"Особый взгляд" – авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского.
Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Вот и начался февраль, в нынешнем, високосном году чуть более длинный, но, тем не менее, самый короткий месяц в календаре, необратимо сулящий нам скорую весну. Ну и славно. Потому что, хоть зима и считается самым честным временем года, но как-то, кажется, она уже подзатянулась, да и тепла хочется, что уж там говорить. Так что собираем силы на оставшиеся до весны три с половиной недели; как-нибудь, да уж переживем.
Поговорить же сегодня хочется на тему весьма странную, ибо я – прямо признаюсь – никоим образом не являюсь в ней специалистом. Зато, в силу профессии, кое-что понимаю и в психологии пропаганды, и, соответственно, в психологии массового восприятия. Так вот поговорим мы сегодня – о тиграх. Хотя вот: только что сказал, что не являюсь специалистом, и тут же подумал – у нас сегодня в Приморье экспертов по тиграм почти два миллиона человек, то есть столько же, сколько же и жителей, особенно, если судить по локальным социальным сетям, где в последние месяцы тигриная тема является едва ли не самой главной. И где практически каждый точно знает, что надо делать с тиграми, чтобы они буквально завтра не съели последнего приморца.
Это, конечно, шутка, но не зря же говорится, что в каждой шутке – только доля шутки. И то сказать: активные пользователи соцсетей и читатели массовых пабликов, очевидно, согласятся, если я скажу, что в последние несколько месяцев фактически дня не проходит, чтобы не было опубликована очередная тигриная история: прогулялся по деревне, коттеджному поселку или даже пригородной территории, утащил или напугал собаку или домашний скот, перешел скоростную трассу и так дальше; но самое главное при этом всем – непременно попал в объектив видеокамеры оказавшегося в руках смартфона, ну худой конец – стационарной видеокамеры наблюдения. Об этом феномене мы подробно поговорим чуть дальше. А пока – немного хроники и частных наблюдений последних месяцев.
Не секрет, что активность тигров возле человеческого жилья и, скажем условно, «собачий голод» возникают у большой полосатой кошки преимущественно в зимний период. И где-то с ноября тигриная тема буквально попёрла в соцсетях решительно вверх: что ни день, то очередной ролик или, как минимум, сообщение алармистского характера. Как формулировал в подобных ситуациях известный киногерой: все пропало, шеф, все пропало.
Между тем чуть больше месяца назад был опубликован официальный релиз краевого министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира. В нем специалисты прямо утверждали, что в Приморье снизилось количество конфликтных ситуаций с участием амурского тигра и приводили соответствующую статистику. Она свидетельствовала о сокращении числа нападений тигров на домашних животных, вместе с тем, признавая растущее количество нападений на собак. И как бы в ответ, сразу же, чуть ли в каждый день января посыпались сообщения об атаках тигров на собак едва ли не в каждом глубинном (а то и не очень глубинном) населенном пункте Приморского края.
Продолжим, однако, хронику событий, приближающихся к дню сегодняшнему. Это буквально череда происшествий и фактов последних десяти дней. Английский таблоид Дэйли мэйл – вот аж докуда наши полосатые кошки прозвучали – публикует сенсационный (как всегда в желтой прессе) текст, охотно процитированный некоторыми местными пабликами, о том, что тигры на Дальнем Востоке буквально бесчинствуют, пачками поедая людей и собак. Не буду более цитировать текст, думаю, все ясно уже из первой фразы – в общем, полный, как говорится, атас. Что тут сказать? В Англии есть уважаемые газеты с высочайшим авторитетом и индексом цитируемости – такие, как Таймс или Гардиан, к примеру. Про наши страсти насочиняла же газетка, которая даже по английским меркам относится к низкопробной желтой прессе. Реагировать на такое – слишком много, как мне кажется, чести. Но факт, тем не менее, остается фактом.
…В эти же дни появляется информация о том, что в Пожарском районе Приморья обнаружены расчлененные останки тигра, добытого явно браконьерским способом. Заведено уголовное дело, следствие насколько я знаю, активно продолжается; с нетерпением ждем результатов, потому что очень хочется узнать, что двигало добытчиками – желание поживиться или месть за пострадавших домашних животных. Думаю, все-таки, что скорее первое.
И в эти же дни краевое минприроды и экологии попыталось внести на рассмотрение краевого ЗАКСа законопроект об изменениях правил охоты в целях сохранения популяции амурского тигра и его кормовой базы в виде копытных. Ну, понятно, что собачкой сыт не будешь; тигру нужен кабанчик или изюбрь, или хотя бы коза. Законопроект вызвал бурю эмоций и с рассмотрения снят. Во всяком случае пока. Но тенденция совершенно понятна. Власть отчетливо артикулирует, что тигр будет охраняться всеми возможными способами.
И, честно говоря, мне кажется, что это совершенно правильно. Подчеркну еще раз: я не специалист. Но попробую поделиться своими мыслями. Во-первых, давайте справедливости ради определимся, как говорится, по-честному: не тигр к нам пришел. Это мы к нему пришли. Полтора века назад, когда Россия стала закрепляться на этой территории, количество тигров в Уссурийском, как тогда говорили, крае измерялось тысячами, если не десятками тысяч – кто их тогда считал? Мы построили города и поселка, наложили сетку дорог и трасс, а главное – начали с бешеной силой вырубать тайгу. Сегодня, насколько я знаю, в Приморье тигров – порядка 600 голов, плюс-минус десятки туда-сюда. Кратно меньше, чем было. Более того: если б не жесткое противодействие браконьерству, начавшееся пару десятилетий назад, боюсь, что сегодня они остались бы только в зоопарках. Вот тогда, да – мы бы стали полноправными хозяевами этой территории; чтоб не сказать – пустыни.
Второе соображение; оно для тех, кто считает, что – особенно, если судить по социальным сетям – тигры расплодились и начали безобразничать именно в последние годы. Так вот. Четверть века назад, когда это было еще не так модно, как сейчас, мы с друзьями увлекались сплавом по горным рекам; не таким заезженным, как Арму, а глухим, типа Максимовки или Самарги. Так вот, всякий из подвозивших нас водителей лесовозов, рассказывал о многочисленных встречах с тиграми. А, помню, на лесной базе, куда мы случайно вышли, разговорились со сторожем, у ног которого крутилась пара собак. Мы что-то про них спросили, а он только рукой махнул со словами: все равно зимой кошка утащит. Сказал, как о чем-то привычном. Повторюсь: это было во времена, когда ни у этого сторожа, ни у водителей лесовозов под рукой – в любую минуту – не было смартфонов, позволяющих моментально все заснять и тут же выложить в сеть. Да и сетей-то ни каких, слава богу, не было. И никто этих потенциальных видео не видел и спал, как говорится, спокойно. Поэтому скорость появления и распространения информации, как мне кажется, намного выше скорости распространения тигров.
Тех самых тигров, которые находятся и на гербе Приморского края, и на гербе Владивостока.
Как-то так, мне кажется.
Это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.