Найти тему

Самые сложные моменты в написании книги

Оглавление

Давайте честно: написать книгу не сложно. Для этого нужно просто сесть, открыть ноутбук и начать писать. А вот написать интересную книгу - задача совсем другого рода! Здесь уже придется продумывать сюжетные линии, создавать уникальных персонажей, прописывать синопсис. Задача не из легких, но - дорогу осилит идущий!

Итак, с какими самыми сложными элементами сталкивается писатель при создании книги?

Интересные персонажи

Вряд ли у вас получится написать интересную историю без интересных персонажей. Спросите 10 человек, что больше всего запомнилось им из прочитанных книг или просмотренных фильмов? Вам будут говорить про гениальную идею, глубину истории, экшн или наоборот - вдумчивый философский текст. Но на первом месте всегда будет стоять герой (или антигерой). Бетмен, Раскольников, Гарри Поттер, Нео, Евгений Онегин - независимо от жанра почти любая история в первую очередь про людей. Читатель должен эмоционально подключиться к вашему герою, чтобы словно на своем опыте прожить то, что проживает протагонист вашей истории.

И здесь очень многие авторы, особенно начинающие, допускают ошибку - их протагонист (главный персонаж) скучен. Действительно, создать оригинального интересного героя не просто! Благо, есть технологии, позволяющие упростить этот процесс. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать, но в ближайшее время я подробно их опишу.

А пока дам небольшую подсказку: больше наблюдайте и списывайте персонажей с реальных людей. Условные Маша и Паша, списанные с ваших знакомых (возможно, объединяющие яркие черты разных людей) будут гораздо выразительнее, нежели придуманные.

Диалоги

-2

Среди сценаристов не спроста существует отдельное подразделение - диалогисты. Нет никакой сложности в том, чтобы написать диалог между Машей и Пашей. Сложность в том, чтобы написать интересно! Так, чтобы читатель не зевал при его прочтении, не хватался за голову от картонности разговора или вовсе не бросил книгу в самом начале. Как это сделать?

1. Добавьте в диалог конфликт. Обычно это делается с помощью добавления целей каждому из участников диалога, но - целей противоположных.

Например: Маша очень хочет поехать на Бали, а Паша хочет сэкономить денег на обручальное кольцо для Маши, о котором она не должна догадаться.

2. Сделайте каждого из персонажей уникальным. Это касается не только характера и внешности, но и манеры говорить - быстро или медленно, короткими фразами или длинными, понятно или запутанно. Это должно сочетаться с характером и целью персонажа.

Также стоит обратить внимание на лексикон. Если персонаж Паши - заядлый программист, он будет периодически сыпать соответствующими терминами. Если Маша - блогер, значит в ее лексиконе будут присутствовать жаргонные фразы из этой сферы.

3. Следите, чтобы персонажи разговаривали естественно. Время пафосных диалогов прошло, оставьте их для дешевого кино категории "Б" и беллетристики.

Описание действия

-3

Казалось бы - что может быть проще? Он встал, пошел, открыл дверь, победил врагов... но именно это и выдает начинающего автора и делает повествование скучным и поверхностным. Помните? Читатель должен эмоционально подключиться к вашему герою. А чтобы подключиться, читатель должен прочувствовать героя и ощущать, будто он сам (читатель) на самом деле персонаж вашей истории. Как это сделать?

Добавьте к описанию информацию от пяти органов чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Конечно, не стоит пихать это в каждую сцену! Но с помощью такого подхода вы легко сможете оживить воображаемый мир и создать акценты на нужных вам моментах.

Как это применить? Например, сцена в кафе, где Паша и Маша спорят о поездке на Бали. Какие запахи в этом кафе? А какие - на Бали, о котором в этот момент думает Маша? Какое на ощупь кольцо, которое представляет Паша? Или рука Маши, которую она отдёргивает, недовольная тем, что он зажал денег на Бали? Какого вкуса латте, который пьет Маша? А какое на вкус разочарование от неудачного свидания?

Попробуйте применить это к одной из сцен в вашей книге, и увидите, как она расцветет!

Начало

-4

Чем важно начало книги? Представьте, что вы знакомитесь с новым человеком, и вам нужно его заинтересовать. Например, вы на свидании, но не обычном, а где вокруг еще множество таких же людей, как вы. Не заинтересуете претендента - тут же переключит внимание на другую.

Если вы подумали, что аналогия странная, то нет - примерно так и происходит в книжном магазине при выборе книги.

Сначала человек окинет вас взглядом - это обложка вашей книги. Затем перевернет первую страницу - заговорит с вами. Первые страницы дают понять о том, будет ли интрига в книге, дают представление о языке автора, о протагонисте и так далее. Поэтому так важно заинтересовать читателя сразу. Здесь все несколько зависит от жанра, но элементы сторителлинга и ошибки одинаковы.

Часто начинающие авторы затягивают с экспозицией и представлением главного героя, дают невнятную экспозицию, забывают про интригу, цель протагониста. Это происходит от незнания законов создания историй и неопытности - все же, я неспроста включил начало книги в раздел сложных. Но поверьте - когда вы эти элементы освоите, сложное для вас станет простым. Подробнее о том, как создать интересное начало - в следующих статьях.

Концовка

-5

Чем закончится история Паши и Маши? Уговорит ли она его поехать на Бали (ему придется потратить отложенные на кольцо деньги) или не уговорит (и тогда их отношения испортятся)? Может, на самом деле Маша пытается заманить Пашу на остров, чтобы продать в сексуальное рабство? А Паша пытается жениться на Маше из-за тайного наследства девушки, о котором она пока еще не знает?

Хорошая концовка всегда связана с началом. Она собирает все сюжетные линии и максимально раскрывает идеи автора, заложенные в экспозиции. Создать оригинальную, логичную и отвечающую на основные вопросы книги концовку - это не так просто! А для некоторых авторов это становится и вовсе нереальным по одной простой причине, которая, возможно, прозвучит для вас странно: они придумывают концовку в конце.

"Так а как же иначе, - возможно, спросите вы. - Это же концовка, что же ее - в начале придумывать?" И это верный ответ! Как бы странно это ни звучало, но бывает, что концовка придумывается ДО начала. Да, бывает так, что концовка пишется когда все произведение уже готово, но в таком случае есть очень большая вероятность, что вы просто не сможете свести все концы с концами и придумать яркий финал. В частности, этим грешит Стивен Кинг, который пишет без синопсиса, в потоке. Его произведения не лишены глубины, но вот концовки частенько хромают.

-6

Каждый из этих моментов достоин подробной отдельной статьи. Следите за каналом, на нем будут появляться эти и другие интересные публикации на тему "как написать книгу".

Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор двух книг "Курьер: Темная ночь души" и "Побочный Эффект". Увлекается психологией и медитациями, окончил школу Акмеологии по работе с подсознанием.