Один мой знакомый психолог специализируется на проблемах профориентации молодых людей, которые, казалось бы, уже оканчивают школу и готовятся выбирать предметы к ЕГЭ, но не знают какой именно специальности себя посвятить, будет ли она интересной, выполнимой и успешной.
Соответственно в разговоре с ним, мы обсуждали, что помогает людям добиться успеха в становлении теми, кем они хотят быть. И, казалось бы, что лучший способ гарантировать успех – это после определения направления объявить о своих намерениях всему миру. Однако некоторые недавние исследования подсказывают, что публичное обозначение своих намерений может быть не такой уж хорошей идеей.
Петр Голлвитцер, Паскаль Ширен, Верена Михальски и Андреа Сейферт опубликовали интересную работу по этой тематике в майском номере 2009 года журнала "Psychological Science". Они утверждали, что важные цели, такие как выбор карьерного пути, подразумевают изменения в бессознательных представлениях человека о себе, то есть добавление ещё одной его идентификационной субличности. И выбор профессии (я врач) это один из её разновидностей, также таковыми могут быть и увлечение хобби (я коллекционер), стремление быть родителем (я отец), взять на себя обязанности волонтера и т.д.
Они предположили, что, когда люди публично объявляют о намерении посвятить себя какой-либо цели, это заявление может обернуться против них. Представьте, например, что Наталья хочет стать психологом. Она говорит Александру, что хочет следовать этой карьере и что собирается усердно учиться. Однако, только рассказав Александру о своем намерении, она знает, что он уже начинает воспринимать ее как психолога. Таким образом, она достигает признание из вне своей субличности как психолог, просто сказав Александру об этом. Как ни странно, но это может на самом деле снизить вероятность того, что Наталья будет усердно учиться, так как цель становления её как психолога уже частично признана извне.
Голлвитцер и его коллеги предоставили доказательства этой гипотезы. В одном из исследований они попросили студентов, стремящихся стать психологами, составить список из двух задач, которые они планировали выполнить на следующей неделе для достижения своей цели. Участников разделили на две группы: одна передавала свои записи экспериментатору, который внимательно их прочитал и отметил это. Второй группе сказали, что этот этап исследования был ошибкой, и никто не будет читать их записи.
На следующей неделе все участники были опрошены снова и им предложили вспомнить свои прошлонедельные цели и записать, сколько времени они уделили этим занятиям. Те, чьи цели были прочитаны экспериментатором, фактически провели меньше времени, занимаясь указанными действиями, чем участники, информация о целях которых осталась недоступна наблюдателям. Были также представлены дополнительные исследования, которые исключали другие возможные объяснения этих результатов.
Итоги исследования указывают на то, что желание обладать определенной идентичностью является важным мотиватором для осуществления действий, необходимых для успеха. Когда именно эти действия являются единственным индикатором для вас и других, что вы приняли на себя определенную идентичность, ваша мотивация работать упорнее будет сильным. И когда существует иной способ сообщить другим о своей идентичности, ваша мотивация к труду может быть не столь выраженной. Так что, если вы только начинаете путь к важной цели, гораздо лучше позволить доказывать вашу компетентность действиям, чтобы они говорили о ваших намерениях громче, чем слова.