Инквизиторы, охотники на ведьм и другие истребители нечисти — популярные персонажи в фантастических произведениях. Конечно, тут не обходится без штампов. Это их обязательные атрибуты: широкополая шляпа, длинный плащ, массивный крест, арбалет или примитивный огнестрел, религиозные книги, пристегнутые прямо к поясу… Мы вспомним обладателей этого стильного набора аксессуаров из разных вселенных, но сначала разберемся, как обстояло дело в нашем скучном мире.
Конечно, никаких брутальных охотников на ведьм не существовало, ведь реальными ведьмами чаще всего оказывались перепуганные женщины, чем-то не угодившие соседям и односельчанам. Никакого сопротивления оказать они не могли, и необходимости в боевом снаряжении у них не было.
Кстати, некоторым жертвам инквизии удавалось спастись от расправы. Например, некая Иоанна из Венеции в сентябре 1556 года была обвинена в гадании, занятиях астрологией и знахарстве. Расследование шло 12 лет, но обвиняемая просто не являлась на суд! Она ссылалась на плохое самочувствие и часто меняла место жительства. В других случаях смягчающим обстоятельством становилась явка с повинной, а добровольное отречение могло спасти от смерти и пыток.
Настоящими инквизиторами были духовные лица. Тут становятся понятны попытки многих авторов соединить в образе охотника на нечисть черты воина и священника. В реальности такое, конечно, происходило редко. Но происходило: например, в XIII веке священники принимали участие в битвах. Церковь запрещала им проливать кровь человека, и поэтому они были вооружены дробящим оружием. Некий французский епископ в битве при Бувине в 1214 году так угостил булавой германского рыцаря, что тот свалился с коня замертво. Запрет проливать кровь наверняка был нарушен, и бедняге перемололо кости. Сразу вспоминается весьма своеобразное оружие азеротских паладинов, невендаарских инквизиторов и асханских священников. Кстати, символическая палица (ромбовидный платок) и сейчас является элементом богослужебного облачения.
Вполне логично, что в Diablo II специальным оружием для паладина был скипетр.
Но вернемся к охотникам. До появления карабинеров в Италии существовали некие сбиры — низшие служители инквизиции, постепенно превратившиеся в полицейских и судебных стражников. Носили они не крутые кожаные плащи с фетровыми шляпами, а обычную мужскую одежду того времени — кафтаны до колен и короткие накидки с капюшонами. В их обязанности входило ночное патрулирование, так что чаще всего обязательными атрибутами сбиров были обычные фонари, а не пистолеты и серебряные клинки.
Скучный-скучный реальный мир… Вместо демонов, вампиров и могущественных ведьм — безобидные девушки, эпилептики и несчастные, страдающие порфирией… Сражаться особо не с кем. Но фантазия авторов, оттолкнувшись от этих малоинтересных реалий, преобразила их до неузнаваемости. Или все-таки что-то такое было?
Одним из первых профессиональных охотников на нечисть, появившихся в литературе, стал доктор Абрахам Ван Хельсинг из «Дракулы» Брэма Стокера, написанного в 1897 году. У него, кстати, был реальный прототип — Арминий Вамбери, лингвист, много путешествовавший по Средней Азии и Венгрии, консультировавший автора во время написания романа. Возможно, создатели культового фильма 1992 года, приглашая Энтони Хопкинса на роль доктора, также отталкивались от сохранившихся фотографий.
Ван Хельсинг — решительный и волевой образ, но он не боец, скорее исследователь, ученый, знаток сверхъестественного и мудрый наставник.
Другой знаковый персонаж, Соломон Кейн, появляется в рассказе Роберта Говарда «Под пологом кровавых теней» в 1928 году. Он не инквизитор, хотя придерживается пуританских догматов. Спокойный, мрачно выглядящий человек, который блуждает по миру без определённой цели, уничтожая зло во всех его проявлениях — классический персонаж героического фэнтези. Высокий, широкоплечий, жилистый, с длинными и крепкими руками, с железными мускулами, с бледным лицом и «ледяными» глазами фанатика. Он носил чёрный камзол и чёрную фетровую шляпу, а из оружия предпочитал рапиру в кожаных ножнах, два кинжала и два длинноствольных пистолета. Кстати, сам Говард, выросший в Техасе, любил таскать с собой пару стволов, за что получил получил прозвище «Two-Gun Bob».
Вот они, истоки популярного образа? Наше расследование выяснило даже привычки автора, повлиявшие на выбор снаряжения персонажа… Но все не так просто. Оказывается, в реальной Англии в начале XVII века все-таки действовал некто Метью Хопкинс, настоящий «главный охотник на ведьм» (он сам так утверждал, хотя этой должности никогда не существовало). За 14 месяцев своей деятельности Хопкинс и его «коллегия» отправили на смертную казнь больше людей, чем все остальные охотники на ведьм за 160 лет преследования колдовства в Англии. Конечно, в отличие от романтизированного образа Кейна, в мире которого сверхъестественное зло действительно существовало, Хопкинс был просто фанатичным маньяком. Но достаточно взглянуть на его каноничные изображения и немного покопаться в биографии (он был ярым пуританином), чтобы понять, чей образ вдохновил Говарда, а за ним и других авторов.
Никого не напоминает? Вот он, классический прикид охотников на всякую нечисть.
Даже персонажи из фантастических сеттингов далекого будущего таскают с собой тот же набор. Вы наверняка догадались, о ком речь. Пусть он представится сам: «Инквизитор, пуританин, амалатианин сорока двух стандартных лет, состоящий в должности Инквизитора в течение последних восемнадцати лет. Я высок и широк в плечах, силен, решителен. О силе своей воли уже говорил, и о моих бойцовских навыках вы тоже имеете представление. Что еще? Чисто ли я выбрит? Да! У меня тёмные глаза, а волосы ещё темнее и весьма густы. Впрочем, это практически не имеет значения». Конечно, это Грегор Эйзенхорн. Чувствуете, как это перекликается с портретом Соломона Кейна? Даже несмотря на 80 лет разницы между авторами и где-то 400 веков разницы между персонажами.
Выходит, что все эти персонажи обязаны своей внешностью только английской моде и популярному вооружению начала XVII века. Стараясь сделать образы интереснее, авторы их обвешивают всевозможными религиозными гаджетами: гигантскими боевыми крестами, священными книгами, арсеналом ножей и банок с зельями на поясе, массивными наплечниками, аксельбантами, кусками пергамента со священным текстом… Конечно, в реальности всего этого не было. Даже у Метью Хопкинса. Но ведь на то оно и фэнтези, верно?