Найти в Дзене
БелТА

Результат шикарный! Как в Гомеле помогают найти себя людям с ограниченными возможностями

Рассказываем о лауреате премии "За духовное возрождение" - коллективе Гомельского городского центра инклюзивной культуры. Это учреждение уникальное в своем роде, единственное в стране, где творчество объединяет два разных мира - людей физически здоровых и тех, кто в силу ряда причин с ограниченными возможностями. Главная задача сотрудников центра - раскрыть талант, который потенциально заложен в каждом человеке. Кому-то это помогает обрести уверенность и найти себя в профессии. Кто-то, преодолев собственное отчуждение, сможет как личность реализоваться в обществе. В январские дни в центре царит приподнято-праздничное настроение. Концерты, встречи, различные активности идут беспрерывной чередой. Только-только закончился новогодний утренник, а сотрудники уже готовятся к проведению большого квеста для школьников по мотивам произведений о Гарри Поттере. Желающих поучаствовать в волшебном действе много. Хотя выйти на сцену, не боясь яркого света, насыщенных звуков и публики, для ребят с особенностями развития часто сродни маленькому подвигу. Но педагоги как добрые волшебники помогают им творить подобные чудеса, и зрительские аплодисменты важны для них так же, как и для участников квеста. Из 500 человек, которые посещают творческие коллективы Гомельского городского центра инклюзивной культуры (а их здесь более двух десятков) половина с ограниченными возможностями, иначе говоря, с инвалидностью. Их возраст? Вы удивитесь - от 3 до 96 лет. И практически на 40 % коллектив педагогов тоже состоит из людей с ограниченными возможностями.Преподаватель образцовой изостудии "Палитра" художник Александр Покотило не слышит, но это не помешало ему получить высшее образование и сейчас с успехом учить желающих рисовать на занятиях интегрированной группы, которую посещают инвалиды по слуху и дети с аутическим синдромом. А еще организовывать пленэры и даже участвовать в международных выставках, где творчество участников изостудии "Палитра" неизменно получает высокие оценки. "Всех встречаем объятиями, это стало уже хорошей традицией" - Руководители наших клубных объединений - очень талантливые и трудолюбивые люди. И самое главное, они готовы делиться своими знаниями с открытой душой и добротой в сердце, - рассказывает директор центра Ирина Тяпугина. - Скажем, позиция Александра Покотило заключается в том, чтобы не просто обучить детей рисованию, а ввести их в интересную и увлекательную профессию. Он работает художником и это для наших ребят с особенностями по здоровью, детей-инвалидов показательный пример успешной трудовой и социальной интеграции в общество. Знаете, как вдохновляют их такие жизненные истории!

-2

Отсутствие слуха не мешает руководителю изостудии "Палитра" Александру Покотило преподавать детям живопись Далеко не все сотрудники, по словам руководителя центра инклюзивной культуры, могут преодолеть сложности, которые возникают в работе с детьми, имеющими различные ограничения по здоровью. Ведь приходится буквально все пропускать через себя, свое сердце и душой чувствовать этих ребят. Без определенной эмпатии - осознанного понимания внутреннего мира и эмоционального состояния другого человека, постоянной готовности сочувствовать и сопереживать - делать тут нечего. Иначе никак, ведь инклюзия прежде всего подразумевает непосредственную и искреннюю вовлеченность в общий процесс. Ирина Тяпугина говорит, что, к счастью, у многих педагогов это получается. И гордится тем, что центр для посетителей и тех, кто здесь работает, стал вторым домом.- Всех встречаем объятиями, это стало уже хорошей традицией, - улыбается директор. - Чтобы человек смог доверять и поверил в то, что творчество может изменить его жизнь, стараемся узнать о нем больше, к каждому ищем индивидуальный подход. Неслучайно лозунг нашего центра - "Ценим интересы каждого".Ирина Тяпугина отмечает, что инвалидность для многих детей, да и взрослых тоже, существенно сужает круг общения. Некоторые замыкаются в себе и нередко вообще не хотят выбираться из дома. Общение и занятия в центре, основанные на понимании и уважении, раздвигают возведенные собственноручно стены отчуждения, помогают в социализации.- Очень важно сразу убедить человека с ограничениями по здоровью, что мы не только наставники, но и друзья, на которых можно рассчитывать и которые, если потребуется, будут оберегать его как ангелы-хранители, - говорит Ирина Тяпугина.Найти себя в жизни - очень важно. В этом руководитель уникального центра убедилась на собственном примере. С детства помнит себя задорной девчушкой, которая весело исполняла частушки, играла на аккордеоне. В студенческие годы, учась юриспруденции, "заболела" КВН и не представляла уже, как можно жить без творчества и выступлений. Но работа судебным исполнителем меньше всего предполагала креативные эксперименты, юмор и смех. Расставить все по своим местам помог случай. Знакомый молодой человек, который и сам плохо слышал, попросил ее написать сценарий праздника для таких же деток. С чем Ирина успешно справилась.- Учил меня этому, можно сказать, мэтр - один из сценаристов сериала "Сваты", руководитель многих команд КВН Андрей Ильков, - рассказывает Тяпугина. - Он же заложил во мне определенный жизненный стержень и прежде всего понимание того, что каждый человек должен заниматься тем, к чему лежит душа.Поиск себя вначале привел ее к занятиям пантомимой, увлеклась изучением жестового языка. Организовала театр клоунады и пантомимы "Без слов" в ДК предприятия "Випра" Белорусского общества глухих. В 2017-м здесь создали городской центр инклюзивной культуры, который начали посещать не только люди с ограничениями по слуху и зрению.- Мы вместе доказываем, что и люди с особенностями психофизического развития могут выступать на большой сцене, писать пьесы, рисовать и мастерить, - говорит Ирина Тяпугина.

-3

На занятиях в студии "Ракурс" Наполнить смыслом время, создать доброжелательную и мотивирующую атмосферу, подставить дружеское плечо, чтобы преодолеть себя… Можно как угодно формулировать то, на чем сосредоточены усилия сотрудников центра, и все будет соответствовать истине. Но есть главная, можно сказать, стратегическая цель - через творчество, раскрытие потенциала каждого человека найти его путь в профессии, обретении дела жизни. Обретение себя Помещение, где проходят занятия народной киновидеостудии "Ракурс", украшают постеры с кадрами из популярных фильмов, фотопортреты известных артистов. Здесь студийцы, среди которых есть инвалиды-колясочники, под руководством педагога Дмитрия Нечаева занимаются любимым делом: создают видеоролики на различную тематику, в том числе социальную, осваивают премудрости киношного дела. "Каждый человек должен заниматься тем, к чему лежит душа" Недавно "Ракурс" представил короткометражный видеофильм "Дети войны". В его основу легли судьбы троих жителей Гомеля, чьи детство и юность выпали на годы Великой Отечественной войны. Одна из героинь - Лилия Алексейкова, инвалид детства по слуху, которая до сих пор посещает центр инклюзивной культуры. Ее трогательный рассказ-воспоминание стал ярким и выразительным эпизодом фильма, в который участники студии вложили душу. Результат творческих изысканий студийцев признали победителем на конкурсе видеороликов "Беларусь помнит!".- Проект этого достоин, - говорит директор центра. - Это не только реальная история из первых уст, но и наша историческая память. Для нас же особенно важно то, что события военного времени в фильме воссоздали не актеры профессиональных театров, а ребята из наших клубных формирований - и физически здоровые, и с ограниченными возможностями.И опять же, по словам руководителя, увлечение режиссурой и производством роликов в онлайн-режиме для колясочников и тех, кто страдает аутическим расстройством, вполне может стать в будущем профессиональным занятием.С таким практическим подходом в центре выстраивают всю работу со своими посетителями, участниками многочисленных клубных объединений. Как говорит Ирина Тяпугина, здесь понимают мир, в котором они живут, их потребности и отталкиваются от этого при реализации новых идей.К примеру, весьма необычный проект - "УвереннаЯ", который реализует центр инклюзивной культуры. Это своеобразный социальный марафон, который стартует в январе и завершается 8 марта, в День женщин. На протяжении восьми недель восемь участниц с инвалидностью проходят, можно сказать, преображение. С ними работают психологи, хореографы и визажисты. Известные предприниматели выступают для них в роли менторов. И случается чудо. Участниц марафона трудно узнать на финальном модном показе, где они представляют новые модели одежды белорусских производителей - настолько разительны перемены, произошедшие во внешнем облике женщин. Но самое главное - приобретенная уверенность в собственных силах и возможностях, с которой им предстоит идти дальше по жизни.- Для всех этот проект - огромный труд, - отмечает директор центра. - Но и результат шикарный: все восемь участниц нашего первого марафона трудоустроились. Такие образовательные контенты - отдельное, особое направление, планируем развивать их.

-4

Петь руками - это целая наука. Участница народного театра жестовой песни Plasti-Lin Янита Лашкевич Важные жесты Костюм Деда Мороза явно идет заведующему отделом народного творчества и культурно-массовой деятельности Евгению Васильеву: ни дать ни взять вылитый сказочный волшебник, улыбающийся и добрый. Чувствуется, в эту роль мужчина вжился, она ему нравится. Но все же есть у педагога занятие поважней - Евгений учит детей и взрослых петь. Не вокал преподает, как можно подумать. Обучает мастерству жестовой песни, когда поют не голосом, а руками.В детстве он, переболев скарлатиной, потерял слух. Тем не менее учился наравне со всеми в обычной средней общеобразовательной школе, окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств, ему присвоена квалификация "режиссер-педагог".- Начинал с танцев, затем была пантомима и только потом пришел к тому, что хочу петь. Руками! В детстве мечтал петь голосом, но с моими возможностями это нереально, - рассказывает Евгений.В народном театре жестовой песни Plasti-Lin, которым он руководит, около двадцати человек: младшему из них 10 лет, старшему - 73. Мой собеседник говорит, что петь руками - целая наука. В самом деле, как донести музыкальное произведение до зрителей, особенно тех, кто плохо или вообще не слышит? Для этого существуют жесткие критерии и правила. К примеру, одно и то же слово в песне каждый раз показывают другими жестами. А передать длительность ноты? Это отдельный разговор.- Репертуар жестовой песни, которую мы исполняем, абсолютно разноплановый, - рассказывает Евгений Васильев. - Больше произведений о Беларуси. Горжусь, что наш коллектив первым в стране исполнил гимн Республики Беларусь на жестовом языке.Театр часто приглашают участвовать в церемониях открытия международных и республиканских соревнований в Гомельском областном центре олимпийского резерва по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. В 2022 году на 880-летие Гомеля он вместе с заслуженной артисткой Беларуси Ириной Дорофеевой выступал на главной площадке праздника на набережной Сожа.- Незабываемо и очень инклюзивно, - говорит Евгений. - Таким образом мы стремимся показать, что люди с инвалидностью живут рядом с нами, могут реализовываться и вносить посильный вклад в развитие культуры нашей страны.

-5

Новогоднее представление в центре инклюзивной культуры Большой стимул для творческого развития коллектива - приглашения на главные концертные площадки страны. Подобная востребованность придает новые силы. Евгений Васильев уверен, определяющую роль в этом сыграло пристальное внимание государства к развитию инклюзии. "Мы не только наставники, но и друзья, на которых можно рассчитывать" - Мы на верном пути, - полагает педагог. - Важно, чтобы люди с ограниченными возможностями могли воспевать и прославлять родную страну, демонстрируя всему миру, что Беларусь мирная и инклюзивная страна. Она для жизни, для каждого ее гражданина.О том, что белорусское общество становится более открытым, восприимчивым к инклюзии, свидетельствует, в частности, один из новых социальных проектов Гомельского городского центра инклюзивной культуры. Он получил название "Важный жест". И неслучайно - проект призван помочь представителям социальной сферы в изучении основ жестового языка.- Идея появилась еще во время пандемии, - рассказывает директор центра Ирина Тяпугина. - Столкнулись с тем, что масочный режим усугубил возможности общения для глухих и слабослышащих людей: они ведь в основном считывают артикуляцию по губам. Людей с инвалидностью по слуху не понимали ни в банке, ни в почтовом отделении, в транспорте и так далее. Этот проект позволит углубиться в мир людей с ограничениями по слуху.Более двух десятков специалистов прошли уже тематический курс, овладев базовыми знаниями общения жестами. И останавливаться на этом в центре инклюзивной культуры не собираются. Только в Гомеле около полутора тысяч человек с ограничениями по слуху, и жизнь теперь, когда им в родном городе стало чуточку уютнее, снова подтвердила, что эта инициатива нужная и полезная.Важно и другое, подчеркивает Ирина Александровна. Научиться языку жестов стремятся сейчас и люди, в чьем непосредственном окружении нет людей с нарушениями слуха. Новые знания, по ее мнению, помогут нам лучше понимать друг друга, создавая реальную безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями. И тогда мир наверняка станет теплее и душевнее.

-6

Руководитель музыкальной студии "Ла-ла-ленд" Дмитрий Геращенко изготавливает аутентичные народные инструменты Свет души Слышали бы вы, с какой гордостью руководитель музыкальной студии "Ла-ла-ленд" Дмитрий Геращенко рассказывает о своих воспитанниках! В основном это дети с аутизмом. Удивительно, как талантливо, к общему удовольствию человек с первой группой инвалидности по зрению находит с ними контакт.- Я для себя этих детей по-новому открыл, - признается Дмитрий. - Они такие ранимые и одновременно свободные: любят делать то, что в данный момент хочется. Представляете, что творилось на первых занятиях? Каждый из них выбрал себе инструмент и давай стучать, бренчать и даже танцевать. В общем, кто во что горазд.На этих словах педагог заразительно хохочет, видимо, живо воскресив в памяти происходящее.- Но дисциплинировать или как-то корректировать их - этот номер не пройдет, - продолжает руководитель музыкальной студии. - Другие методы нужны. Пришлось перелопатить немало специальной литературы.Впрочем, к орф-педагогике, где главное импровизация, фантазия и творчество, для того чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей, Дмитрий пришел не сразу. Много воды утекло и произошло немало событий, не всегда радостных.- Несмотря на то что с детства вижу только свет, научился мастерить музыкальные инструменты, - рассказывает педагог. - В деревне Скиток Терешковичского сельсовета, где рос, у каждого хозяина были пила и молоток, и я научился неплохо этими инструментами владеть.Однако больше всего на свете Дмитрий хотел заниматься музыкой. Многие относились к его мечте скептически и искренне удивились, когда незрячий парень поступил в Гомельский государственный колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского. Там талант Дмитрия Геращенко по-настоящему расцвел, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться во время учебы. Ведь даже рекомендации и наставления своего педагога - известного в стране баяниста Владимира Лейко - приходилось записывать на диктофон.Работал аккомпаниатором в художественном коллективе предприятия "Светотехника", в цыганском и еврейском ансамблях. Дмитрий виртуозно владеет добрым десятком инструментов, включая аккордеон, баян, фортепиано, гитару, флейту, кларнет, саксофон, гусли, тубу. И свое давнее увлечение не забросил, продолжает мастерить народные инструменты: дудочки, жалейки, гусли, свирели. Они всегда под рукой на занятиях с ребятами студии "Ла-ла-ленд". Зачастую и родители, которые приводят их в центр инклюзивной культуры, становятся участниками музыкальных уроков Геращенко.

-7

Участники ансамбля "Знічка": Александр Катков, Елена и Дмитрий Геращенко с сыном Давидом и Сергей Дубицкий Когда случаются открытые уроки или ответственные выступления и другие мероприятия, Дмитрию помогает супруга Елена. Ее основное место работы - Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, преподает на биологическом факультете. Верная спутница жизни и муза Дмитрия тоже играет на различных инструментах. Вместе они пишут музыку, которая, возможно, для тех, кто приходит на занятия в студию, станет исцеляющей, даст толчок развиваться и совершенствоваться. У четы Геращенко подрастает сын, ему два года, и это еще один поклонник музыкального искусства. Правда, пока в силу возраста предпочитает ударные инструменты. И очень любит танцевать под папин аккордеон. "Стремимся показать, что люди с инвалидностью живут рядом с нами и вносят посильный вклад в развитие культуры нашей страны" Дмитрий Геращенко надеется, что его пример может вдохновить людей, кто из-за проблем со здоровьем опустил руки и потерял веру в себя. И всегда готов помогать всем, кому трудно из-за этого найти свое место в обществе. У каждого есть божья искра таланта, считает он, а музыка настраивает на добрый лад и разрушает стены непонимания и нетерпимости. Тут неоценима роль государства, полагает педагог. Именно благодаря государственной поддержке открываются новые возможности для людей с ограничениями по здоровью. А Гомельский городской центр инклюзивной культуры для них - это место большого притяжения, где помогают реализовать творческий потенциал и интегрировать в общество.- Подтверждением того, что движемся в правильном направлении, для нас является высокая награда - премия "За духовное возрождение", которой мы очень гордимся, - говорит директор центра Ирина Тяпугина. - Это как огромный стимул к дальнейшему развитию, совершенствованию работы по продвижению принципов инклюзии, уважения к любому человеку как равному себе. И нам очень важно служить проводниками добра, потому что задачи и планы нашего центра неизменны - помогать людям с ограниченными возможностями реализовывать себя в творчестве, стать полноправными членами общества.| Снежана МИХАЙЛОВСКАЯ, фото Сергея ХОЛОДИЛИНА, БЕЛТА, из архива центра