Кормильцы и нахлебники — эта тема кажется вечной. В любой крупной стране есть регионы-доноры, которые «спонсируют»экономический рост. И есть отстающие — местности, куда либо приходится вкладывать федеральные деньги, чтоб они существовали на более-менее сносном уровне экономического и социального комфорта, либо они приходят в упадок.
Равномерное экономическое развитие территорий — красивый миф
Посмотрим на примере России и США, насколько оно достижимо. Тем паче, что эти две страны представляют собой абсолютно разные подходы к федерализации.
США — федерация в полном смысле слова
У нас нет адекватного слова для перевода States, мы говорим Штаты. И понимаем это слово как «регионы» типа российских. По факту же каждый штат представляет собой отдельное государство, иногда довольно крупное (взять тот же Техас). И название страны было бы правильнее переводить как Соединенные Государства Америки.
И законы, и налоговая система в разных штатах может довольно сильно отличаться. В сети много подборок со смешными американскими юридическими нормами, действующими с ковбойских времен, но на фоне всего остального это лишь юмористические мелочи. Например, в Айдахо запрещено кататься на каруселях в воскресенье, а в Вайоминге — фотографировать кроликов. В Иллинойсе не разрешают давать собакам виски, а в Коннектикуте — коллекционировать мусор.
Есть более значимые различия. Например, в США нет федерального НДС или налога с продаж, каждый штат устанавливает свой и собирает деньги в местный бюджет. А федеральный МРОТ не повышают не потому, что не хотят, а потому что каждый штат может поднять минималку самостоятельно с учетом способности местного бизнеса выплачивать более высокие зарплаты. Вот и получается, что в одних штатах довольствуются 7,25 доллара в час, а другие уже подняли МРОТ до 15-16 долларов.
Углубленная федерализация предполагает в том числе и распределение между государствами-участниками монополии на насилие. Последний яркий пример — спор в Техасе о том, кто и какими методами должен охранять государственную границу и профилактировать рост потока мигрантов.
В каждом штате своя полиция, своя национальная гвардия. Есть федеральные службы, но на местном уровне все решают местные. К примеру, нельзя просто так, решением сверху, без запроса и согласия перебросить дополнительных полицейских из штата в штат. А ситуации, когда их чиновник уровня нашего Бастрыкина берет под контроль расследование местного муниципального происшествия, там просто невозможны.
Когда политики а-ля Дунцова или Надеждин говорят об углублении федерализации в России, я почему-то представляю себе именно американскую модель. И не уверен, что она подходит нашей стране. Точнее, уверен, что не подходит.
В России, в отличие от США, федерализации высокого уровня нет
Да, регионы тоже получили право устанавливать свой МРОТ на уровне не ниже федерального, но на этом касающееся населения сходство со Штатами заканчивается.
У нас единая налоговая система, единое законодательство, единый силовой аппарат, подчиненный федеральному центру. Единый для всей страны НДС, нет отдельных региональных налогов. У нас невозможна ситуация, когда отдельно взятый Татарстан или Калужская область введут у себя подоходный налог 30%, в то время как жители Чукотки продолжат платить 13% со своего заработка.
Отстающие регионы в РФ получают дотации, субсидии и субвенции из федерального бюджета, а не собирают деньги с населения через систему муниципальных сборов. Местная полиция подчинена не властям региона, а является частью централизованной структуры МВД.
Россия — единая страна с едиными правилами для всех, а не набор государств, запертых в пределах общей государственной границы.
Возможно ли равномерное экономическое развитие в условиях глубокой федерализации, как в США?
Посмотрим, какие штаты обеспечивают экономический рост
США как государство состоит из 50-и штатов, отдельно учитывается федеральный округ Колумбия. За океаном уже подвели итоги 2023 года и опубликовали данные по валовому продукту каждого штата. И получается, что на пятеро с ложкой приходится, если утрировать, 45 штатов с ложкой. Только вот полную денег ложку в клювик никто не принесет — глубокая федерализация этого не позволит. Сами, всё — сами.
По итогам 2023 года США насчитали себе ВВП 27610128 млн долларов. Буду округлять до триллионов, чтоб текст было проще читать. 27,6 трлн долларов.
Штатов, где объем валового продукта составляет больше 1 трлн долларов, всего пять:
- Калифорния — 3,9 трлн
- Техас — 2,6 трлн
- Нью-Йорк — 2,2 трлн
- Флорида — 1,6 трлн
- Иллинойс — 1,1 трлн
Таким образом, больше 5% от ВВП (1,38 трлн) в общую копилку принесли только 4 штата.
1% от общего ВВП — 276 млрд долларов. Ниже этой цифры заработали, по убыванию: Юта, Оклахома, Айова, Невада, Канзас, Арканзас, Небраска, Округ Колумбия, Миссисипи, Нью-Мексико, Айдахо, Нью-Гемпшир, Гавайи, Западная Виргиния, Делавэр, Мэн, Северная Дакота, Род-Айленд, Южная Дакота, Монтана, Аляска, Вайоминг и Вермонт. 23 штата, почти ровно половина страны.
В девяти штатах, от Делавэра до Вермонта, валовый продукт не дотянул даже до 100 млрд долларов.
Если посчитать в качестве обеспечивающих экономический рост штаты, вносящие в общий ВВП США более 3% (828 млрд долларов), таких всего семь. К топовой пятерке, которую я привел выше, добавляются Пенсильвания и Огайо. Равномерное развитие? Не слышали.
А что у нас в России?
Статистика у нас запаздывает. Например, данные по валовому региональному продукту всех субъектов федерации за 2022 год Росстат покажет только в марте 2024 года:
В региональных новостях приводят оценочные данные за 2023 год, но для достоверного анализа они не годятся. Пришлось взять последний обсчитанный год, 2021-й. Может, так и лучше — все-таки это был спокойный год без внешнего давления, когда все регионы развивались в своем темпе.
Общий валовый продукт — 121182987,5 млн рублей. Округляем: 121,2 трлн рублей. Интересно, что цифры в Википедии и других источниках общего пользования отличаются о того, что я вижу в документе Росстата в большую сторону (131 трлн). Дабы не быть обвиненным в манипуляциях с цифрами, привожу скриншот всего документа:
5% от общего валового продукта — 6,06 трлн рублей. Регионов, чей вклад превышает этот объем, я насчитал всего четыре:
- Город Москва — 24,5 трлн
- Тюменская область (включая автономные округа) — 11,4 трлн
- Город Санкт-Петербург — 9,4 трлн
- Московская область — 6,8 трлн
Если сделать выборку под 3% (более 3,636 трлн), новых регионов не добавляется. «С ложкой» у нас только эти четверо. Вопрос, они несут остальным «ложку» или питаются от остальных, в контексте этого исследования поднимать не буду. Но ситуация откровенно ненормальная.
1% от общего ВВП — 1,212 трлн рублей. Эту цифру, помимо уже перечисленных, превысили Белгородская, Воронежская, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Сахалинская области, Краснодарский, Красноярский, Приморский и Пермский края, республики Башкортостан, Татарстан и Саха. Еще 21 регион.
В 16-и регионах валовый региональный продукт недотягивает даже до 300 млрд рублей — Костромская, Псковская, Курганская области, республики Адыгея, Калмыкия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чечня, Марий Эл, Мордовия, Алтай, Тыва, город Севастополь, Еврейская автономия.
Как видите, модели организации государства разные, а результат один. Никакого равномерного экономического развития не существует, а углубленная федерализация приведет лишь к усугублению имеющихся проблем — нарастанию перетока населения из «бедных» регионов в «богатые», инфраструктурному и общеэкономическому упадку в российской глубинке, неспособной обеспечить рост регионального валового продукта без поддержки из федерального центра.
Впрочем, выводы делайте сами. Благодарю за лайки! Подписывайтесь не только здесь, но и в Телеге, всем добра и процветания.