Найти в Дзене
Виктор Шарнин

На Серегин юбилей

Катунь в октябре. Фото автора.
Катунь в октябре. Фото автора.

Есть прекрасный способ проверить человека на вшивость. Посадите его за руль и езжайте с ним ночью на трассу. Якобы по делам. Если он с дальним светом спрячется за какой-нибудь фурой-длинномером, и будет слепить встречных, которые не могут ему ответить, чтобы не ослепить переднего водилу-дальнобойщика, знайте: ваш избранник – подлый человек! И связывать с ним свою дальнейшую жизнь – большая ошибка.

Первый раз мы выехали из КЮТа в 4 часа утра. Спустились по Морскому проспекту до Бердского шоссе, и Мишка вспомнил, что забыли цепи на колеса. Возвращаться – плохая примета. Но, вернулись. Потому как штурмовать Каянчинский перевал по грязи и наледям без цепей может только гусеничный трактор. Место для тяжелого ящика с цепями оставалось только у Вани на хорошо согнутых коленях или у Мишки, впереди под ногами. Командор благородно выбрал последний вариант и угнездился на цепях, как кура на насесте.

Встречных водителей, не успевших вовремя переключить освещение, да простят меня поклонники однополой любви, Михаил Георгиевич, стиснув зубы и раскатывая протяжно букву «Р», величал пидорами. Потом досталось и мне, что на его сиденье не было подголовника и некуда было преклонить его кучерявую засыпающую голову. Мой подголовник просто упирался мне в лопатки. Выдернули, и Ваня поставил его на Мишкино сиденье. Шмотки, ранее упиравшиеся в мой подголовник, теперь съехали и на каждой кочке толкали меня в спину.

Народ устаканился. Ваня, распятый по диагонали тобусом-стингером со своим безразмерным спиннингом, и придавленный с трех сторон нависшими рюкзаками и спальниками, а с четвертой – откинутой спинкой Мишиного сиденья, терпеливо спал, вместе с коленосогбенным Будановым.

Роль бубнящего радио, как хозяину постоянно ломающейся магнитолы «Филипс», пришлось исполнять мне самому для себя. Что я с успехом и делал, бормоча себе под нос весь репертуар, который мог вспомнить. Я не просто рулил со скоростью 110-120 км в час. Я еще успевал бороться со сном, которого мне явно не хватило.

С Витюхиного юбилея я вырвался условно-досрочно, оставив старых друзей вспоминать былые дни, и тешить друг друга «Русским Стандартом». Потому заснул в час ночи и через два часа почти синхронно был разбужен будильником и телефонным звонком Миши.

Самые тяжелые предрассветные часы пришлись на прямые бесконечные прогоны между Барнаулом и Бийском. Потом небо начало сереть. Встречные фары перестали слепить. Машин прибавилось. И гаишников тоже. За Бийском мне сделали запись в бортовом журнале за превышение скорости аж до 95 км. Просто я не сразу среагировал на Мишкину команду и поздно сбросил скорость со 120.

Дальше без приключений добрались до Маймы даже раньше назначенного срока. 450 км мы проехали за 4 часа 40 минут и в назначенное место прибыли даже раньше именинника Сереги. Тот тоже успел до 9 часов утра. А жаль! По стиснутым скулам и прищуренным глазам Командора, я уже начал представляясь, как начнет он поздравлять юбиляра, если тот опоздает хоть на минуту.

Моя хитрость, заботливо выпестованная в длинном пути, удалась. Мы переложили ящик с цепями в Серегин крузер вместе с Ваней и его тобусом и только тогда я поменялся с Мишкой местами. Гидроусилитель руля на моем крузере не работал и я заботливо спросил Мишу, что может быть ему будет тяжело? Услышал желаемый ответ, что его, «асса горных дорог, не испугаешь каким-то там рулем». Откинул спинку сиденья назад, ухмыльнулся про себя борьбе Буденного с рулем без гидроусилителя и заснул почти на час.

Проснулся уже за Чергой. Скорость была та же, за нами лихо зажигал Серега с Ванькой и двумя своими одноклассниками Валерой и Игорем. Переднее пассажирское сиденье подо мной хрупало и стонало, перегруженный скарбом крузер заваливался на поворотах и как коренник бубенчиками, позвякивал разболтанной ходовой.

Чуйский тракт после Семинского перевала. Фото автора.
Чуйский тракт после Семинского перевала. Фото автора.

С лихим Будановым подобный моему фокус, гаишникам не удался. Дорога влетела через небольшую горку на поворот, за которым устроился в засаде партизан с радаром. Он явно нас не ожидал и не ожидал такой прыти от Буденного. Увидев гаишника, Миха вдавил тормоз по самое нехочу, машина со всеми четырьмя заблокированными колесами юзом и почти боком тормозила уже по обочине, разбрызгивая щебень, прямо на не очень скорого на ноги гаишника. Он торопился спрятаться за служебный жигуленок от летящего на него крузака и впопыхах поздно стрельнул в нас радаром.

Антирадар на нашем приборном щитке запоздало пискнул, и машина остановилась рядом с жигуленком. Мишка открыл окно и спокойно спросил у обалдевшего сержанта-алтайца: «Сколько на радаре?» Тот машинально глянул и ответил: «60 км». Миша еще более спокойно осведомился: «Какие-то проблемы?» Сзади, в пыли, уже притормаживал Серегин крузер. Бедный сержант часто замотал головой в разные стороны, мол, у него проблем точно нет. «Привет!» - радушно пожелал ему Буданов, отсалютовал ручкой и дал по газам. Я почти уверен, что все герои остались довольны и счастливы.

Каянчинский перевал… Кто знает, что это такое, тот замрет в ожидании леденящих душу подробностей. Я же злоупотребляя правом автора, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Внизу, между этими двумя грядами Катунь. Фото автора.
Внизу, между этими двумя грядами Катунь. Фото автора.

В апреле с.г. за Каянчинским перевалом у нас состоялся очередной симпозиум на тему: «Шашлык из баранины и закуски к нему». В спаянную компанию попала дева-дебютантка, страстно желавшая экстриму. Переправившись со мной к Катуни, она сказала так губками: «Фи!». Я же езжу по-стариковски, спокойно и бережно, тем более мой крузак, по сравнению с мишкиным монстром был полуинвалид. Не скажу, чтобы меня обидело это «Фи!», но задело. И на обратном пути, было решено девушку насытить экстримом под пробочку. Пока мы все перед перевалом, как порядочные, обували цепи, Мишка дунул по отвесным наледям без цепей сначала вверх, а потом таким же Макаром вниз, гусаря и сильно рискуя. Когда я езжу с таким Мишкой – пол под моей правой ногой в поисках педали тормоза пузыриться и выпирает самым трусливым и безобразным образом.

Спустившись с перевала, дева спросила: «А где же обещанный экстрим?!» Если смерти в глаза не заглядывал, то и насморк покажется открытым геморроем. И, наоборот, для тех, кто не понял.

Но, вернемся к нашему перевалу. Спешу разочаровать. Кроме того, что у трассы попутчики нас потеряли, и 15 минут я сдерживал Буданова, чтобы он поберег экологию Алтая и больше так не говорил про Серегу, хотя бы сегодня, не произошло ничего интересного. Кроме того, что Мишке перепало пару раз рулем по пальцам, да с хрустом! Но, назвался груздем – полезай в кузов. Я участливо спросил: «Может, тебя подменить?» и видя прищуренный на меня в прицел, почему-то очень недобрый глаз Буданова застенчиво отворачивался в сторону.

Подъем. Традиции нельзя нарушать и две бутылки коньяку легко и непринужденно легли нам на иссушенную вчерашними невзгодами душу под копченое сало (оно просто лежало сверху всей закуси). Не подумайте, что мы такие гурманы. Кому легло на душу, а кому и на вчерашние дрожжи. Меня лично торкнуло по-взрослому и мелодичные реплики Буданова по поводу отсушенных и отбитых бешеным рулем на камнях его неслабых рук, воспринимались мною с большой долей симпатии и душевного интереса. Я прощал ему всё высказанное сразу же по завершении тирады, потому как неописуемое лингвистическое наслаждение с лихвой компенсировало любые обиды и личные оскорбления.

Не считая небольшого снега на самом верху, проблем с погодой у нас не было. Наледи на дороге куда-то подевались, родные и именные камни лежали на местах и пару раз проверили прочность наших мостов. После прошлогоднего землетрясения хороший камушек скатился со склона на дорогу, но мы протиснулись без проблем. Впрочем, как и куча шишкарей-любителей, а в основном профессионалов кедрового ореха, на всех мыслимых и немыслимых вездеходах, бороздящая склоны Каянчи.

Кедрач на Каянчинском перевале. Фото автора.
Кедрач на Каянчинском перевале. Фото автора.

Спустились, доехали и вот на тебе! На нашем месте стоит красный крузер с новосибирскими номерами, разбит соответствующий лагерь и все на уборке хмеля, то бишь рыбалке. Мы не гордые. Нашли место метрах в ста и затаборились.

Вид из моей палатки на крузер Валеры. Фото автора.
Вид из моей палатки на крузер Валеры. Фото автора.

Поставили палатки, китайский шатер, подарок Буданову от китайского падишаха ширпотреба Шутова. Т.к. шатер был выполнен хитрыми китайскими умельцами из пропускающей дождь ткани и тюлевых противомоскитных стенок, его дополнили полиэтиленом, предусмотрительно захваченным не менее хитрым Мишкой. Получилось, что дуло только с двух (из четырех) сторон, зато сверху не капало, в чем мы очень скоро и удостоверились.

Табор. Фото автора.
Табор. Фото автора.

После легкого полдника и 5 капель Мишкиной суспензии, организм попросил технический тайм-аут, и я прилёг на минуточку. Через 4 часа встал как огурчик с больной головой. Отряд не заметил потери бойца и «Яблочко» песню допил до конца. Когда я выполз из палатки, уже стемнело, но закаленные в боях соратники продолжали стойко сидеть за богатым столом и закаляться дальше. Полдник постепенно перетёк в торжественный товарищеский ужин с салютом в честь именинника. Во сне я слышал грохот петард, но из природной застенчивости постеснялся вылезти и навтыкать, что меня будют не свет, не заря.

Наш подарок пришелся Сереге впору. Канадские сапожки с космической технологией уговаривали попробовать их при -103 градусах по Фаренгейту. Решили немножко подождать, т.к. сейчас, да и зимой на Алтае такую температуру не найти. Но, Серега грязь найдет…

Что до меня и моих старых ревматизмов, то китайский же пуховичок, предусмотрительно захваченный мною, пришелся как никогда кстати. За братским столом сидел наш старинный приятель Валера Дмитриев, в качестве проводника привезший на наше место троих своих друзей из нашего же Академгородка. На столе красовались куски сырого тайменя, пойманного им вчера и три прекрасных хариуса, добытых уже сегодня нашими Валерой и Игорем.

Представьте, сколько могут выпить здоровые мужики, отмахавшие 700 верст, чтобы сбежать со своих уроков, да еще при температуре +4 градуса на улице и в душевной компании! Представили? Правильно. Мы ровно столько и выпили. И ни на грамм больше. И меньше, правда. Ну, не алкаши же мы! Мне хватило трезвости, чтобы подкачать постоянно спускающий надувной матрас, раздеться и заползти в спальный мешок, прежде чем сомкнулись слабеющие веки.

Ночь вывалила в прорехи туч изумительную луну и звезды, дыхнувшие на нас своим космическим холодом. Правда, пока это дыхание долетело до земли, оно нагрелось до -1*. Матрас опять стравил воздух и жесткая земля вместе с измученным столь поздним и обильным «чаем» организмом, выгнала меня из палатки на воздух. А я не пожалел. Водрузил фотоаппарат на треногу и заснял на длинных выдержках сначала Луну, а потом и кокетливо позировавшую Большую Медведицу. Дыхнув несколько раз чайным перегаром в ослабевший матрас, я изумительно выспался до позднего утра.

Луна. Можно смело читать газету. Фото автора.
Луна. Можно смело читать газету. Фото автора.
Жалкие потуги дешевой японской оптики передать всю прелесть ночного звездного неба. Фото автора.
Жалкие потуги дешевой японской оптики передать всю прелесть ночного звездного неба. Фото автора.

Меня разбудили веселые всполохи дружеского разговора между Мишкой и Серегой. В основном, говорил только Мишка. Он очень аргументировано объяснял Сереге, как надо готовить завтрак. В качестве основных аргументов приводились биографические подробности славного древнего рода панов Желябовских, некоторые анатомические особенности последнего из их отпрысков и его сексуальные неудавшиеся наклонности. Серега по причине утренней болезни ослаб и почти не защищался. Валера, Ваня и Игорь изредка отпускали реплики и занимались делом – собирались на рыбалку.

Миша и Серега пытают счастье. Фото автора.
Миша и Серега пытают счастье. Фото автора.

На дальних верхушках гор контрастно улёгся свежий ночной снег. С небольшими промежутками начал накрапывать мелкий дождик.

Утрешний снег по верхам. Фото автора.
Утрешний снег по верхам. Фото автора.

Друзья! Если вам нравится то, что я пишу и фотографирую (только грязными тапками не швыряйте!), можете помочь автору материально. Потому как "монетизация" Дзена - это уже не слезы, а воспоминания о них. Вот номер моей карты Сбера: 2202 2063 7801 0149. Буду рад и признателен любой копеечке.

Продолжение следует!