Найти в Дзене

Трубы не горят! Музей граммофонов в Петербурге

Мало кто знает, но явление есть! Музей жив и здоров до сих пор и располагается крайне удачно. На Петроградской стороне с отдельным выходом прямо в сад Андрея Петрова. Обстановка в музее очень домашняя и неофициальная. В билетах, которые продает создатель музея - Владимир Дерябкин прямо написано, что предполагается «экскурсия с чаепитием». Эмблема у музея тоже интересная – медведь, танцующий около граммофона. По первоначальной профессии Владимир Дерябкин – артист цирка, причем довольно широкого профиля – он и клоуном был и животных дрессировал, в том числе медведей – потому и эмблема соответствующая. По словам Владимира Дерябкина, к коллекционированию он тянулся всю жизнь. В детстве собирал этикетки от спичечных коробков – в поисках выброшенного мусора проходил десятки километров вдоль железнодорожной трассы. Знакомство же с граммофонами оказалось необычным. Владимир сбежал из дома, чтобы уйти в цирк и стать артистом. Естественно, его поймали менты – в Ростове на вокзале и привели в отд
Владимир Дерябкин и его граммофоны
Владимир Дерябкин и его граммофоны

Мало кто знает, но явление есть! Музей жив и здоров до сих пор и располагается крайне удачно. На Петроградской стороне с отдельным выходом прямо в сад Андрея Петрова. Обстановка в музее очень домашняя и неофициальная. В билетах, которые продает создатель музея - Владимир Дерябкин прямо написано, что предполагается «экскурсия с чаепитием». Эмблема у музея тоже интересная – медведь, танцующий около граммофона. По первоначальной профессии Владимир Дерябкин – артист цирка, причем довольно широкого профиля – он и клоуном был и животных дрессировал, в том числе медведей – потому и эмблема соответствующая.

Реклама
Реклама
Собачка слышит голос хозяина
Собачка слышит голос хозяина
В музее
В музее

По словам Владимира Дерябкина, к коллекционированию он тянулся всю жизнь. В детстве собирал этикетки от спичечных коробков – в поисках выброшенного мусора проходил десятки километров вдоль железнодорожной трассы. Знакомство же с граммофонами оказалось необычным. Владимир сбежал из дома, чтобы уйти в цирк и стать артистом. Естественно, его поймали менты – в Ростове на вокзале и привели в отделение. Там он в первый раз в жизни и увидел деревянный ящик с трубой, из которого раздавалась музыка. Более близкое знакомство с чудом техники состоялось гораздо позже, уже в цирке. По воспоминаниям Дерябкина в 1972 году в цирке ставится номер «В ресторане». По сюжету дрессированный медведь должен был изображать официанта с подносом. Тогда-то оформители и решили, что настоящий граммофон в качестве атрибута на сцене будет смотреться уместно и забавно. Придумать можно все что угодно, проблема в исполнении. До революции 1917 года в России было полмиллиона граммофонов – сейчас их число измеряется единицами и найти такую машинку непросто. И, тем не менее, это удалось. Первый граммофон в 1972 году Дерябкин купил на барахолке. С того циркового номера про ресторан и началось собирание ретро-техники. Естественно, цирк постоянно переезжал с места на место. В каждом городе Дерябкин расклеивал объявления о поиске граммофонов и ходил по блошиным рынкам. За короткое время ему удалось собрать коллекцию из 12 граммофонов. К большому сожалению, до наших дней она не дожила. «Так уж получилось, что я собрал эти чудесные экспонаты для того, чтобы их убить», сетует коллекционер. По России граммофоны путешествовали вместе с клетками в которых сидели медведи, точнее – прямо на этих клетках. Одному мишке, очевидно, самому любопытному удалось свалить их на землю и изорвать в клочья. История умалчивает о том, что именно циркачи сделали с медведем-вандалом, но все пришлось начинать с начала. Сейчас у Владимира Дерябкина более четырехсот граммофонов и фонографов и практически все они в рабочем состоянии.

Это работает!
Это работает!
И это тоже
И это тоже
На любой вкус!
На любой вкус!

То есть в музее на Петроградке можно не только чая попить, но и вживую услышать настоящую граммофонную запись. Практически с каждым граммофоном связана своя, индивидуальная и неповторимая история. Один аппарат, точно такой же как был у Шаляпина Дерябкин буквально спас от уничтожения. В Саратове за очередным экземпляром для коллекции Владимир пришел прямо из цирка, с представления – как был в клоунском гриме. Граммофон стоял на столе, а рядом лежали молоток, дрель и колонки от проигрывателя. Как оказалось, хозяева собирались разобрать антикварный аппарат и вставить внутрь колонки от современного пластиночного проигрывателя. Другой аппарат много лет назад стоял в Петербурге в кафе на Невском. Это был единственный граммофон в Европе, на который как на театральное представление продавали билеты. Более того, для того, чтобы вживую услышать именно этот граммофон люди специально в Петербург из других городов приезжали. Невероятно, но через много лет после крушения Российской империи удивительный аппарат нашелся в Тульской области, в музее Льва Толстого в Ясной Поляне. Обо всем этом Владимир охотно рассказывает гостям. Его музей не рекламируется, узнают о нем по «сарафанному радио» и идут чтобы «отдохнуть от Эрмитажа».

Неужели и то и другое работает одновременно?
Неужели и то и другое работает одновременно?
Цвета!
Цвета!
Раритет
Раритет