Для нашего представления
Просим вашего снисхождения.
Не потеряйте терпения.
Первые, кто нам встречаются из череды героев пьесы "Чайка", это Константин Гаврилович Треплев, 25-ти лет отроду и больше, чем вдвое старше, его дядя Пётр Николаевич Сорин. Казалось бы, люди около беседки - сцены разговаривают, вернее, происходит монолог Кости. Он больше обращён в зал, чем к дяде. И тут выясняется, что Костя потерял возможность учиться, но произошло это не как у Раскольникова или Разумихина. Там всё понятно. Молодые люди оставили учёбу по причине жёсткой бедности. Костя говорит дяде, что он "вышел из 3-го курса по обстоятельствам, как говорится, от редакции независящим". Только Разумихин через год восстановится, а эти двое пойдут своей тяжёлой и горькой дорогой. И вновь мы сталкиваемся с университетской реформой. Ох уж эта реформа, сделавшая через революцию вчерашних студентов управленцами огромной страны, перевернув традиции с ног на голову. В 1887 году министр народного просвещения И.Д. Делянов издаёт "циркуляр о кухаркиных детях", а это значит: в учебные заведения не допускаются люди "низших сословий".
Циркуляр явно указывает на стремление превратить обучение в сословную элитарность, что определенно почувствует на себе студент Казанского университета Владимир Ульянов. В Самодержавной монархии Костя Треплев, как и его отец, были из мещан, платили подать и их могли забрать в армию. Киевский мещанин стоит ниже петербургского, московского и даже одесского. Эти троя уравнены с более высоким сословием - с купцами. В этих трёх городах общественная организация такая же, что и у купцов. Костя Треплев не хочет ничего иметь с киевским мещанством.
80-е годы 19 столетия потрясли студенческими волнениями. Значит, Костя в них участвовал, вот и причина "от него не зависящая" вылета из универа. Для матери-актрисы, это шок. Богемный салон, состоящий сплошь из знаменитых и интеллигентных людей, и сын - бунтарь никогда не найдут общего языка. Костя не растерялся и решил в имении дяди создать что-то типа театра. Он и драматург, он и режиссёр, а молодая девушка из богатого соседского имения, влюблённая в Костю, согласилась играть в его пьесах. Имение Сорина для Нины - отдушина.
Между матерью и сыном неприемлемость взглядов на жизнь. Добавьте отчаяние стареющей актрисы к молодости Кости и Нины. Ирина Николаевна Аркадина понимает только себя. "Психологический курьёз - моя мать. Нужно хвалить только её одну, нужно писать о ней... Я люблю мать, сильно люблю, но она ведёт бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом (Тригорин), имя её постоянно треплют в газетах, и это меня утомляет.". Прошло два года, Костя Треплев стал известным писателем, но он не чувствует себя счастливым. "Я всё ещё ношусь в хаосе грёз и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я одинок, не согрет ничьей привязанностью, мне холодно, как в подземелье...". Чехов на 8 лет старше Треплева.
"Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...". Хороша была бы Ирина Николаевна в роли Катерины Осровского, но сегодня Ирина Николаевна в глуши. Мечется, борется с перепадами настроения, досадует, что всё одно и тоже. И только озеро заставляет её на миг перемениться. Водная стихия для Чехова имеет огромное значение. Озеро - чудесное, прекрасное, колдовское манит к себе всех героев пьесы. Для каждого оно подсознательная магия очищения от тоски. Природа вокруг него и в нём - "Обитель Гармонии". Но эта гармония зыбкая и призрачная. Переминилась погода, и вот уже это не озеро Одетты, а озеро с высокими волнами разбушевавшейся Одиллии.
Костя может писать, только, если Нина любит его. "Я без неё жить не могу. Даже звук её шагов прекрасен. Я счастлив безумно.". Когда-то Нина ответила искренне и восторженно: "А меня тянет сюда, к озеру, как чайку...моё сердце полно вами.". Теперь становится понятно, что без Нины для Треплева жизни нет, а где нет жизни, там нет и творчества. Зачем оно, творчество на планете без прекрасного лица. Треплев сослан в фамильное имение, он не может его покидать, в любой момент может нагрянуть полиция с проверкой. Но он ездит по провинции за Ниной (куда она, туда и я), ему запрещено проживание в Москве и в столице. А сын актрисы, не боясь ничего, мотается по провинции, тратит себя, сжигает свою хрупкую и чувствительную душу до опустошения. Где-то там впереди ружьё, которое обязательно выстрелит.
Провал пьесы, уничтожение рукописи, нелюбовь матери, попытка самоубийства, всё валится на бывшего студента. Это можно пережить, философствуя, что "всё проходит и это пройдет", если всегда будет Нина... А Нина РАЗЛЮБИЛА... Тогда висящее на стене ружьё обязательно выстрелит. Страдания Нины, по мнению старшей сестры Ольги из Перми (пьеса Три сестры) перейдут в радость творчества. И Нина отдохнёт и увидит небо в алмазах, как желает Соня Войницкая. Я так утомилась! Отдохнуть бы ... отдохнуть! Я чайка... Нет, не то. Я - актриса! Нина, Ольга и Соня - три героини из разных пьес. Кто спрятался за ними? Красота, Любовь и Добродетель. Хариты - богини Изящества, Прелести и Красоты из Античного мира.
Гениальность Чехова есть сущность, что лежит в основе очень тонкого и глубокого понимания страдания. Ему 35 лет, а он уже подошёл к разгадке необъятности сюжета. В 44 года его жизнь прервётся, сколько бы открытий чудных подарил нам его ярко светящийся гений, если бы не СМЕРТЬ.