Как известно, в Евангелии всего два раза упомянуто, что Господь Иисус Христос чему-либо удивился. Он удивился, с одной стороны, вере римского сотника; а с другой стороны, удивился неверию жителей Назарета, тех людей, которые, казалось бы, знали Его с детства. Именно люди Назарета, когда Он пришел и проповедовал у них, удивлялись, говоря: откуда у Него такая мудрость, когда мы Его знаем и Его родственников. Не восприняли жители Назарета это как повод порадоваться за выходца из их города, Который вдруг обрёл такую известность и совершает чудеса, и произносит мудрые поучения. Не обрадовались, а удивились они, и удивились не в хорошем смысле слова.
А Господь, в свою очередь, тоже удивился их неверию. И сказал, во-первых, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). Это первый момент. Второй момент – это то, что Он «не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). И вот хотелось бы поговорить о том, почему Господь не совершил чудеса в Назарете. Точнее, Он совершил чудеса, другой евангелист уточняет, что не совершил многих чудес, но «только на немногих больных возложив руки, исцелил их» (Мк. 6:5). Не так и не столько, как в Капернауме и многих других местах, где Он даже мертвых воскрешал, и исцелял, не прикасаясь к людям, одним словом Своим.
Есть те, кто неправильно понимают этот стих. Они говорят, что будто бы сама вера людей давала Христу силы совершать чудеса, а поскольку веры у назаретян не было, то Он не мог совершать чудеса. Это, конечно, ересь и нелепость, потому что, во-первых, чудеса в Назарете Он все-таки совершил; а во-вторых, иногда Он совершал чудеса на виду у неверующих, поэтому им приходилось объяснять их как совершаемые силой бесовской.
Другое объяснение – это то, что Господь Иисус Христос не совершил там много чудес, потому что люди, не верившие в Него, были недостойны этих чудес. Они действительно были недостойны, однако все-таки не в этом была главная причина, почему Господь не стал совершать там публично многих чудес.
Он поступил так по любви к ним.
Как в другом месте Евангелие объясняет: «Раб, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48). Неведение смягчает вину. И вот, как объясняют святые отцы, если бы Иисус совершил перед ними многие чудеса, жители Назарета все равно не поверили бы в Него, но вина их в таком случае была бы больше. Господь оказывает милосердие даже тем, кто не верит в Него, избавляя их от большей ответственности чтобы избавить и от большего наказания. А то, что неверие ведет к наказанию, Он Сам сказал: «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Стоит ещё сказать по поводу того, что нет пророка без чести, кроме как в отечестве своём. В случае Христа это выразилось очень явно. Тот же принцип часто действует и в том случае, когда христианин пытается поделиться верой со своими родственниками. Именно их ему труднее всего обратить, потому что тут включается: да мы же тебя знаем, да ты ещё под стол пешком ходил, когда я что-то делал и так далее.
Но то же самое происходит и в отношении учения Христова и в отношении Его Святой Церкви. Она также пребывает в небрежении со стороны многих из тех, кто принадлежит к ней по крещению. В нашей стране зачастую люди относятся к Православию с пренебрежением. И если они начинают интересоваться чем-то религиозным, духовным, то увлекаются какими-нибудь восточными лжеучениями, в какие-то секты попадают. Хотя, казалось бы, - Православие же здесь, почему не пойти в православный храм? Но у людей такое впечатление: да ладно, мы знаем про Православие, это неинтересно, это неглубоко. Хотя спроси такого человека: а что конкретно ты знаешь о Православии? Он Символ веры не сможет рассказать, он ничего не знает, но из-за того, что с детства проходил мимо храма, заходил когда-то куличи святить на Пасху, или за святой водой на Богоявление, у него возникает такое же впечатление, которое было и у жителей Назарета по отношению к Господу Иисусу Христу. Хотя они не знали Его совсем, но из-за того, что Он вроде как всегда был у них на глазах, имели ложное впечатление, что знают. Поэтому удивлялись: как это сын плотника может произносить такие возвышенные поучения? Хотя и царь Давид был из простых людей, и пророк Амос из пастухов, что не помешало им стать великими. Так что происхождение не должно было смущать жителей Назарета. Но сформированное из-за гордыни предубеждение помешало им воздать честь Иисусу.
Также это относится и к Православию у нас и во многих православных странах. И поговорка «что имеем – не храним, потерявши, плачем» весьма справедлива. Сколько мне во время моих поездок за рубеж доводилось видеть русских людей, которые именно на чужбине, оказавшись оторванными от родины, вдруг открывали для себя Православие, его красоту, глубину и мудрость. Благодаря святоотеческому наследию именно Православная Церковь - самая глубокая и самая духовная, и, что важно, единственно истинная Церковь. Не будем поддаваться ошибке назаретян, будем ценить и дорожить верой православной, которую Господь даровал нам. Вы видели сегодня, что многие из других стран приходят, чтобы прикоснуться к нашей вере. Благодарите Бога за это и цените это.