Рассказываем о лауреате премии "За духовное возрождение" - коллективе Гомельского городского центра инклюзивной культуры. Это учреждение уникальное в своем роде, единственное в стране, где творчество объединяет два разных мира - людей физически здоровых и тех, кто в силу ряда причин с ограниченными возможностями. Главная задача сотрудников центра - раскрыть талант, который потенциально заложен в каждом человеке. Кому-то это помогает обрести уверенность и найти себя в профессии. Кто-то, преодолев собственное отчуждение, сможет как личность реализоваться в обществе. В январские дни в центре царит приподнято-праздничное настроение. Концерты, встречи, различные активности идут беспрерывной чередой. Только-только закончился новогодний утренник, а сотрудники уже готовятся к проведению большого квеста для школьников по мотивам произведений о Гарри Поттере. Желающих поучаствовать в волшебном действе много. Хотя выйти на сцену, не боясь яркого света, насыщенных звуков и публики, для ребят с особенностями развития часто сродни маленькому подвигу. Но педагоги как добрые волшебники помогают им творить подобные чудеса, и зрительские аплодисменты важны для них так же, как и для участников квеста. Из 500 человек, которые посещают творческие коллективы Гомельского городского центра инклюзивной культуры (а их здесь более двух десятков) половина с ограниченными возможностями, иначе говоря, с инвалидностью. Их возраст? Вы удивитесь - от 3 до 96 лет. И практически на 40 % коллектив педагогов тоже состоит из людей с ограниченными возможностями.Преподаватель образцовой изостудии "Палитра" художник Александр Покотило не слышит, но это не помешало ему получить высшее образование и сейчас с успехом учить желающих рисовать на занятиях интегрированной группы, которую посещают инвалиды по слуху и дети с аутическим синдромом. А еще организовывать пленэры и даже участвовать в международных выставках, где творчество участников изостудии "Палитра" неизменно получает высокие оценки. "Всех встречаем объятиями, это стало уже хорошей традицией" - Руководители наших клубных объединений - очень талантливые и трудолюбивые люди. И самое главное, они готовы делиться своими знаниями с открытой душой и добротой в сердце, - рассказывает директор центра Ирина Тяпугина. - Скажем, позиция Александра Покотило заключается в том, чтобы не просто обучить детей рисованию, а ввести их в интересную и увлекательную профессию. Он работает художником и это для наших ребят с особенностями по здоровью, детей-инвалидов показательный пример успешной трудовой и социальной интеграции в общество. Знаете, как вдохновляют их такие жизненные истории!
Отсутствие слуха не мешает руководителю изостудии "Палитра" Александру Покотило преподавать детям живопись Далеко не все сотрудники, по словам руководителя центра инклюзивной культуры, могут преодолеть сложности, которые возникают в работе с детьми, имеющими различные ограничения по здоровью. Ведь приходится буквально все пропускать через себя, свое сердце и душой чувствовать этих ребят. Без определенной эмпатии - осознанного понимания внутреннего мира и эмоционального состояния другого человека, постоянной готовности сочувствовать и сопереживать - делать тут нечего. Иначе никак, ведь инклюзия прежде всего подразумевает непосредственную и искреннюю вовлеченность в общий процесс. Ирина Тяпугина говорит, что, к счастью, у многих педагогов это получается. И гордится тем, что центр для посетителей и тех, кто здесь работает, стал вторым домом.- Всех встречаем объятиями, это стало уже хорошей традицией, - улыбается директор. - Чтобы человек смог доверять и поверил в то, что творчество может изменить его жизнь, стараемся узнать о нем больше, к каждому ищем индивидуальный подход. Неслучайно лозунг нашего центра - "Ценим интересы каждого".Ирина Тяпугина отмечает, что инвалидность для многих детей, да и взрослых тоже, существенно сужает круг общения. Некоторые замыкаются в себе и нередко вообще не хотят выбираться из дома. Общение и занятия в центре, основанные на понимании и уважении, раздвигают возведенные собственноручно стены отчуждения, помогают в социализации.- Очень важно сразу убедить человека с ограничениями по здоровью, что мы не только наставники, но и друзья, на которых можно рассчитывать и которые, если потребуется, будут оберегать его как ангелы-хранители, - говорит Ирина Тяпугина.Найти себя в жизни - очень важно. В этом руководитель уникального центра убедилась на собственном примере. С детства помнит себя задорной девчушкой, которая весело исполняла частушки, играла на аккордеоне. В студенческие годы, учась юриспруденции, "заболела" КВН и не представляла уже, как можно жить без творчества и выступлений. Но работа судебным исполнителем меньше всего предполагала креативные эксперименты, юмор и смех. Расставить все по своим местам помог случай. Знакомый молодой человек, который и сам плохо слышал, попросил ее написать сценарий праздника для таких же деток. С чем Ирина успешно справилась.- Учил меня этому, можно сказать, мэтр - один из сценаристов сериала "Сваты", руководитель многих команд КВН Андрей Ильков, - рассказывает Тяпугина. - Он же заложил во мне определенный жизненный стержень и прежде всего понимание того, что каждый человек должен заниматься тем, к чему лежит душа.Поиск себя вначале привел ее к занятиям пантомимой, увлеклась изучением жестового языка. Организовала театр клоунады и пантомимы "Без слов" в ДК предприятия "Випра" Белорусского общества глухих. В 2017-м здесь создали городской центр инклюзивной культуры, который начали посещать не только люди с ограничениями по слуху и зрению.- Мы вместе доказываем, что и люди с особенностями психофизического развития могут выступать на большой сцене, писать пьесы, рисовать и мастерить, - говорит Ирина Тяпугина.
На занятиях в студии "Ракурс" Наполнить смыслом время, создать доброжелательную и мотивирующую атмосферу, подставить дружеское плечо, чтобы преодолеть себя… Можно как угодно формулировать то, на чем сосредоточены усилия сотрудников центра, и все будет соответствовать истине. Но есть главная, можно сказать, стратегическая цель - через творчество, раскрытие потенциала каждого человека найти его путь в профессии, обретении дела жизни. Обретение себя Помещение, где проходят занятия народной киновидеостудии "Ракурс", украшают постеры с кадрами из популярных фильмов, фотопортреты известных артистов. Здесь студийцы, среди которых есть инвалиды-колясочники, под руководством педагога Дмитрия Нечаева занимаются любимым делом: создают видеоролики на различную тематику, в том числе социальную, осваивают премудрости киношного дела. "Каждый человек должен заниматься тем, к чему лежит душа" Недавно "Ракурс" представил короткометражный видеофильм "Дети войны". В его основу легли судьбы троих жителей Гомеля, чьи детство и юность выпали на годы Великой Отечественной войны. Одна из героинь - Лилия Алексейкова, инвалид детства по слуху, которая до сих пор посещает центр инклюзивной культуры. Ее трогательный рассказ-воспоминание стал ярким и выразительным эпизодом фильма, в который участники студии вложили душу. Результат творческих изысканий студийцев признали победителем на конкурсе видеороликов "Беларусь помнит!".- Проект этого достоин, - говорит директор центра. - Это не только реальная история из первых уст, но и наша историческая память. Для нас же особенно важно то, что события военного времени в фильме воссоздали не актеры профессиональных театров, а ребята из наших клубных формирований - и физически здоровые, и с ограниченными возможностями.И опять же, по словам руководителя, увлечение режиссурой и производством роликов в онлайн-режиме для колясочников и тех, кто страдает аутическим расстройством, вполне может стать в будущем профессиональным занятием.С таким практическим подходом в центре выстраивают всю работу со своими посетителями, участниками многочисленных клубных объединений. Как говорит Ирина Тяпугина, здесь понимают мир, в котором они живут, их потребности и отталкиваются от этого при реализации новых идей.К примеру, весьма необычный проект - "УвереннаЯ", который реализует центр инклюзивной культуры. Это своеобразный социальный марафон, который стартует в январе и завершается 8 марта, в День женщин. На протяжении восьми недель восемь участниц с инвалидностью проходят, можно сказать, преображение. С ними работают психологи, хореографы и визажисты. Известные предприниматели выступают для них в роли менторов. И случается чудо. Участниц марафона трудно узнать на финальном модном показе, где они представляют новые модели одежды белорусских производителей - настолько разительны перемены, произошедшие во внешнем облике женщин. Но самое главное - приобретенная уверенность в собственных силах и возможностях, с которой им предстоит идти дальше по жизни.- Для всех этот проект - огромный труд, - отмечает директор центра. - Но и результат шикарный: все восемь участниц нашего первого марафона трудоустроились. Такие образовательные контенты - отдельное, особое направление, планируем развивать их.
Петь руками - это целая наука. Участница народного театра жестовой песни Plasti-Lin Янита Лашкевич Важные жесты Костюм Деда Мороза явно идет заведующему отделом народного творчества и культурно-массовой деятельности Евгению Васильеву: ни дать ни взять вылитый сказочный волшебник, улыбающийся и добрый. Чувствуется, в эту роль мужчина вжился, она ему нравится. Но все же есть у педагога занятие поважней - Евгений учит детей и взрослых петь. Не вокал преподает, как можно подумать. Обучает мастерству жестовой песни, когда поют не голосом, а руками.В детстве он, переболев скарлатиной, потерял слух. Тем не менее учился наравне со всеми в обычной средней общеобразовательной школе, окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств, ему присвоена квалификация "режиссер-педагог".- Начинал с танцев, затем была пантомима и только потом пришел к тому, что хочу петь. Руками! В детстве мечтал петь голосом, но с моими возможностями это нереально, - рассказывает Евгений.В народном театре жестовой песни Plasti-Lin, которым он руководит, около двадцати человек: младшему из них 10 лет, старшему - 73. Мой собеседник говорит, что петь руками - целая наука. В самом деле, как донести музыкальное произведение до зрителей, особенно тех, кто плохо или вообще не слышит? Для этого существуют жесткие критерии и правила. К примеру, одно и то же слово в песне каждый раз показывают другими жестами. А передать длительность ноты? Это отдельный разговор.- Репертуар жестовой песни, которую мы исполняем, абсолютно разноплановый, - рассказывает Евгений Васильев. - Больше произведений о Беларуси. Горжусь, что наш коллектив первым в стране исполнил гимн Республики Беларусь на жестовом языке.Театр часто приглашают участвовать в церемониях открытия международных и республиканских соревнований в Гомельском областном центре олимпийского резерва по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. В 2022 году на 880-летие Гомеля он вместе с заслуженной артисткой Беларуси Ириной Дорофеевой выступал на главной площадке праздника на набережной Сожа.- Незабываемо и очень инклюзивно, - говорит Евгений. - Таким образом мы стремимся показать, что люди с инвалидностью живут рядом с нами, могут реализовываться и вносить посильный вклад в развитие культуры нашей страны.
Новогоднее представление в центре инклюзивной культуры Большой стимул для творческого развития коллектива - приглашения на главные концертные площадки страны. Подобная востребованность придает новые силы. Евгений Васильев уверен, определяющую роль в этом сыграло пристальное внимание государства к развитию инклюзии. "Мы не только наставники, но и друзья, на которых можно рассчитывать" - Мы на верном пути, - полагает педагог. - Важно, чтобы люди с ограниченными возможностями могли воспевать и прославлять родную страну, демонстрируя всему миру, что Беларусь мирная и инклюзивная страна. Она для жизни, для каждого ее гражданина.О том, что белорусское общество становится более открытым, восприимчивым к инклюзии, свидетельствует, в частности, один из новых социальных проектов Гомельского городского центра инклюзивной культуры. Он получил название "Важный жест". И неслучайно - проект призван помочь представителям социальной сферы в изучении основ жестового языка.- Идея появилась еще во время пандемии, - рассказывает директор центра Ирина Тяпугина. - Столкнулись с тем, что масочный режим усугубил возможности общения для глухих и слабослышащих людей: они ведь в основном считывают артикуляцию по губам. Людей с инвалидностью по слуху не понимали ни в банке, ни в почтовом отделении, в транспорте и так далее. Этот проект позволит углубиться в мир людей с ограничениями по слуху.Более двух десятков специалистов прошли уже тематический курс, овладев базовыми знаниями общения жестами. И останавливаться на этом в центре инклюзивной культуры не собираются. Только в Гомеле около полутора тысяч человек с ограничениями по слуху, и жизнь теперь, когда им в родном городе стало чуточку уютнее, снова подтвердила, что эта инициатива нужная и полезная.Важно и другое, подчеркивает Ирина Александровна. Научиться языку жестов стремятся сейчас и люди, в чьем непосредственном окружении нет людей с нарушениями слуха. Новые знания, по ее мнению, помогут нам лучше понимать друг друга, создавая реальную безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. И тогда мир наверняка станет теплее и душевнее.
Руководитель музыкальной студии "Ла-ла-ленд" Дмитрий Геращенко изготавливает аутентичные народные инструменты Свет души Слышали бы вы, с какой гордостью руководитель музыкальной студии "Ла-ла-ленд" Дмитрий Геращенко рассказывает о своих воспитанниках! В основном это дети с аутизмом. Удивительно, как талантливо, к общему удовольствию человек с первой группой инвалидности по зрению находит с ними контакт.- Я для себя этих детей по-новому открыл, - признается Дмитрий. - Они такие ранимые и одновременно свободные: любят делать то, что в данный момент хочется. Представляете, что творилось на первых занятиях? Каждый из них выбрал себе инструмент и давай стучать, бренчать и даже танцевать. В общем, кто во что горазд.На этих словах педагог заразительно хохочет, видимо, живо воскресив в памяти происходящее.- Но дисциплинировать или как-то корректировать их - этот номер не пройдет, - продолжает руководитель музыкальной студии. - Другие методы нужны. Пришлось перелопатить немало специальной литературы.Впрочем, к орф-педагогике, где главное импровизация, фантазия и творчество, для того чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей, Дмитрий пришел не сразу. Много воды утекло и произошло немало событий, не всегда радостных.- Несмотря на то что с детства вижу только свет, научился мастерить музыкальные инструменты, - рассказывает педагог. - В деревне Скиток Терешковичского сельсовета, где рос, у каждого хозяина были пила и молоток, и я научился неплохо этими инструментами владеть.Однако больше всего на свете Дмитрий хотел заниматься музыкой. Многие относились к его мечте скептически и искренне удивились, когда незрячий парень поступил в Гомельский государственный колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского. Там талант Дмитрия Геращенко по-настоящему расцвел, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться во время учебы. Ведь даже рекомендации и наставления своего педагога - известного в стране баяниста Владимира Лейко - приходилось записывать на диктофон.Работал аккомпаниатором в художественном коллективе предприятия "Светотехника", в цыганском и еврейском ансамблях. Дмитрий виртуозно владеет добрым десятком инструментов, включая аккордеон, баян, фортепиано, гитару, флейту, кларнет, саксофон, гусли, тубу. И свое давнее увлечение не забросил, продолжает мастерить народные инструменты: дудочки, жалейки, гусли, свирели. Они всегда под рукой на занятиях с ребятами студии "Ла-ла-ленд". Зачастую и родители, которые приводят их в центр инклюзивной культуры, становятся участниками музыкальных уроков Геращенко.
Участники ансамбля "Знічка": Александр Катков, Елена и Дмитрий Геращенко с сыном Давидом и Сергей Дубицкий Когда случаются открытые уроки или ответственные выступления и другие мероприятия, Дмитрию помогает супруга Елена. Ее основное место работы - Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, преподает на биологическом факультете. Верная спутница жизни и муза Дмитрия тоже играет на различных инструментах. Вместе они пишут музыку, которая, возможно, для тех, кто приходит на занятия в студию, станет исцеляющей, даст толчок развиваться и совершенствоваться. У четы Геращенко подрастает сын, ему два года, и это еще один поклонник музыкального искусства. Правда, пока в силу возраста предпочитает ударные инструменты. И очень любит танцевать под папин аккордеон. "Стремимся показать, что люди с инвалидностью живут рядом с нами и вносят посильный вклад в развитие культуры нашей страны" Дмитрий Геращенко надеется, что его пример может вдохновить людей, кто из-за проблем со здоровьем опустил руки и потерял веру в себя. И всегда готов помогать всем, кому трудно из-за этого найти свое место в обществе. У каждого есть божья искра таланта, считает он, а музыка настраивает на добрый лад и разрушает стены непонимания и нетерпимости. Тут неоценима роль государства, полагает педагог. Именно благодаря государственной поддержке открываются новые возможности для людей с ограничениями по здоровью. А Гомельский городской центр инклюзивной культуры для них - это место большого притяжения, где помогают реализовать творческий потенциал и интегрировать в общество.- Подтверждением того, что движемся в правильном направлении, для нас является высокая награда - премия "За духовное возрождение", которой мы очень гордимся, - говорит директор центра Ирина Тяпугина. - Это как огромный стимул к дальнейшему развитию, совершенствованию работы по продвижению принципов инклюзии, уважения к любому человеку как равному себе. И нам очень важно служить проводниками добра, потому что задачи и планы нашего центра неизменны - помогать людям с ограниченными возможностями реализовывать себя в творчестве, стать полноправными членами общества.| Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, фото Сергея ХОЛОДИЛИНА, БЕЛТА, из архива центра