасающий, - из золотой сети у потолка сыпались одна за другой розы.
Может быть, такая параллель пришла мне в голову лишь потому, что я недавно посмотрела новую киноверсию "Мастера и Маргариты" и никакого умысла и сходства нет?
Но удивительно похожи не только сцены бала!
Прочитав описание сна, в котором герои, разговаривая, идут по лунной дорожке, я перестала сомневаться. Таких совпадений не бывает! Роман "Камо грядеши" был очень популярен в начале XX века. Михаил Афанасьевич наверняка читал его и, возможно, намеренно дал в своем тексте прямые отсылки к более раннему тексту.
Вот какой мыслью мне захотелось поделиться с вами по свежим следам. И вопреки своему обычаю, начать рассказ о романе, который я еще не дочитала.
Продолжение следует...